Главная / Аналитика / Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года

Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года

Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до  2020 года

С Т Р А Т Е Г И Я

развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до

2020 года

 

Потребительский рынок Ставропольского края функционирует как крупная составная часть единого социально-экономического комплекса края.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе краевых рынков, его доля в ВРП  — 19 процентов.

Численность занятых в торговле в крае составляет 200 тысяч человек – 7,4 процента от общей численности населения края, в бытовом обслуживании занято около 20 тысяч человек.

С точки зрения развития торговли, Ставропольский край является осевым регионом Северного Кавказа.

Потребительский рынок края характеризуется стабильно высоким, начиная с 2000 года, ежегодным ростом товарооборота с высокими темпами развития материально-технической  базы и уровнем насыщенности товарами и услугами.

Исходя из анализа современного состояния торговли, общественного питания и бытовых услуг населению в крае, разработана Стратегия развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года.  

Реализация Стратегии предполагает решение следующих приоритетных задач:

Задача 1. Государственная координация и правовое регулирование в сфере потребительского рынка.

Механизм реализации данной задачи предусматривает  участие в разработке федерального законодательства с учетом стратегических задач,  принятие нормативно-правовых актов, регулирующих процесс реализации Стратегии, разработку  и реализацию краевых целевых и ведомственных программ, конкретизирующих Стратегию.

Задача 2. Обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации,  пропорционального развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка в городских округах и муниципальных  районах края.

Реализация задачи путем:

2.1. развития и совершенствования инфраструктуры и организации розничной торговли и доведения показателя обеспеченности торговой площадью на  1 тыс. человек до 500 кв. метров, в том числе путем интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы,  развития фирменной торговли местных товаропроизводителей, разработки и соблюдения  схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований края, комплексного развития предприятий потребительского рынка в отдаленных сельских населенных пунктах, электронной торговли;

2.2. приведения деятельности розничных рынков края в соответствие с требованиями законодательства,  создания условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции;

2.3. ликвидации стихийной торговли на территории края;

2.4. развития и совершенствования инфраструктуры и организации общественного питания,  в особенности организации питания учащихся образовательных учреждений (100 % охват горячим питанием);

2.5. содействия развитию цивилизованного,   конкурентного  оптового  рынка,   предусматривающего:

— рост   числа   крупных оптовых   структур,  выступающих  организаторами оптового оборота;

- привлечение владельцев и операторов мелкооптовых рынков  к созданию современных объектов оптовой и оптово-розничной торговли в качестве инвесторов;

—  оптимизацию товаропроводящей системы, уменьшение доли посредников на оптовом рынке;

2.6. развития и совершенствования инфраструктуры и организации бытового обслуживания населения,  комплексного развития бытовых услуг в сельской местности, доведения уровня обеспеченности бытовыми услугами в сельской местности до 7 рабочих мест на 1000 жителей и до 10 – в городской.

Задача 3. Создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции.

Реализация задачи путем:

3.1. декриминализации сферы потребительского рынка, легализации теневого оборота, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией через рационализацию государственного регулирования и контроля деятельности  в  сфере потребительского рынка на принципах безусловного верховенства закона, обеспечения единства прав и ответственности контролирующих органов;

3.2. дебюрократизации  процедуры выхода на потребительский рынок края новых предприятий и обеспечения эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования;

3.3. в рамках краевой целевой программы  «Защита прав потребителей в Ставропольском крае»:

— создания доступной для населения Ставропольского края организационной системы защиты прав потребителей, организации кон­сульта­тив­ной, юри­дической по­мощи потребителям, со­действия до­судеб­ному и судебному  урегулирова­нию споров;

— создания и развития краевой образовательной и пропагандистской системы по вопросам защиты прав потребителей;

3.4. в рамках краевой целевой программы  «Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения  Ставропольского края на 2008-2010 годы»:

— проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, вытеснения с потребительского рынка Ставропольского края поставщиков некачественных пищевых продуктов;

— широкого и достоверного информирования потребителей через средства массовой информации о высококачественных и безопасных пищевых продуктах и их производителях.

Задача 4. Создание точек роста, особой экономической зоны регионального уровня.

4.1. Содействовать развитию потребительского рынка на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод, благоприятствующего внедрению высокотехнологичных форм торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

4.2. Определить рыночную структуру региона Кавказских Минеральных Вод для создания крупного современного торгового комплекса, включающего в себя  оптовую инфраструктуру.

Расположение региона КМВ на пересечении крупнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих большинство регионов Северного Кавказа с другими частями России, способствует его развитию внутри Ставропольского края как крупнейшего центра оптовой торговли Юга РФ. Регион находится в центре большого потребительского рынка, насчитывающего 5–6 млн. человек, в зоне 4–5-часовой транспортной доступности от г. Пятигорска.

Задача 5. Развитие торговой деятельности потребительской кооперации.

Основными путями развития потребительской кооперации Ставропольского края являются:

—  увеличение степени охвата горячим питанием учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений;

— увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте, проникновение на рынки городов края для торговли сельскохозяйственными продуктами, закупленными у сельского населения и в фермерских хозяйствах;

— расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых организаций розничной торговли путем их реконструкции и технического перевооружения, рациональное использование имеющихся площадей организаций розничной торговли (в малых населенных пунктах) на основе преобразования их в «Магазины — приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов и др.;

— улучшение торгового обслуживания населения на основе организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи потребительских товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;

— организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию.

Задача 6. Формирование механизма социальных гарантий и регулирование цен в сфере социально  значимых товаров и услуг.

Реализация задачи путем:

6.1. введения в потребительскую сферу элементов государственного ценообразования:

— заключение соответствующих соглашений;

— содействие развитию логистических центров, особенно в части реализации национального проекта развития агропромышленного комплекса края;

6.2. реализации принципа частно — государственного партнерства:

— регулирование уровня заработной платы в отрасли путем заключения региональных соглашений,  организации контроля и государственного надзора за обязательным их исполнением;

— разработка и реализация социально значимых инвестиционных проектов в части создания сети обслуживания льготных категорий населения (определение и формы государственного участия): магазинов-дискаунтеров, предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, студентов, школьников и учащихся колледжей, детей в дошкольных учреждениях, предприятий  бытового обслуживания, оказывающих социально значимые виды услуг.

Задача 7. Обеспечение доступности товаров местных производителей в торговую сеть края,  а также создание условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции (крестьянско — фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан).

Реализация задачи путем:

7.1. поддержки местных товаропроизводителей, в том числе в организации ими  собственных  товаропроводящих  сетей (создание межрайонных распределительных складов, баз хранения с условиями для первичной обработки и упаковки);

7.2. развития фирменной торговли местных товаропроизводителей;

7.3. развития  оптовой рыночной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием:

—  крупных универсальных торгово — логистических центров по доставке товаров от производителя  к продавцу;

— внедрение в оптовое звено хранения, фасовки и перерабатывающих производств;

— развитие ярмарочной деятельности;

7.4. содействия созданию на территории края федеральной особой экономической зоны агропромышленного типа — агрозоны «Изумрудная долина». Задача этой зоны – создание современного высокотехнологичного и высокоэффективного экологически чистого сельскохозяйственного производства на уровне лучших мировых стандартов, а также системы переработки сельскохозяйственной продукции и выпуска брендовых продуктов питания.

Задача 8. Защита прав потребителей, совершенствование  системы контроля  качества и безопасности товаров и услуг.

Задача 9. Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг.

Более подробно ознакомиться со Стратегией развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года можно на официальном сайте Правительства Ставропольского края  www.stavregion.ru.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее