Главная / Форматы / Питание в офисах

Питание в офисах

Слово редактора

Питание в офисах и доставка готовой еды на дом становится одним из наиболее привлекательных направлений в индустрии питания. Уже почти ушли те времена, когда в контору приглашалась «бабушка», которая на двух комфорках готовила «домашние» обеды для сотрудников. Во — первых, появилась возможность выйти в близлежащий ресторанчик, бар или кафе и перекусить бизнес — ланч. Во — вторых, сегодня в поисковике «Яндекс», при поиске по словосочетанию «доставка обедов в офис» выпадает около миллиона ссылок! В третьих, в соседнем магазине к услугам клерка- все многообразие замороженных обедов, растворимых супов, пицц, лазаний и прочего замороженного изобилия. Таким образом, у человека, проводящего треть жизни на работе появился существенный выбор. Рынок доставки обедов сегодня, насколько привлекателен для начинающих, настолько же и конкурентен. На этом рынке много игроков корпоративного кейтеринга, много конкурирующих продуктов, наконец, много трудностей в организации самого процесса доставки, особенно в крупных городах. О всех особенностях данного сегмента индустрии питания — данный раздел.

Интерьеры офисных предприятий питания

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛОВОЙ ИЛИ ФРИ ФЛО В ОФИСНОМ ЦЕНТРЕ


202_777188190.jpg

В Москве по данным pitportal, около 5,5 миллионов офисных сотрудников, включая служащих государственных учреждений. Около 5000 000 постоянно прибегают к услуге общественного питания во время обеда. Учитывая, что объем среднего обеда составляет 450 г, включая салат, первое, второе блюдо, напиток, Москва потребляет около 2250 тонн готовой еды в обеденное время в день. Рынок питания офисных сотрудников является одним из самых быстро растущих в индустрии питания сегодня. По оценкам экспертов рост рынка в среднем по стране составляет около 25% в год. Этому эффекту есть вполне логичные объяснения.

Кризис 1998 года. Рост рынка полуфабрикатов

Как все мы помним, последствия кризиса 1998 года привели к существенному развитию отечественного рынка переработки продуктов питания. Период с 1998 по 2004 год — время становления национальных брендов, прихода брендов западных и, так называемые «битвы титанов» на пивном рынке, рынке безалкогольных напитков и, как не странно, на рынке замороженных полуфабрикатов. Рост рынка полуфабрикатов — котлет, пельменей, вареников, в 2000 году составлял около 30% в год. Петербургские, московские и новосибирские гиганты инвестировали колоссальные деньги в федеральную телерекламу, техническое перевооружение производств, создание разветвленной региональной сбытовой сети, создание логистическо — складских центров. С ростом конкуренции, появлением небольших региональных производителей, вступивших в борьбу за покупателя, качество продукции стало неизменно ухудшаться, управление издержками многими производителями привело к потере потребительского спроса на отдельные марки и бренды. Рынок помнит множество примеров громких и ярких выходов на рынок отдельных торговых марок и их быстрое и бесславное падение.

Эксперты видят множество причин снижения темпа роста рынка замороженной продукции (с 30% в 2000 году до 5-7% в 2007). К ним относят:

При этом мало кто упоминает, что за эти годы произошли серьезные изменения в психологии поведения потребителя, сменились критерии выбора продуктов питания, изменился состав потребительской продуктовой корзины среднестатистического россиянина, выросли доходы населения, повысилась деловая активность населения. С ростом доходов наших граждан появилась большая избирательность, появилось понятие «конкуренции аналогичных продуктов питания».

Например, домохозяйка, стоящая перед выбором — купить пачку пельменей на ужин, или приготовить блюда из недорогого замороженного мяса, зачастую принимает решение в пользу последнего, жертвуя своим временем на приготовление пищи, но обеспечивая семью качественной едой. 1998 — 2000 гг. — время рождения почти всех самых известных демократичных форматов в индустрии питания. Индустрия замороженных полуфабрикатов вступает в фазу конкуренции с индустрией общественного питания, чьи темпы роста в этот период не уступают росту промышленной переработки продуктов. У потребителя появляется возможность выбирать между замороженной котлетой и гамбургером, между пельменями и готовым кулинарным блюдом.

Еще год назад почти все молодые сотрудники центрального офиса «Магната», по моим наблюдениям покупали в обед готовые замороженные блюда — типа бренда «Сытоедов». Мы установили дополнительные микроволновые печи, потому что 2 прежние не справлялись. Сегодня почти все ребята ходят питаться в многочисленные кафе, выросшие как грибы в близости с офисным центром. В конкуренции свежий продукт — замороженный продукт безусловно уверенно побеждает первый. Такая тенденция свойственна для всех развитых стран мира и она будет неизбежно укрепляться.

204_1247205520.jpg

Обеденный перерыв в офисе. Где поесть?

Сегодня сегмент питания а офисе в крупных городах представлен во всем многообразии форматов, ценовых категорий, места и способа оказания услуги общественного питания.

Условно форматы офисного питания можно разделить на два:

— питание на территории офиса (на рабочем месте, в корпоративной столовой, в кафе при бизнес — центре);
— питание вне офиса.

Второй вариант интересует нас в меньшей степени, поскольку предполагает питание в кафе, ресторане, столовой где — то в городе, поблизости от работы. Мы лишь отметим, что формат питания вне работы (бизнес — ланчи в ресторанах, кафе по системе фри — флоу, кулинарии при супермаркетах и т.д.) составляют все большую и большую конкуренцию формату 1 — питанию внутри офисного здания.

Остановимся подробнее на первом формате

203_728236879.jpg

Что побуждает людей питаться в офисном здании, а не обращаться к услугам предприятий питания вне работы? Прежде всего — недостаток свободного времени. Сегодня новые экономические реалии, необходимость зарабатывать деньги заставляют большинство менеджеров ценить свое свободное время. Именно поэтому услуга доставки продукции в офисы или питание в офисных учреждениях никогда не перестанет быть актуальной.

В период кризиса 1998 года родилась новая традиция. Те владельцы компаний, которые хотели хоть как-то обеспечить своих сотрудников социальными условиями труда, открывали прямо в офисах небольшие кухоньки с двухкомфорочной плитой. В офис приглашалась женщина, которая готовила 30-50 «домашних» обедов для сотрудников, самостоятельно закупая продукты питания в магазине или на рынке. Позднее эта тенденция укоренилась и даже приобрела достаточно цивилизованный формат. В офисах оборудовали полноценные столовые с линиями раздачи и небольшим производством. В начале 2000-х годов в России стало появляться все больше и больше бизнес центров. Сегодня ни одно вновь возводимое здание офисного предназначения не обходится без большой столовой, кафе, или предприятия быстрого обслуживания по системе фри-флоу. Как правило, управляющая компания бизнес — центра сама не занимается организацией питания, а приглашает стороннего оператора.

Оператор офисного питания, как правило, самостоятельно занимается проектированием объекта, закупкой технологического оборудования и инвентаря, мебели и предметов интерьера. Владелец здания предоставляет только отремонтированное помещение зала.

Каковы критерии успешности формата организации офисного питания:

При этом, объект, который вы взяли в аренду работает преимущественно в обеденное время. Что делать в не загруженные часы, в вечернее время? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этом разделе.