Главная / Форматы / Доставка обедов

Доставка обедов

Слово редактора

Доставка готовой еды в офисы и на дом — весьма перспективный бизнес, требующий не самых серьезных первоначальных вложений. Блуждая по отдаленным страницам всемирной паутины мне приходилось встречать интернет ресурсы компаний по доставке готовых блюд, не указывающих в контактах даже номера телефонов. Только e-mail и ICQ. И ведь кто-то заказывает! Представьте, о вас никто ничего не знает. Где и в каких условиях все готовится. Из каких продуктов. На каком оборудовании. Красивый сайт с флеш — анимацией, красивые фото блюд в разделе «меню», мини — АТС с приятной мелодией, вежливый голос операционистки и пару сотен добрых преданных клиентов у вас почти в кармане. Все просто, но лишь при условии что вкусно, недорого, вовремя и горячим привезли. О тонкостях доставки готовых блюд — этот раздел.

Так выглядит упаковка в которую упаковывают обеды для доставки


Доставка обедов в офисы. С чего начать?

В последние годы в Москве и других городах России все более популярной стала форма организации питания в офисах силами приглашенных кейтеринговых компаний. Оговоримся, что речь идет о корпоративном кейтеринге, а не о кейтеринге в классическом понимании этого слова. Предпосылки к появлению такой тенденции можно определить как следующие:

Так или иначе, но некая побуждающая сила заставляет инициативную группу работников или самого работодателя приглашать обслуживающую компанию, рассматривать каталоги, составлять меню, опрашивать коллектив, пробовать блюда во время дегустации, подписывать договор и соответственно потреблять услугу доставки обедов в офис. При этом, многие компании, специализировавшиеся ранее на доставке пиццы и готовых блюд по случайным заказам (casual order), теперь все больше обращают внимание на корпоративных клиентов, которые готовы платить деньги за качество, разнообразие и сервис.

С чего же начать новое направление бизнеса? В каких случая стоит инвестировать средства в подобный специфический сегмент рынка общественного питания и как преуспеть в нем? Ответы на эти вопросы дают эксперты Питпортала.

Изучение рынка

Работу по организации бизнеса по доставки обедов в офис имеет смысл начать с изучения рынка предложения и рынка потребления. В последнее время в Москве активно развиваются компании по доставки готовых обедов импортного производства, регенирированных после глубокой заморозки. Почему москвичи предпочитают немецкие замороженные обеды российским, казалось бы, свежеприготовленным, «с пылу с жару»? Причина кроется, к сожалению, в невысоком качестве последних. Компании, поставляющие немецкую линейку обедов, предоставляют на выбор до 60 блюд, которые являют собой неплохое соответствие цены и качества. Обеды регенирируются в пароконвектоматах на производстве и упаковываются в горячем виде при температуре около 85 градусов Цельсия в изотермические термобоксы, обеспечивающие стабильность температуры блюда до 8-ми часов. При таком раскладе, даже 1,5-2 часовое пребывание автомобиля в пробке гарантирует доставку обеда в горячем виде. Подобная продукция производится в Европе на крупных фабрика — кухнях промышленным способом и на потоке. Подобный метод крупнотоннажного производства обеспечивает достаточно конкурентоспособную цену блюда даже с учетом всех накладных расходов на доставку и таможенную очистку. Конкурировать с такими игроками становится не просто. Принимая решение о выходе на рынок доставки обедов в офисы, оператор должен четко понимать свои конкурентные преимущества и придерживаться конкурентной стратегии позиционирования на рынке.

443_1171634536.jpg 444_976147303.jpg

446_298695354.jpg 447_1888695699.jpg

Как правило, предприятия по производству готовых обедов в Москве расположены в пределах третьего транспортного кольца, поскольку доставляют обеды преимущественно в центр города. Предприятия обычно расположены в промышленной зоне, на арендованных площадях, не имеющих возможности развития собственной инфраструктуры торговли продукцией в месте производства. Часто предприятия размещаются при заводских столовых, при пищеблоках учреждений. В таком случае оператор питания, предоставляющий услугу питания организованному коллективу, имеет свободные мощности и время для производства продукции на сторону, в силу того, что работники предприятия питаются только в обеденное время.

При осуществлении предварительных расчетов эффективности и целесообразности открытия направления доставки обедов и блюд в офисы целесообразно создать логистический калькулятор в программе Excel. Данная простая самописная программка призвана рассчитать на какое расстояние от точки производства, учитывая интенсивность дневного движения, расходы ГСМ и логистическое плечо, имеет смысл доставлять продукцию. Калькулятор учитывает расход топлива автомобиля, время следования в пути, время разгрузки продукции на точке доставки, время следования до следующей точки. В подобном бизнесе принято использовать легкие грузовики с изотермическим кузовом по типу Huindai Porter или Foton или легковые хетч-беки и «каблучки».

Важно понимать, что один автомобиль может доставлять продукцию в 3-4 точки в обеденное время с интервалом в 30 минут (скажем к 13:30 — в первую точку, к 14:00 -во вторую, к 14:30 — в третью, к 15:00 — в четвертую). Офисные служащие вряд ли согласятся обедать позже 15 часов, менее чем за три часа до окончания рабочего времени. Таким образом, география поставок должна быть выстроена менеджером по продажам и логистиком таким образом, что все точки будут находиться на расстоянии одна от другой не более чем в 15 минутах езды. Примерно 15 минут потребуется водителю — экспедитору на то, чтобы выгрузить продукцию, получить подпись в накладной, спуститься в машину и выдвинуться на новую точку.

Безусловно, для оператора питания выгодно кормить большие коллективы от 100 человек. Зачастую такие крупные компании имеют небольшую собственную кухню или небольшой обеденный зал, где продукция может быть разложена в посуду многоразового использования. Для потребителя питание в одноразовом ланч — боксе, ассоциируемом с бортовым (походным) питанием ежедневно является скорее отталкивающим фактором, даже при высоком качестве блюд. Это обстоятельство также стоит учитывать при ведении предварительных переговоров с заказчиком услуги. Учитывая все сложности, связанные с организацией такого выездного обслуживания, единственными аргументами в пользу оператора питания могут служить — отсутствие возможности организации стационарного питания в офисе, равно как и удаленность предприятий питания от самого офисного здания и высокое качество продукта по резонной цене. Тем ни менее, многие компании видят в данном направлении бизнеса много перспектив в силу наличия свободных производственных площадей и итак простаивающего в течение дня собственного парка автомобилей.

С чего начать изучение рынка? Прежде всего менеджер по продажам должен сам, своими ногами обойти и исследовать «куст». Так на сленге кейтереры называют географию поставок одной единицы транспорта. Для этого необходимо обойти несколько кварталов в поиске офисных зданий, зайти внутрь и осведомиться у охраны или служащих о наличии точки общепита. Переписав перечень компаний в офисном здании их можно легко идентифицировать через справочники или интернет. Дальше начинается работа в двух направлениях — телемаркетинга и презентации компании оператора питания непосредственно в офисах. Тут все средства хороши — факсимильные послания, вручение руководителям подарочных карт на скидку при заказах обедов, проведение мнимых опросов служащих после работы, якобы желающих улучшить условия питания.

Для презентации компании необходимо иметь цветной каталог продукции с указанием цены блюд, возможного ассортимента, формы упаковки, сроков доставки, особенностей приготовления блюд. Если Ваше предприятие с эстетической точки зрения достойно того чтобы снять его на камеру — можно сделать рекламный ролик не более 2 минут. Поверьте, это работает. После презентации ассортимента менеджер договаривается о проведении бесплатной, разумеется, дегустации. Решение принимается либо работодателем, либо группой инициативных товарищей из числа актива, либо офис — менеджером предприятия.

Кроме активного поиска клиентов важно понимать, что существует более 50% вероятности, что клиенты выйдут на вас сами. В крупных городах, а только в них подобная услуга актуальна, офисные работники страждущие здоровой и вкусной пищи ищут ее в сети интернет. Интернет сайт компании, его дизайн, удобство в навигации, эстетическое и смысловое содержание оказывают первое впечатление на человека. Важно учитывать, что звонок с сайта может поступить и от одного клиента. Компаниям имеет смысл иметь специальное меню и услугу значительно более дорогую, нежели корпоративное питание, по которому будет доставляться продукция и по индивидуальному заказу. Если еда заказывается в обеденное время, а не, скажем, в 8 часов вечера, это свидетельствует о том, что место заказа с большой вероятностью не имеет точки общепита вблизи, или его качество не устраивает звонящего человека. Индивидуальная доставка — это способ маркетингового исследования рынка «боем». Существует множество программ повышения лояльности клиентов, таких как скидки на большее количество заказанных обедов, дисконтные программы и других, направленных на удержание клиента и привлечение новых. При этом, главным гарантом успешности бизнеса неизменно остается соотношение цены и качества.

Тенденции рынка доставки готовых обедов в офис.

Как ни странно, но успех компаний, доставляющих обеды зарубежного производства, кроме стабильности качества продукции, связан и с самим ассортиментом блюд. Сегодня офисные служащие устали от пресловутых пицц, крылышек с соусом «барбекю», салатов типа «Цезарь». Человек в обед хочет съесть горячий суп, хорошее мясное или рыбное второе блюдо. И наличие в меню широкого ассортимента гарниров, таких как рис, тушеные овощи, гречневая каша, макаронные изделия все больше воспринимаются как плюс. Согласитесь, что не только спагетти, но и обычные макароны — ракушки при желании можно подать очень эффектно. Вспомните хотя бы ассортимент фабрики бортового питания «Домодедово».

К офисным обедам теперь предъявляются несколько завышенные требования, прежде всего в плане ассортимента. Сотрудники офисов предпочитают частую смену меню, наличие диетических блюд, расширение ассортимента и возможность осуществления индивидуального заказа из большого списка. Понятно, что такие ожидания не выгодны оператору в силу того, что готовить малые объемы большого ассортимента просто не выгодно.