Главная / Маркетинговые исследования / Потребительские ожидания в России в IV квартале 2008 года

Потребительские ожидания в России в IV квартале 2008 года

Потребительские ожидания в России в IV квартале 2008 года

Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России.Индекс потребительской уверенности

Снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу

На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 15% опрошенных (против 23% в IV квартале 2007г.). Негативных изменений в экономике ожидают более 35% респондентов, что почти на 19 процентных пунктов выше уровня IV квартала 2007 года.Индекс произошедших изменений в экономике России составил (-30%) против (+2%) в IV квартале 2007 года.

Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила более 55% от числа опрошенных (в IV квартале 2007г. — 24%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 14% против 31% в IV квартале 2007 года.Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении

Ухудшение личного материального положения прогнозирует почти четверть опрошенного населения (против 17% в IV квартале 2007г.). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (12% в IV квартале 2007г.). Почти 40% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении

Доля респондентов, положительно оценивающих изменение своего материального положения в течение года, составила 14% против 18% в IV квартале 2007 года. Доля лиц, считающих, что их материальное положение ухудшилось, составила 33%.

По сравнению с IV кварталом 2007г. индекс оценки текущего личного материального положения не изменился и составил (-17%), индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 9 процентных пунктов, составив (-26%).

Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с IV кварталом 2007г. наблюдалось во всех возрастных группах населения, но в наибольшей степени у молодежи в возрасте 16-29 лет (на 18 процентных пунктов).

Среди лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов индекс уменьшился на 17 и 12 процентных пунктов соответственно.

Индекс произошедших изменений в экономике России понизился у молодежи на 38 процентных пунктов, лиц среднего возраста — на 32 процентных пункта, лиц старшего возраста — на 26 процентных пунктов, составив (-29%), (-31%) и (-28%) соответственно.Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)  

 

Ноябрь

2007г.

2008г.

Россия

-5

-20

Австрия

11,9

-15,3

Бельгия

-6,2

-19,6

Великобритания

-4,1

-26,8

Венгрия

-50,9

-54,3

Германия

3,2

-14,7

Греция

-29

-55,3

Дания

13

-2,9

Испания

-17

-43,8

Люксембург

5,8

-11,9

Италия

-21,5

-25,9

Нидерланды

10,9

-13,3

Польша

-1,9

-16,1

Португалия

-37,4

-47,5

Словакия

-8,0

-26,9

Финляндия

16,4

-2,1

Франция

-11,1

-29,3

Чехия

-8,7

-13,8

Швеция

17,6

-7,0

 

_________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: Business and Consumer Survey Results. EUROPEAN.

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.Анкета обследования

— определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошие, очень благоприятные/очень плохое, совсем неблагоприятные);

— скорее положительные или скорее отрицательные (хорошие, скорее благоприятные/плохое, скорее неблагоприятные);

— нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.Баланс оценок

Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

  представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание. включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

у молодежи, лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе составил (-14%), (-20%) и (-22%) соответственно. снизился до (-13%) против (-7%) в IV квартале 2007 года. составил (-14%), что на 8 процентных пунктов ниже уровня, отмеченного в IV квартале 2007г. (-6%).составил (-19%) и уменьшился по сравнению с IV кварталом 2007г. (+2%) на 21 процентный пункт., отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в IV квартале 2008г. до (-20%). По сравнению с III кварталом 2008г. индекс снизился на 21 процентный пункт, с IV кварталом 2007г. — на 15 процентных пунктов. Наблюдаемый уровень индекса примерно соответствует показателям IV квартала 2000г. (-17%). по материалам Федеральной Службы Государственной Статистики РФ www.gks.ru

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее