Главная / Аналитика / Формирование здорового образа жизни в средней школе (методическое пособие). Основы рационального питания. Часть третья

Формирование здорового образа жизни в средней школе (методическое пособие). Основы рационального питания. Часть третья

Во второй колонке таблицы –  продукты питания, которые желательно употреблять с осторожностью, ограничено. Обычно те компоненты, из которых состоят эти продукты, нужны организму человека. Однако сочетание этих компонентов не является оптимальным. Например, в таких продуктах может с избытком содержаться сахар. Соответственно, если не злоупотреблять продуктами, обозначенными желтым цветом, то и вероятность появления проблем со здоровьем будет ниже. Если употреблять эти продукты много или часто, то могут развиться те или иные заболевания, связанные с характером питания человека. Врачи их еще называют «алиментарными болезнями».

Наконец, в третьей колонке –  те продукты питания, регулярное или даже однократное употребление которых может привести к ухудшению состояния здоровья человека. Наиболее часто как результат их систематического употребления развивается ожирение (избыточная масса тела), которое в дальнейшем приводит к другим заболеваниям, например, атеросклерозу, возможно сокращение продолжительность жизни человека. Продуктов питания, обозначенных красным цветом, лучше стараться избегать .

Для наглядности лучше всего в классе повесить плакат с изображением продуктов питания на разном фоне или же предложить нарисовать подобный плакат на уроке рисования или черчения. Хорошо, если дети регулярно будут видеть информацию относительно того, какие продукты питания полезны, а какие продукты вредны для здоровья.

В рамках обучения школьников основам рационального питания может быть эффективно проведение специальных тематических уроков по разным предметам (табл. 4). Приводимые в таблице темы являются примерными и могут изменяться в зависимости от нагрузки и особенностей программы. Важно лишь то, что практически в рамках каждого предмета могут быть даны сведения о рациональном питании. Такой междпредметный подход может позволить более эффективно развивать у школьников навыки рационального питания.

Таблица 4. Примерное содержание тематических уроков по рациональному питанию

Предмет

Содержание занятия

Биология

Основные компоненты пищи, их значение.

 

Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта

 

Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

 

Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека.

География

Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания

ИЗО

Рисунок «Мое меню»

Иностранный язык

Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием

История

Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены

Классный час

Обсуждение вопросов рационального питания

Литература

Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А.Пушкин «Евгений Онегин», А.Толстой «Война и мир», Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.)

ОБЖ

Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья

Обществознание,

Обсуждения проблемы питания в обществе

классный час

Ролевая игра «Суд над фаст-фудом»

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием

Физика

Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.

Химия

Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.

 

Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма

Черчение, информатика

Чертеж пирамиды рационального питания (рис. 5)

 

Как следует из данных таблицы 4, обучение рациональному питанию школьников должно проводиться постоянно на всем протяжении их пребывания в школе. Подобные программы не могут быть разовыми акциями, за исключением случаев проведения специальных игр, викторин и т.д. Но и в этом случае желательным является совпадение тематик разовых акций с общей воспитательной работой школы по формированию у детей и подростков навыков рационального питания.

 

 

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее