Главная / Директору ресторана / Организация питания в школе

Организация питания в школе

Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
— обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
— следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
— развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания;
Для решения этих задач школой задействован целый ряд сотрудников, которые систематически решают данные задачи.

Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам.   Кроме того, бракеражная комиссия играет роль активного связующего звена между предприятием питания и столовой школы.
Совсем иной функции у комиссии по контролю за организацией и качеством питания. Деятельность данной комиссии имеет своей задачей организовать питание таким образом, чтобы выполнялись все требования санитарии и гигиены, а также требования, предъявляемые к питанию школьников различного возраста. Кроме того, данная комиссия является связующим звеном между школьно-базовым комбинатом питания и школьной администрацией. В задачи данной комиссии входит также выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность.

Организация горячего питания учащихся  в школе осуществляется на основе примерного цикличного двухнедельного меню комплексных рационов питания, разработанного с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по двум возрастным группам учащихся (6 — 10 и 11 — 17 лет).
Различие в количестве основных пищевых веществ и калорийности обеспечивается регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или составом блюд в рационе.  

 

Основные принципы организации рационального питания учащихся


 Рациональное питание учащихся  предусматривает поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих их возрастным физиологическим потребностям.
 Основными принципами рационального питания являются:
соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;
удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.
В соответствии с этими принципами питание учащихся  сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ.
 Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки  составляют  около 14 процентов, жиры — 31 процент и углеводы — 55 процентов общей калорийности рациона.
 В школьной столовой в основном выдерживается содержание незаменимых компонентов: белка животного происхождения, содержащего незаменимые аминокислоты, — 60 процентов и растительных жиров, богатых полинасыщенными кислотами, — 20 процентов от их суточной нормы.

Важным элементом организации рационального питания учащихся является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами.
Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста, состояния здоровья и распорядка дня учащихся.

      Для детей 6-летнего возраста в  школе предусмотрено двухразовое питание (горячий завтрак и обед). Учащиеся, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются  двухразовым горячим питанием (завтрак и обед).

Для всех учащихся организовано одноразовое горячее питание (завтрак или обед – по выбору ученика). По желанию родителей  учащимся  предоставляется  и завтрак, и обед.
      В распорядке дня учащихся  соблюдается примерный следующий  режим питания:
 домашний завтрак в 7.30 — 8 часов, второй завтрак в школе для учеников I — V классов — после второго урока, для учеников VI — XI классов — после третьего, четвёртого урока.
      Для учеников I — V классов обед организован в 12 — 13 часов, а для учеников VI — XI классов — в 13 — 14 часов.

    В установленное по графику время посещения столовой, учащиеся по классам, вместе с классным руководителем   организованным порядком после мытья рук входят в зал, рассаживаются на закрепленные за классом (группой) столы и места и принимают пищу.
  После окончания приема пищи, учащиеся I — V классов вместе с классным руководителем и дежурными по столовой, а учащиеся VI — XI классов — самостоятельно, собирают и относят использованные посуду и приборы в моечную, а затем выходят из зала; дежурные учащиеся наводят порядок в обеденном зале, убирают со столов.
     Завтрак состоит из  горячего блюда, горячего напитка; обед — из первого, второго и сладкого блюд с хлебом или булочкой.
      В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготовляться из этих продуктов.
      При составлении рационов питания  соблюдаются нормы выхода блюд:
Хлеб включается в рацион питания в каждый прием пищи; при наличии в меню мучных и кондитерских выпеченных изделий хлеб исключается

 
В летне-осенний период  в     рацион детей  включаются, по возможности, блюда из овощей, фруктов и ягод.

        Учащиеся   школы  обеспечиваются рациональным питанием, разнообразным на протяжении дня и учебной недели, основу которого составляет организация профилактического (щадящего) питания, предусматривающая специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыба — отвариваются или готовятся в рубленном виде на пару, крупы и овощи — развариваются до мягкости, допускается легкое запекание блюд, исключается — жаренье.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее