...

Типы и виды услуг общепита

Типы и виды услуг общепита Директору ресторана

Потребителем услуги является физическое или юридическое лицо, использующие продукцию предприятий общественного питания для личных нужд (питания), не связанных с извлечением прибыли. Физические или юридические лица могут покупать у предприятий общественного питания продукцию и для дальнейшей перепродажи, выступая при этом в качестве посредника между производителем и потребителем услуги с целью извлечения прибыли.

Основное назначение услуг общественного питания – производство, реализация, организация потребления, организация досуга индивидуальных потребителей. При этом удовлетворяются социальные и физиологические потребности населения. Предприятия общественного питания за счет предоставления основных услуг удовлетворяют свои экономические интересы. Таким образом, услуга предприятия общественного питания направлена на потребителя и призвана удовлетворять его потребности. Необходимо подчеркнуть, что предоставление услуги важно не только для потребителя, но и для самого предприятия и общества в целом.

Для производства продукции общественного питания, осуществления эффективной деятельности необходимо, чтобы предприятие общественного питания планомерно и бесперебойно снабжалось товарами и сырьем. Поэтому предприятия устанавливают хозяйственные связи с производителями и поставщиками товаров. Этим они оказывают определенные услуги: стимулирование сбыта, логистические, финансовые, рекламные, маркетинговые и др.

Предприятие общественного питания, предоставляющее широкий спектр услуг, содействует занятости населения, поскольку выполнение этих услуг требует наличия квалифицированного персонала.

Бюджеты различных уровней пополняются доходами от продажи услуг предприятий общественного питания. От предоставления качественных и соответствующих спросу потребителей услуг зависят доходы государства. Кроме того, наличие предприятий, предоставляющих широкий ассортимент качественных услуг, создает определенный имидж территории. В то же время предоставление услуг выгодно и самому предприятию, поскольку формирует благоприятное отношение потребителей, повышает конкурентоспособность предприятия и создает дополнительные доходы.

Основные услуги предприятия общественного питания направлены на потребителя, т.е. предназначены для удовлетворения его потребностей: в еде, общении, отдыхе и развлечении. Именно от спроса населения зависят состав и структура хозяйственных связей, персонала и то, на какие доходы может рассчитывать предприятие в будущем.

Каждый потребительский продукт концентрирует в себе полезные свойства, целевую направленность, качественные характеристики, которые в соответствующем сочетании позволяют ему найти на рынке своего покупателя и превратиться в товар. Для того чтобы стать товаром, продукт необходимо дополнить соответствующим набором действий со стороны предприятий общественного питания, удовлетворяющих нужды и потребности потребителя, предоставляющих ему возможность выбора
и потребления продукции в комфортных условиях.

Услуга имеет также частный характер, так как предоставляется конкретному потребителю.

При всем разнообразии услуг предприятий общественного питания они обладают как общими для основной массы услуг, так и специфическими свойствами.

Рассмотрим подробнее некоторые общие услуги предприятий общественного питания.

 

Неразрывность производства услуг и потребления

В отличие от материальных товаров, которые производятся, хранятся на складе, распределяются через многочисленных посредников, услуги обычно предоставляются и потребляются одновременно. Взаимодействие продавца и потребителя услуги – отличительная характеристика услуги как товара.

Непостоянство содержательных характеристик. Услуга может быть стабильной по качеству, но в процессе обслуживания эта стабильность может быть нарушена. Различное обслуживание объектом или субъектом обусловливается особенностями обслуживания в определенные моменты. Со временем мастерство продавца может повышаться или снижаться, технические средства могут изнашиваться или совершенствоваться (модернизироваться).

К тому же в зависимости от субъективного фактора приобретенная потребителем услуга сегодня может показаться ему неудовлетворительной, а завтра (например, под влиянием друзей) это мнение может измениться. Качество услуги во многом определяется состоянием источника, уровнем его квалификации, настроением. Это связано с тем, что в процессе предоставления и потребления услуг участвуют люди, а поведение и взаимоотношения людей обычно не предсказуемы и не отличаются последовательностью.

  • Услуги предприятий общественного питания
  • Общие
  • Специфические
  • Неразрывность производства и потребления
  • Непостоянство содержательных характеристик
  • Несохраняемость услуг
  • Непостоянство содержательных характеристик
  • Адресность услуг
  • Разнообразный объем и характер услуг в разрезе отдельных типов предприятий
  • Личное участие потребителя
    в процессе получения услуги
  • Многообразие форм обслуживания
  • Зависимость результата не только от производителя, но и от потребителя
  • Оказание многих видов услуг, не сопровождаемое сменой прав собственности и изменением имущественных отношений между потребителем и произво­дителем
  • Оказание услуги в условиях ограниченности знаний об объекте
  • Разнообразие и противоречивое толкование понятия «эффективность услуги»
  • Субъективный характер оценки качества услуги
  • Тесная связь набора и качества предоставляемых услуг требованиям населения

Предприятия общественного питания за оказываемые услуги по производству, реализации и организации потребления продукции взимают плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая наценка к цене закупленных сырья и товаров. Чем богаче общество, тем выше требования

Несохраняемость услуг.

Спрос на товары и услуги часто нестабилен, но в отличие от товаров, запасы которых можно изменять в зависимости от спроса, услуги хранить нельзя.

к качеству обслуживания, и, соответственно, выше доля торговых наценок в цене продукции.

Целевая аудитория, ассортимент реализуемой продукции, характер спроса на продукцию и услуги общественного питания зависят от типа и специализации предприятия общественного питания.

С ростом благосостояния потребителей ассортимент и качество услуг будут расти на всех предприятиях общественного питания. В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям.

Любая услуга общественного питания должна быть удобной для потребителей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Ассортимент и качество услуг зависят от условий работы предприятия, его специализации и типа, места расположения, квалификации работников. Предоставление широкого ассортимента качественных услуг на предприятиях общественного питания способствует росту товарооборота, а следовательно, положительно влияет на доходность предприятия.

Услуги предприятий общественного питания, предлагаемые посетителям, многообразны. Для эффективного управления и повышения эффективности услуг их необходимо классифицировать. Однако вопрос классификации услуг общественного питания в отечественной и зарубежной литературе является малоизученным; как зарубежные, так и отечественные авторы по-разному определяют не только понятие «услуги», но и с разных точек зрения осуществляют их классификацию.

Сравнительный анализ отечественных классификаций услуг предприятий общественного питания представлен в табл. 8.

 

Таблица 8 Сравнительный анализ классификаций услуг предприятий общественного питания

ГОСТ Р 50764–95 М.А. Николаева А.Т. Васюкова,
В.И. Пивоваров,
К.В. Пивоваров
1. Услуги питания.

2. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий.

3. Услуги по организации потребления и обслуживания.

4. Услуги по реализации кулинарной продукции.

5. Услуги по организации досуга.

6. Информационно-консультативные услуги.

7. Прочие услуги

1. Основные услуги:

1.1. Общие услуги:

услуга питания;

услуга реализации.

1.2. Специфичные услуги:

услуга по организации
потребления и обслуживания;

услуга по изготовлению продукции общественного питания.

2. Дополнительные услуги:

2.1. Общие услуги:

информационно-консультативные;

2.2. Специфичные услуги:

услуга по организации
обслуживания и потребления; услуга по реализации продукции вне предприятия; услуга по организации досуга;

прочие услуги

1. Материально-бытовые услуги.

2. Торговые услуги.

3. Культурно-массовые услуги

Проанализировав подходы отечественных ученых к проблеме классификации услуг предприятий общественного питания, можно сделать следующие выводы.

  1. В условиях централизованной экономики внимание данному вопросу не уделялось, так как предприятия общественного питания были нацелены на выполнение плана в условиях командно-административной системы.
  2. В настоящее время в большинстве источников
    (Л.А. Радченко, И.Н. Смагина, Д.А. Смагин, Т.И. Николаева, Н.Р. Егорова, В.В. Усов, Л.Л. Медведева и др.) приводится классификация, данная в ГОСТ Р 50764–95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (прил. 3). Недостатком данной классификации является то, что в ней учитывается только один классификационный признак – содержание услуги, но остаются без внимания другие аспекты услуг.
  3. Недостатком классификации, предложенной М.А. Николаевой, является ее базирование на классификации ГОСТ Р 50764–95; отличие же заключается в попытке разделения услуг на основные и дополнительные. Такое деление услуг предприятий общественного питания на данном этапе развития отрасли является неправомерным, так как в настоящее время предприятия общественного питания различных типов оказывают потребителям широкую номенклатуру услуг и достаточно сложно выделить среди них основные и дополнительные.
  4. Достоинством классификации разработанной А.Т. Васюковой, В.И. Пивоваровым, К.В. Пивоваровым, является выделение услуг предприятий общественного питания по такому признаку, как характер услуг. Недостатком этой классификации является то, что это – единственный признак классификации.

Таким образом, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование, но ни одна не отражает все многообразие услуг предприятий общественного питания.

Изучение, обобщение и переосмысление нормативной, научной и учебной литературы по вопросам классификации услуг предприятий общественного питания позволяют выделить основные классификационные признаки и соответствующие им виды услуг предприятий общественного питания. Представленная классификация услуг общественного питания основана на систематизации различных классификаций

и признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивное развитие. Классификация услуг предприятий общественного питания состоит в распределении их на группы, характеризующиеся
общими существенными признаками, которые определяют
закономерности их образования как экономического явления,
место каждого вида услуг в общей совокупности и тенденции
развития.

 

 

По вещественному содержанию

  • услуги предприятий общественного питания делятся на материальные (производство кулинарной продукции, прокат посуды и т.п.) и нематериальные или социально-культурные (организация обслуживания и досуга потребителей и т.п.).
  • Функциональное содержание услуг предприятий общественного питания обусловлено предназначением и спецификой деятельности этих предприятий.
  • К услугам производственного характера относятся:
  • услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуги по изготовлению блюд в банкетном исполнении и т.д.;
  • к торговым – услуги по реализации продукции собственного производства и покупных товаров;
  • к информационно-консультативным – консультации специалистов по изготовлению, оформлению продукции и сервировке стола;
  • к сервисным – услуги официанта, бармена на дому; к досуговым – услуги по организации праздничных, тематических мероприятий. и т.д.), услуги предприятиям других отраслей экономики.

 

По назначению

услуги предприятий общественного питания могут быть рассмотрены в двух аспектах:

  • услуги потребителям (услуга питания, услуга по организации обслуживания, информационно-консультативные, рекламные услуги и т.д.),
  • услуги поставщикам (финансовые, маркетинговые, рекламные

 

Экономическое содержание

(платность) услуги предприятий общественного питания определяется самостоятельным, законченным результатом и выражено в их стоимости.

 

В зависимости от места оказания

услуги предприятий общественного питания могут предоставляться непосредственно на этих предприятиях, а также вне предприятий (кейтеринг, доставка кулинарной продукции на дом, в офис и т.д.).

 

По частоте предоставления

услуги предприятий общественного питания делятся на услуги, предоставляемые постоянно (стационарные предприятия общественного питания) и услуги сезонного характера (летние кафе, обслуживание праздничных мероприятий).

 

По характеру спроса

можно выделить услуги массового спроса (услуга по организации бизнес-ланча), услуги сегментные (услуги по организации питания при учебных, промышленных предприятиях), услуги персонифицированные (организация банкетов, ритуальных мероприятий, организация питания участников конференций и т.д.).

 

По степени участия потребителя в процессе обслуживания

позволяет выделить услуги:

  • с пассивной степенью участия (обслуживание официантами);
  • с умеренной степенью участия (смешанное обслуживание);
  • с активной степенью участия (самообслуживание).

Услуги предприятий общественного питания можно рассматривать исходя из сущности понятия «услуги» как маркетингового продукта и его «многоуровневого» представления. Такое представление, в частности, предложено в рамках атрибутивной теории продукта Т. Левитта, согласно которой родовой продукт (generic product) определяется как «базовые умения, свойства, характеристики и ресурсы, необходимые для участия в рыночном процессе», и представлен в виде ядра, окруженного тремя концентрическими кругами (кольцами). Внутреннее кольцо, окружающее ядро (первый уровень), или «ожидаемый продукт» (the expected product), обозначает минимальные ожидания клиентов.

Следующий уровень соответствует расширенному продукту (the augmented product) и включает то, что может отличать данный продукт от его рыночных аналогов в части дополнительных преимуществ, связанных с его приобретением и потреблением. По мере того как клиенты привыкают к таким преимуществам, они перестают рассматриваться как дополнительные и становятся частью ожидаемого продукта.

Последний (внешний) круг является потенциальным продуктом (the potential product), состоящим из всего, что потенциально достижимо
и реализуемо в перспективе для привлечения и удержания клиентов, в отличие от расширенного продукта, который фиксирует только то, что уже было сделано в этих целях.

Ф. Котлер предложил в качестве «сердцевины» описываемой модели рассматривать не родовой продукт, а «фундаментальную пользу» (core benefit), которую принесет клиенту приобретение данного продукта.

Взяв за основу теорию Т. Левита, выделим уровни услуги предприятия общественного питания и рассмотрим их содержание (табл. 9).

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий