Главная / Аналитика / Концепция республиканской целевой программы «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011-2013гг.».

Концепция республиканской целевой программы «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011-2013гг.».

Концепция  республиканской целевой программы  «Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011-2013гг.».

 

Концепция

республиканской целевой программы

«Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Республике Татарстан на 2011-2013гг.».

 

  1. I.                  Общие положения

 

Настоящая Концепция является первым этапом разработки республиканской целевой программы Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на 2011-2013гг. (далее — Программа). Программа направлена на реализацию системы мероприятий  в сфере развития потребительского рынка Республики Татарстан.

Основанием для разработки Концепции Программы является Федеральный закон от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и на период до 2020 года.

 

 

  1. II.       Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным целям и задачам  социально-экономического развития Республики Татарстан

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.

В Республике Татарстан также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни. Потребительский рынок является своего рода индикатором, происходящих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги,  приходится около 75% всех денежных расходов населения Татарстана.

При разработке данной Концепции учтены положения Программы развития конкуренции в Республике Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009г. №934, Программы «Развитие и размещение производительных сил на основе кластерных подходов до 2020 года и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Кабинета Министров от 22.10.2008г. №763.

 

  1. III.    Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Потребительский рынок играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации.

Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка его регулированию должно отводиться одно их главнейших мест.

Целесообразность развития потребительского рынка на территории Республики Татарстан программно-целевым методом определяется необходимостью консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также комплексной увязки мероприятий по развитию потребительского рынка.

Разработка Программы позволит сконцентрировать усилия и ресурсы на решении проблем потребительского рынка Республики Татарстан, комплексном и системном решении приоритетных задач.

Программно-целевой метод позволит:

определить приоритеты, целевые критерии и пути развития потребительского рынка;

выработать оптимальные организационные, технические и экономические решения;

использовать единую систему индикаторов для анализа, планирования и прогнозирования развития потребительского рынка.

Разработка программы и системы мер по развитию потребительского рынка позволит республиканским органам управления осуществлять единую, экономическую и научно-техническую политику в преобразовании рыночной инфраструктуры, обеспечить комплексный подход к развитию всех элементов потребительского рынка, а также эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании и развитии потребительского рынка.

 

  1. IV.    Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации без использования программно-целевого метода

 

 Потребительский рынок Республики Татарстан обеспечивает сферу конечного потребления товаров и услуг 3,8 млн. жителей и более 1 млн. гостей республики.

На сегодняшний день в  Республике Татарстан функционирует около 15 тыс. предприятий розничной торговли, 4,5 тыс.предприятий общественного питания, более 4 тыс.предприятий бытового обслуживания, 92 рынка, на которых созданы 30,5 тыс. торговых мест. На предприятиях потребительского рынка республики работает 18,5% от численности занятого населения Татарстан, что составляет 334,7 тыс.человек.

В отраслевой структуре валового регионального продукта Республики Татарстан доля потребительского рынка товаров и услуг занимает второе место после промышленности и составляет 13%.

По объемам оборота розничной торговли и общественного питания Республика Татарстан  входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации, а по объему оборота бытового обслуживания населения находится на 3 месте в Российской Федерации.

Общий годовой объем оборота потребительского рынка в 2009 году составил около 434 млрд.рублей (в том числе: розничной торговли составил 393,9 млрд.руб., общественного питания 19,2 млрд.руб., объем бытовых услуг – 20,7 млрд.руб.). При этом, в прошлом году в связи с влиянием мирового кризиса наблюдалось снижение темпов роста объемов потребительского рынка, что напрямую коррелирует со снижением темпов роста покупательной способности населения.

Основу рыночной инфраструктуры сферы потребительского рынка составляет средний и малый бизнес. В 2010 году доля частного сектора в структуре реализации бытовых услуг составила 90%, в сфере общественного питания  — 98%. Доминирование малого бизнеса обусловлено ориентацией сферы  услуг на локальные рынки.

Сфера торговли, оказания услуг питания и бытовое обслуживание населения играет значительную роль в создании комфортных условий для жизни, работы и отдыха жителей и гостей республики.

 

Розничная торговля

 

По итогам работы за 7 месяцев 2010 года оборот розничной торговли в Республике Татарстан увеличился на 6,2% и составил 245,6 млрд.руб. (В среднем по России оборот розничной торговли увеличился на 3,9%).

При этом опережающими темпами растет оборот розничной торговли непродовольственными товарами, за 7 месяцев 2010г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 11,4%, оборот торговли продовольственными товарами увеличился на 1,2%. Это обусловлено ростом доходов населения и стабилизацией экономического положения. Таким образом, в структуре оборота розничной торговли в текущем году, как и в докризисный период, наибольший удельный вес занимает непродовольственная группа товаров – 52% (в 2009г. — 48,9%), доля продовольственных товаров составляет – 48% (в 2009г.- 51,1%).

Сохраняется тенденция опережения роста объемов продаж торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Крупные торговые сети в последние годы стали одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов национальной экономики, в которых  формируются порядка 20% оборота розничной торговли продовольственными товарами республики. В современных условиях форматы гипермаркетов и дискаунтеров остаются наиболее привлекательными для населения.

При этом удельный вес реализации товаров на продуктовых, вещевых и смешанных рынках уменьшается, если в 2003 году этот показатель составлял 23,7%,  то в настоящее время 9%, при среднероссийском показателе 12%.

Это, в первую очередь, связано с тем, что в республике активно развиваются сети магазинов – дискаунтеров, магазинов эконом – класса, которые являются наиболее предпочтительными для населения, располагаются в непосредственной близости от жилых кварталов, остановочных площадок, к тому же в них предлагается широкий ассортимент (от 1000 до 3000 наименований) социально-значимой продукции, преимущественно местного производителя по приемлемым ценам.

 

Общественное питание.

 

За 7 месяцев 2010 года оборот общественного питания в Республике Татарстан увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 12,8% и составил 11,8 млрд. рублей.

По объему оборота общественного питания и темпам его роста Республика Татарстан занимает 1 место среди регионов Приволжского федерального округа.

Нестабильная экономическая ситуация прошлого года внесла  значительные изменения в потребительское поведение населения. Так, по данным социологических исследований, в 2009 году российские семьи сократили расходы на питание вне дома почти вдвое: с 2153 руб. в месяц во втором полугодии 2008 г. до 1114 руб. в соответствующем периоде 2009 г. Этот  тренд характерен и для населения нашей республики. Произошел отток потребителей из более дорогих сегментов в сегменты дешевой, демократичной кухни. Данная тенденция способствует работе предпринимателей над открытием  кафе, специализированных заведений, доступных по цене, работающих в формате самообслуживания. В дневные часы этот формат предприятий сейчас наиболее востребован населением. В вечерние часы актуальны заведения с обслуживанием официантами, работающими в формате демократических ресторанов и кафе со средним чеком от 600 рублей.  

В настоящее время на рынке услуг питания республики  функционируют такие крупные сетевые компании как: ООО Управляющая компания «Роял фуд» (25 заведений), Холдинг  ресторанов и кафе «Сытый папа» (16 заведений), Компания «Татинтер Ресторантс» (14 заведений, в том числе рестораны и сеть предприятий быстрого обслуживания «Алан Аш»), сеть трактиров Старый амбар (5 заведений),  Компания «Макдональдс» (13 заведений быстрого обслуживания), предприятия которых размещены в  основном в г.г.Казани, Набережные Челны, Нижнекамске. Сетевые компании более активно работают в сегменте развития сети специализированных ресторанов и кафе: пивных, пиццерий, восточной и европейской кухни эконом-класса.

В ближайший период с учетом предстоящих мероприятий по проведению Универсиады -2013 года в г.Казани и близлежащих районах будет наблюдаться рост сети заведений общественного питания, работающих в формате демократичных кафе и ресторанов с невысоким средним чеком и максимально широким ассортиментом еды и напитков. Обострится вопрос качества предлагаемых услуг заведениями общественного питания  и соответственно привлечения в эту сферу  высококвалифицированного персонала.

 

Бытовые услуги.

 

За 7 месяцев 2010 года населению республики оказано бытовых услуг на сумму 12,8 млрд. рублей, или, 103,3% к соответствующему периоду 2009 года. Удельный вес бытовых услуг в структуре платных услуг населению составляет 15,1%.

В структуре общего объема бытовых услуг удельный  вес отдельных видов услуг  распределяется следующим образом:  ремонт и строительство жилья составляет  41,1%,  техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования – 16,6%, ритуальные  услуги – 11,7 %, услуги  парикмахерских – 7,6%,  ремонт и пошив швейных и меховых изделий – 4,7 %.

В бытовом обслуживании населения приоритетно развиваются услуги парикмахерских, различных салонов красоты и здоровья, клининговые услуги, химической чистки одежды и автосервис. Недостаточно развивается сеть предприятий по предоставлению  услуг проката, ремонта бытовой техники и прачечных. Перечисленные  сегменты услуг развиты,  прежде всего, в  городской местности. В сельских районах республики в структуре услуг по-прежнему доминируют социально-бытовые услуги традиционного типа. А в отдаленных и малонаселенных пунктах сельских районов республики практически отсутствуют услуги бытового обслуживания для населения.

 

 

 Проблемы развития отрасли.

 

Несмотря на динамичной развитие сферы потребительского рынка, многие проблемы остаются весьма актуальными.

Объемы реализации, ассортимент товаров, стабильность и их качество в розничной сети напрямую зависят от состояния оптового звена торговли республики. В настоящее время здания когда-то крупных оптовых предприятий сдаются в аренду многочисленным арендаторам, деятельность которых не охвачена единой системой статистического учета в сфере торговли. Опт перестал быть связующим звеном между производственной сферой и розничной торговлей. Сегодня практически полностью потеряна роль оптового звена непродовольственных товаров как организатора потребительского рынка, преобразовывающего производственный ассортимент в торговле.

В настоящее время обеспечение продовольственными и промышленными товарами приграничных районов Республики Татарстан осуществляется, в основном, через оптовые склады регионов Российской Федерации, граничащих с ними. Результатами недостаточного развития оптового звена являются:

—         удорожание стоимости товаров и услуг;

—         отсутствие прогнозируемого запаса товаров первой необходимости;

—         узкий ассортимент товаров в торговой сети, в том числе республиканских производителей, что влечет колебания и непредсказуемый рост цен в розничной торговле.

               Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных социальных задач развития потребительского рынка республики в среднесрочной перспективе.

На сегодняшний день 64,8% населения республики имеют среднедушевые доходы ниже среднедушевого дохода в целом по республике, а 8,6% татарстанцев имеют доход ниже прожиточного минимума.

Структура потребительского рынка республики должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров и услуг.

В настоящее время предприятия, реализующие продукцию по относительно низким ценам, в республике почти отсутствуют. Возникает вопрос сохранения социально значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей. Особенно остро эта структурная проблема проявляется на рынке бытовых услуг и услуг общественного питания. Кроме того, население с доходами ниже прожиточного минимума нуждается в дополнительной поддержке, поскольку предлагаемый дискаунтерами уровень цен не обеспечивает ему потребление на уровне стандартов потребительской корзины.

Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Особенно это актуально в преддверии проведения Универсиады 2013 года, когда качество предоставляемых услуг гостям будет одним из факторов в формировании имиджа республики.

Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованного сектора потребительского рынка – на рынках и мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции.

Конкурентоспособность секторов рынка услуг находится на низком уровне.

Актуальной остается проблема несанкционированного оказания услуг  торговли, питания и бытового обслуживания населения. Указанная деятельность осуществляется гражданами, не зарегистрированными в налоговых органах, вне помещений, часто под открытым небом на приспособленном оборудовании, что создает в том числе и нездоровую конкуренцию для предпринимателей. 

Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения труднодоступных и малонаселенных пунктов республики. В сельских местностях Республики Татарстан (26% населения) наибольшее значение приобретает рациональная организация обслуживания между сельскими поселениями, так как более или менее полный комплекс сферы услуг может быть создан только в населенных пунктах с населением  не менее 2 – 3 тыс.жителей. Но таких населенных пунктов немного, в них проживает незначительная часть сельского населения республики. Среди населенных пунктов преобладают деревни и поселки с числом жителей менее 200 человек. Как правило, они целиком зависят в отношении обслуживания от ближайших более крупных пунктов, расстояние до которых, состояние дорожной сети и наличие автобусного сообщения между ними имеют немалое значение.

В Республике Татарстан проживает более 300 тыс.инвалидов, это 8% от всего населения. Вопрос обеспечения доступности предприятий потребительского рынка и услуг для лиц с ограниченными возможностями в республике остается не решенным.

Также остается проблема обеспечения больных диетическим питанием в предприятиях розничной торговли, отделы по реализации продуктов диетического питания представлены слабо либо вообще отсутствуют.

Пути решения этих вопросов отражены при формулировании целей и задач Программы.

 

  1. V.               Предложения о целях и задачах программы, целевых индикаторах, позволяющих оценивать ход реализации целевой программы по годам

 

Основными целями Программы являются:

— повышение социально-экономической эффективности функционирования потребительского рынка и формирование конкурентной среды на территории Республики Татарстан;

— обеспечение доступности качественных и безопасных товаров, услуг питания и бытовых услуг для жителей и гостей республики.

Для достижения этих целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:

  1. 1.                 Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка:

Реализация  государственной политики в сфере потребительского рынка путем совершенствования нормативно правового обеспечения;

Формирование единого информационного пространства взаимодействия органов управления потребительским рынком;

Содействие формированию механизмов саморегулирования в сфере потребительского рынка;

Разработка и реализация территориальных программ развития торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг на 2011 – 2013 г.г.;

Выработка предложений по поэтапной замене пластиковых упаковочных пакетов на бумажные и биоразлагающиеся упаковки в предприятиях потребительского рынка.

  1. 2.           Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и повышение территориальной доступности товаров и услуг для населения  Республики Татарстан:

Проведение мониторинга обеспеченности населения Республики. Татарстан площадью торговых объектов, услугами общественного питания и бытового обслуживания с выявлением проблемных зон;

Упорядочение размещений нестационарных объектов потребительского рынка;

Открытие, реконструкция и модернизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в городах и районах республики;

Обеспечение упорядочения деятельности розничных рынков;

Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных сельских населенных пунктах;

Разработка мер по расширению отделов диетического питания в магазинах продовольственных товаров;

Разработка и реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан в предприятиях потребительского рынка.

  1. 3.           Повышение экономической доступности товаров для населения Республики Татарстан:

Проведение мониторинга цен на социально значимые товары и услуги;

Разработка комплекса мер по усилению социальной направленности развития потребительского рынка;

Проведение ярмарок, в том числе с привлечением республиканских производителей сельскохозяйственной продукции, а также хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками по сниженным ценам.

  1. 4.           Упорядочение инфраструктуры оптовой торговли и оптимизации системы товароснабжения:

Разработка мер по стимулированию инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставки, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю;

Стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сельскохозяйственного сырья;

Формирование и развитие сети фирменных магазинов сельскохозяйственных и промышленных предприятий Республики Татарстан;

Развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольственного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-магазины и т.д.);

Разработка и реализация мер по поддержке отечественных, в том числе республиканских производителей. 

  1. 5.           Формирование конкурентной среды на внутреннем потребительском рынке:

Совершенствование системы поддержки кредитования малого и среднего предпринимательства, разработка программ кредитования,  применение современных финансовых технологий, методическое и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;

Организация и проведение конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» и привлечение предприятий  к  участию во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России»;

Организация и проведение конкурсов на лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Проведение акций «Покупай татарстанское»;

Стимулирование деловой активности субъектов к участию в республиканских, межрегиональных и международных ярмарок, выставок товаров и услуг;

Проведение дней национальной кухни, конкурсов, чемпионатов, фестивалей кулинарного мастерства и сервиса;

Мониторинг конкурентной ситуации на потребительском рынке. 

  1. 6.           Повышение качества и безопасности  товаров и оказываемых услуг, совершенствование защиты прав потребителей:

Проведение мониторинга качества товаров и услуг (товаров), реализуемых на территории Республики Татарстан;

Формирование и реализация мер противодействия теневому обороту, контрафактной продукции по предотвращению поступления на республиканский рынок опасных для здоровья и жизни населения, а также некачественных и фальсифицированных товаров;

Стимулирование увеличения объемов производства высококачественной пищевой продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;

Разработка и реализация информационной политики государства в области повышения степени информированности потребителей о качестве и характеристиках товаров и услугах;

Совершенствование системы организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы;

Внедрение добровольной сертификации предприятий потребительского рынка;

Совершенствование кадровой подготовки персонала для отрасли;

Совершенствование защиты прав потребителей, путем координации действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории Республики Татарстан.

В целях осуществления контроля реализации Программы используется система целевых индикаторов и показателей, позволяющих осуществлять ее мониторинг и оценивать результаты (Приложение №1).

Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.

 

 

 

 

  1. VI.                                  Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем

 

Исходные сценарии прогноза макроэкономических показателей, определяющих развитие потребительского рынка и услуг, формируются в соответствии с прогнозами  социально-экономического развития Республики Татарстан, а также основными положениями, содержащимися в проекте Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года.

В качестве базового сценария условий реализации Программы  принят реалистический вариант прогноза макроэкономических показателей  развития Российской Федерации и Республики Татарстан, рассматривающий 2011 год, как период стагнации экономики, включая динамику реальных доходов и покупательной способности населения, и 2012-2013 годы, как период начала экономического роста.

«Оптимистический» (инновационный) вариант предполагает высокие темпы роста реальных доходов населения и начало экономического роста с 2011 года.

При «пессимистическом» сценарии предполагается, что фаза стагнации будет продлена на рассматриваемую среднесрочную перспективу. В этом случае потребуется соответствующая ежегодная корректировка целевых показателей Программы, предусмотренная механизмом их реализации.

Выполнение Программы на среднесрочную перспективу связано с наличием ряда рисков. Источниками их существования является зависимость конъюнктуры потребительского рынка, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных факторов.

На развитие сферы торговли и на объем потребления услуг в Республике Татарстан в первую очередь влияют:

—       динамика численности населения города, включая временное;

—       динамика реальных доходов населения;

—       изменение степени дифференциации населения города по уровню доходов;

—       темпы инфляции на потребительские товары и услуги;

—       изменение курса рубля;

—       увеличение социальных выплат населению.

При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка Программы в рамках создаваемого механизма ее управления.

 

 

 

  1. VII.                               Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом

Срок реализации Программы  — 2011 – 2013 годы.

Первый этап – 2011  год (начало реализации Программы и мероприятий Программы, разработка и реализация территориальных программ развития торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг на 2011 –2013 гг.; проведение работ по созданию открытой и доступной информационной базы о состоянии потребительского рынка, разработка необходимых нормативно правовых документов, проведение всестороннего анализа отдельных проблемных вопросов (наличия саморегулируемых организаций, применения экологической упаковки и выявление потенциальных производителей и поставщиков данной упаковки, обеспеченности населения социальной инфраструктурой потребительского рынка и т.д.) и составление конкретного плана по их решению, реализация мероприятий по работе  с республиканскими товаропроизводителями по организации производства и расширению ассортимента производимых  продуктов для  диетического питания населения республики, выполнение годовых показателей, мониторинг и их корректировка).

Второй этап – 2012 год (реализация Программы и мероприятий Программы; выполнение годовых показателей, мониторинг и  их корректировка; осуществление мероприятий по содействию создания саморегулируемых организаций в сфере потребительского рынка, начало работы по внедрению применения экологической упаковки на предприятиях потребительского рынка, по обустройству объектов потребительского рынка специальными устройствами для инвалидов, разработка нормативного документа по определению обязательного перечня продуктов диетического питания для торговых предприятий, привлечение предприятий потребительского рынка к системному обслуживанию социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги.

Третий этап – 2013 год (реализация Программы и мероприятий Программы; выполнение годовых показателей, продолжение  работы по внедрению применения экологической упаковки на предприятиях потребительского рынка, по обустройству объектов потребительского рынка специальными устройствами для инвалидов, мониторинг и подведение итогов  по  реализации программы и мероприятий; г).

Дополнительно в рамках Программы будут реализовываться мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры потребительского рынка, упорядочению деятельности розничных рынков и нестационарных объектов, совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса, проведению конкурсов, чемпионатов, фестивалей профессионального мастерства, повышение качества и безопасности предоставляемых услуг, совершенствование защиты прав потребителей, повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка.  Указанные мероприятия не выделяются в отдельные этапы и запланированы к реализации в течение всего срока исполнения Программы.

 

  1. VIII.    Предложения об объемах, источниках и основных направлениях финансирования целевой программы

 

Реализация Программы предполагается за счет средств бюджета Республики Татарстан, средств бюджетов местных органов власти и внебюджетных источников.

В 2011 году финансирование мероприятий программы будет осуществляется за счет внебюджетных источников, средств бюджетов органов местного самоуправления и текущего финансирования министерств и ведомств Республики Татарстан (резервного фонда Кабинета Министров).

Бюджетные ассигнования на финансирование республиканской целевой Программы предусматривается направить:

— на инвестиционные цели в форме бюджетных субсидий на реализацию проектов развития материально-технической базы оптового продовольственного комплекса; строительство логистических центров поставок;

— на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих деятельность в сельской местности;

— субсидирование части затрат предпринимателям (на аренду помещения), оказывающих скидки социально незащищенным слоям населения в рамках собственных дисконтных программ, либо по социальным картам;

— на проведение научно-исследовательских работ по проблемам повышения качества и безопасности товаров, а именно разработке методического инструментария по анализу и диагностике качества производимых и потребляемых товаров и услуг,

— на реализацию информационной политики государства в области повышения степени информированности потребителей о качестве и характеристиках товаров и услуг.

Строительство и модернизация предприятий потребительского рынка, оборудование предприятий потребительского рынка специальными устройствами для инвалидов, внедрению экологической упаковки  должны преимущественно осуществляться за счет собственных средств предприятий и привлеченных ими коммерческих кредитов, льготных налоговых послаблений использования механизмов лизинга и других источников финансирования.

Информация о объемах ресурсов, необходимых для реализации Программы, сроках и источниках финансирования в разбивке по годам будет отражена в Программе.

Содержание и объемы финансирования мероприятий подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год с учетом сроков реализации Программы на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.

 

  1. IX.                                  Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

 

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Республики Татарстан.

Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу потребительского рынка при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса а также формирование современной инфраструктуры потребительского рынка с учетом потребностей населения.

Увеличение занятости населения, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг отражает социальную эффективность Программы.

Социальная эффективность Программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.

Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по отношению к нормативным индикаторам, утвержденным Программой.

 

  1. X.       Предложения об участии в Программе исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, ответственных за ее формирование и реализацию

 

К формированию и реализации Программы предполагается привлечь следующие органы исполнительной власти Республики Татарстан:

— Министерство экономики Республики Татарстан;

— Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

— Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;

— Министерство внутренних дел Республики Татарстан;

— Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ;

— Министерство образования и науки РТ;

— Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан;

— Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан;

— Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан;

— Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу;

— Государственную инспекцию Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей;

— Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ;

— органы местного самоуправления Республики Татарстан.

А также, Союз организаций потребительской кооперации, Ассоциацию Рестораторов и Отельеров г.Казани и Республики Татарстан, Ассоциацию предприятий бытового обслуживания населения Республики Татарстан, предприятия потребительского рынка Республики Татарстан.

Организацию мероприятий по формированию Программы предлагается возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Реализацию Программы предлагается осуществить при общем руководстве Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан и участии иных органов исполнительной власти Республики Татарстан по перечню, определенному при формировании Программы.

Управление и оперативный контроль за реализацией Программы предлагается закрепить за Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.

С этой целью им выполняются следующие функции:

разработка нормативной правовой базы деятельности и развития потребительского рынка, необходимой для реализации Программы;

определение промежуточных этапов реализации Программы, их целей и сроков исполнения;

нормативное правовое сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение Программы;

формирование отчетных данных, организация ведения ежеквартальной отчетности по реализации мероприятий Программы и направление необходимой информации о ходе выполнения Программы в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2008 г. N 412 Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ.

 

 

 

  1. Предложения о государственных заказчиках и разработчиках Программы

 

Государственным заказчиком разработки Программы предлагается определить Кабинет Министров Республики Татарстан.

Разработчиком Программы предлагается определить Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Целевые индикаторы Программы

№ п/п.

Наименование целевого показателя (индикатора) Программы

Отчет за

2009 г.

Оценка

Прогноз

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013г.

1.

Темп роста объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, %

97,8

103

103,5

104

105

2.

Темп роста объема оборота общественного питания в сопоставимых ценах, %

85

100,5

103

103

104

3.

Темп роста объема объема реализации бытовых услуг населению, %

103

108

109

109

110

4.

Обеспеченность в предприятиях потребительского рынка на

1000 жителей:

—      торговая площадь, кв.метров

 

 

560

 

 

552

 

 

580

 

 

593

 

 

618

 

—      число посадочных мест на предприятиях общественного питания, единиц

72,8

73

73,5

80

85,5

 

—        число рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания, единиц

4,3

4,4

4,5

4,6

4,7

5.

Доля современных предприятий розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в обороте розничной торговли прод.товарами, %

20

20

22

22,5

23

6.

Количество предприятий потребительского рынка и услуг, оказывающих услуги со скидками для малообеспеченных граждан

52

49

52

60

69

7.

Индекс превышения среднедушевого оборота розничной торговли и объема платных услуг относительно прожиточного минимума в Республике Татарстан,%.

266,8

266,4

268,6

272,2

299,2

8.

Доля продукции республиканских производителей в объеме продаж сетевых торговых компаний, %.

34

45

45,5

46

46

9.

Доля импорта в потреблении продовольствия (порог продовольственной безопасности), %.

21,1

21

20,5

20

20

10.

Создание рабочих мест, единиц

1500

3000

4500

4500

6000

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее