Главная / Маркетинговые исследования / В Москве к лету появится сеть социальных столовых, родом из Уфы

В Москве к лету появится сеть социальных столовых, родом из Уфы

В начале лета в Москве появятся первые предприятия под вывеской «Пышка» башкирского предпринимателя Расимы Мусиной. Больше 10 лет назад, пострадав в первый кризис 1998 года, Расима Азгаровна покинула Москву и вернулась в родной Башкортостан подниматься с нуля, все начинать сначала. В молодости Расима работала поваром, прошла все вехи становления от  ученицы техникума до директора крупного советского предприятия общепита. В конце 90-х, потеряв крупный бизнес в Москве, Мусина вернулась в Уфу и открыла крошечное кафе «Бабушкины беляшики». Спустя три года в Уфе уже работало четыре комбината питания, кулинарии, столовые, кафе на фудкорте под вывеской «Пышка». Посещая Уфу в 2001 году, известный ресторатор Игорь Бухаров после двухчасовой дегустации блюд изрек: «Это лучшее, что я видел и пробовал  в этом сегменте в России!». 

«Пышка» имеет 8 форматов: кафе, столовая, буфет, фрифло, демократичный ресторан на фудкорте, кулинарный отдел магазина, кулинармаркет, студенческая и школьная столовая. 4 года группа компаний развивается по франшизе, под товарным знаком «Пышка» работает более 40 предпринимателей в 8 городах России.

Рецепты успеха и рецепты выживания от Расимы Мусиной:

Как выжить?

«Неужели для этого нужно было дожидаться кризиса?! Бережливость, требовательность к проявлению своих манер, удовлетворению личных потребностей — качества воспитанного человека. Они ведь только украшают, создают личность. Так что — хвала кризису? Пусть он научит, кого надо, работать, станет воспитателем достойных манер.

       Все, кто трудится под торговой маркой «Пышка» — а нас более 2000 человек, объединенных единым товарным знаком «Пышка» с 42 хозяевами — учредителями (мелкими — хозяин 1 прилавка, крупными — это целые производства)- еще задолго до кризиса, когда о нем никто и не помышлял, в основу своего бизнеса заложили именно те требования, которые сегодня вдруг многих напугали. Это разумное потребление, четкая организация труда, направленная в первую очередь на снижение цен, а не наоборот — на сверхприбыли».

Чего ждать дальше?

«Моих знаний финансового состояния в мире, о работе банков недостаточно, чтобы я однозначно могла судить об этих процессах. Но я чувствую, что правительство делает все, чтобы это не было так «шоково», как в 1998 году, когда наши займы за ночь увеличились в шесть-семь раз и мы снова поднимались с нуля. Думаю, страшнее само ожидание более худшего, чем есть: это усугубляет ситуацию, начинается скупка валюты и прочее.

        Но если мы все будем уповать на президента и правительство, как всегда лежа на печи, мы же вечно недовольны Правительством и погодой — ничего из этого хорошего не выйдет. Я, вот, не понимаю слово «безработица» вообще. Во всяком случае у нас в республике. Работа всегда есть, она нас ждет везде. Думаю, даже устала ждать. Мы готовы обучать и переобучать людей прямо на рабочих местах. Да вот жаль, не так много желающих.

Да, произошло сокращение «белых воротничков». Но, извините, берите «метла и лопаты», начинайте подниматься «с нуля».

Предприниматели сегодня должны твердо и жестко оценить состояние своего бизнеса, и, проанализировав, составить программу его сохранения, рабочих мест, используя все внутренние резервы».

Ваш рецепт успеха?

« Работа с новыми технологиями, совмещение профессий, даже тряпка должна иметь определенные размеры и состав. Мы недавно у себя провели аттестацию рабочих мест и были сами удивлены: сколько у нас еще недостатков и резервов!

       Производительность труда — особая тема. Тут нормативов нет, бывшие устарели, новые мы только-только разрабатываем. За рубежом производительность в 2-3 выше. У нас она даже в масштабах одного города разная у разных хозяев. А ведь это показатель один из главных.

Какой ценовой политики придерживаться в кризис?

«К ценам у меня особое отношение. Торговая марка «Пышка» передается по договору франшизы разным пользователям в разных городах и регионах. В каждом случае есть свой хозяин бизнеса, на сегодня у нас 42. Поэтому разные арендные ставки, разное сырье. Например, такого мяса, как в Башкортостане, вообще нет нигде. Ошибка предпринимателей в общепите — назначать цену, исходя из своих затрат и желания получить моментальную прибыль. Сегодня гибнут те, кто заложил в свой бизнес 200-300 процентов рентабельности.

        Я по просьбе предпринимателей из Москвы, Нижнего Новгорода, Уфы часто провожу анализ работы погибающих предприятий. Ошибки одни и те же: необоснованные вложения, «золотые» туалеты, залы, кальянные, бары. И маленький закуток для повара! И не отлаженный производственный процесс с необученным персоналом.

В чем успех ваших предприятий? 

«Наш девиз: «Готовим всегда, все и для всех, как для себя и своего ребенка». Он, возможно, не очень складный, но искренний и мы стараемся, чтобы каждый сотрудник это осознал. К сожалению, это не всегда получается. Моя идея создания идеального производственного процесса, к большому сожалению, в жизнь еще не претворилась. Успею ли я это сделать? Надеюсь, что да. Главное — есть патриоты «Пышки». Для большинства из них нет понятия «ходить на работу», как таковую. Они в ней живут. Я их безмерно уважаю и называю их, любя — «мои шизики». От частого употребления понятия «франшиза».

        Надо сказать, что у нас достаточно жесткая дисциплина. С первого часа создания бизнеса необходимо начать и постоянно вести обучение кадров, становление коллектива. Прежде всего необходимо выдавать заработную плату. Она и так особо не позволяет шиковать. Проводя анализ погибающих предприятий, прежде всего видишь — до людей простых, рядовых работников никому нет дела. Долги по заработной плате составляют иногда 3 месяца. Повара ходят без спецодежды, с диким маникюром, не заботятся о прическе, не моют рук. Какому гостю это понравится? И какое дело бедному повару, где ты взял деньги на бизнес? Занял, продал квартиру, взял в банке — не имеет значения. Если взял на себя смелость быть работодателем — будь добр, организуй работу так, чтобы людям платить зарплату, прежде всего.

Сегодня на разных уровнях говорят о том, что бизнес должен, наконец, стать социально ответственным. То есть деньги начнут перемещаться: из оффшоров, банков в производство, строительство жилья — перемещаться в сторону добра».

 

Сокирянский Федор

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее