...

Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года

Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до  2020 года

С Т Р А Т Е Г И Я

развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до

2020 года

 

Потребительский рынок Ставропольского края функционирует как крупная составная часть единого социально-экономического комплекса края.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе краевых рынков, его доля в ВРП  – 19 процентов.

Численность занятых в торговле в крае составляет 200 тысяч человек – 7,4 процента от общей численности населения края, в бытовом обслуживании занято около 20 тысяч человек.

С точки зрения развития торговли, Ставропольский край является осевым регионом Северного Кавказа.

Потребительский рынок края характеризуется стабильно высоким, начиная с 2000 года, ежегодным ростом товарооборота с высокими темпами развития материально-технической  базы и уровнем насыщенности товарами и услугами.

Исходя из анализа современного состояния торговли, общественного питания и бытовых услуг населению в крае, разработана Стратегия развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года.  

Реализация Стратегии предполагает решение следующих приоритетных задач:

Задача 1. Государственная координация и правовое регулирование в сфере потребительского рынка.

Механизм реализации данной задачи предусматривает  участие в разработке федерального законодательства с учетом стратегических задач,  принятие нормативно-правовых актов, регулирующих процесс реализации Стратегии, разработку  и реализацию краевых целевых и ведомственных программ, конкретизирующих Стратегию.

Задача 2. Обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации,  пропорционального развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка в городских округах и муниципальных  районах края.

Реализация задачи путем:

2.1. развития и совершенствования инфраструктуры и организации розничной торговли и доведения показателя обеспеченности торговой площадью на  1 тыс. человек до 500 кв. метров, в том числе путем интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы,  развития фирменной торговли местных товаропроизводителей, разработки и соблюдения  схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований края, комплексного развития предприятий потребительского рынка в отдаленных сельских населенных пунктах, электронной торговли;

2.2. приведения деятельности розничных рынков края в соответствие с требованиями законодательства,  создания условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции;

2.3. ликвидации стихийной торговли на территории края;

2.4. развития и совершенствования инфраструктуры и организации общественного питания,  в особенности организации питания учащихся образовательных учреждений (100 % охват горячим питанием);

2.5. содействия развитию цивилизованного,   конкурентного  оптового  рынка,   предусматривающего:

– рост   числа   крупных оптовых   структур,  выступающих  организаторами оптового оборота;

- привлечение владельцев и операторов мелкооптовых рынков  к созданию современных объектов оптовой и оптово-розничной торговли в качестве инвесторов;

–  оптимизацию товаропроводящей системы, уменьшение доли посредников на оптовом рынке;

2.6. развития и совершенствования инфраструктуры и организации бытового обслуживания населения,  комплексного развития бытовых услуг в сельской местности, доведения уровня обеспеченности бытовыми услугами в сельской местности до 7 рабочих мест на 1000 жителей и до 10 – в городской.

Задача 3. Создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции.

Реализация задачи путем:

3.1. декриминализации сферы потребительского рынка, легализации теневого оборота, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией через рационализацию государственного регулирования и контроля деятельности  в  сфере потребительского рынка на принципах безусловного верховенства закона, обеспечения единства прав и ответственности контролирующих органов;

3.2. дебюрократизации  процедуры выхода на потребительский рынок края новых предприятий и обеспечения эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования;

3.3. в рамках краевой целевой программы  «Защита прав потребителей в Ставропольском крае»:

– создания доступной для населения Ставропольского края организационной системы защиты прав потребителей, организации кон­сульта­тив­ной, юри­дической по­мощи потребителям, со­действия до­судеб­ному и судебному  урегулирова­нию споров;

– создания и развития краевой образовательной и пропагандистской системы по вопросам защиты прав потребителей;

3.4. в рамках краевой целевой программы  «Обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения  Ставропольского края на 2008-2010 годы»:

– проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, вытеснения с потребительского рынка Ставропольского края поставщиков некачественных пищевых продуктов;

– широкого и достоверного информирования потребителей через средства массовой информации о высококачественных и безопасных пищевых продуктах и их производителях.

Задача 4. Создание точек роста, особой экономической зоны регионального уровня.

4.1. Содействовать развитию потребительского рынка на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод, благоприятствующего внедрению высокотехнологичных форм торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

4.2. Определить рыночную структуру региона Кавказских Минеральных Вод для создания крупного современного торгового комплекса, включающего в себя  оптовую инфраструктуру.

Расположение региона КМВ на пересечении крупнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих большинство регионов Северного Кавказа с другими частями России, способствует его развитию внутри Ставропольского края как крупнейшего центра оптовой торговли Юга РФ. Регион находится в центре большого потребительского рынка, насчитывающего 5–6 млн. человек, в зоне 4–5-часовой транспортной доступности от г. Пятигорска.

Задача 5. Развитие торговой деятельности потребительской кооперации.

Основными путями развития потребительской кооперации Ставропольского края являются:

–  увеличение степени охвата горячим питанием учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, средних специальных учебных заведений;

– увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте, проникновение на рынки городов края для торговли сельскохозяйственными продуктами, закупленными у сельского населения и в фермерских хозяйствах;

– расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых организаций розничной торговли путем их реконструкции и технического перевооружения, рациональное использование имеющихся площадей организаций розничной торговли (в малых населенных пунктах) на основе преобразования их в «Магазины – приемозаготовительные пункты», занимающиеся наряду с торговлей, приемом заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов и др.;

– улучшение торгового обслуживания населения на основе организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажи потребительских товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;

– организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию.

Задача 6. Формирование механизма социальных гарантий и регулирование цен в сфере социально  значимых товаров и услуг.

Реализация задачи путем:

6.1. введения в потребительскую сферу элементов государственного ценообразования:

– заключение соответствующих соглашений;

– содействие развитию логистических центров, особенно в части реализации национального проекта развития агропромышленного комплекса края;

6.2. реализации принципа частно – государственного партнерства:

– регулирование уровня заработной платы в отрасли путем заключения региональных соглашений,  организации контроля и государственного надзора за обязательным их исполнением;

– разработка и реализация социально значимых инвестиционных проектов в части создания сети обслуживания льготных категорий населения (определение и формы государственного участия): магазинов-дискаунтеров, предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, студентов, школьников и учащихся колледжей, детей в дошкольных учреждениях, предприятий  бытового обслуживания, оказывающих социально значимые виды услуг.

Задача 7. Обеспечение доступности товаров местных производителей в торговую сеть края,  а также создание условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции (крестьянско – фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан).

Реализация задачи путем:

7.1. поддержки местных товаропроизводителей, в том числе в организации ими  собственных  товаропроводящих  сетей (создание межрайонных распределительных складов, баз хранения с условиями для первичной обработки и упаковки);

7.2. развития фирменной торговли местных товаропроизводителей;

7.3. развития  оптовой рыночной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием:

–  крупных универсальных торгово – логистических центров по доставке товаров от производителя  к продавцу;

– внедрение в оптовое звено хранения, фасовки и перерабатывающих производств;

– развитие ярмарочной деятельности;

7.4. содействия созданию на территории края федеральной особой экономической зоны агропромышленного типа – агрозоны «Изумрудная долина». Задача этой зоны – создание современного высокотехнологичного и высокоэффективного экологически чистого сельскохозяйственного производства на уровне лучших мировых стандартов, а также системы переработки сельскохозяйственной продукции и выпуска брендовых продуктов питания.

Задача 8. Защита прав потребителей, совершенствование  системы контроля  качества и безопасности товаров и услуг.

Задача 9. Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг.

Более подробно ознакомиться со Стратегией развития потребительского рынка Ставропольского края на период до 2020 года можно на официальном сайте Правительства Ставропольского края  www.stavregion.ru.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий