Главная / Маркетинговые исследования / Звезды Бориса Питерского или каким могло бы быть российское ресторанное голосование

Звезды Бориса Питерского или каким могло бы быть российское ресторанное голосование

«Более 1200 отзывов за 5 лет — куда как солидный послужной список. Именно столько материалов опубликовал в Интернете небезызвестный критик, желая, поделится с публикой впечатлениями о посещении очередного ресторана. Каждый месяц количество отзывов увеличивается: 20-30 новых ресторанов ежемесячно — и в рубрике «Еда в большом городе» все больше и больше статей с лаконичной подписью «Борис». Мало кто знает, как выглядит Борис, но многие в курсе, что он думает о том, или ином заведении, о том, или ином событии в ресторанной жизни Петербурга» — так анонсирует одного из самых загадочных и беспристрастных критиков индустрии питания известный портал www.allcafe.ru  

Ресторанное голосование в России развивалось стихийно. Около 10 лет назад крупнейшие ресторанные ресурсы в сети интернет стали предпринимать первые попытки публикации отзывов гостей.  Первые же публикации вызвали волну негодования многих рестораторов. Многочисленные форумы и интерактивные площадки сайтов заполнились словесной перебранкой  управляющих и собственников заведений, ополчившихся против «несправедливых» и «необъективных» едоков. Как известно, любые рейтинги и любые голосования не оставляют никого равнодушными и практически лишены возможности быть объективными.   В этом особенность самого процесса выбора. Ни для кого не секрет, что любые отзывы и голосования подлежат цензуре. Модераторы не допускают к опубликованию выражения, содержащие нецензурную брань, откровенную злонамеренную клевету или, например, призывы к разжиганию межнациональной розни. В этом извечном противостоянии оценивающего и оцениваемого на наш взгляд должен быть всегда один победитель — это гость. Именно на этих принципах основаны две самые известные в мире системы ресторанного голосования — Мишлен и Загат.

В этой статье наш портал возьмет на себя смелость предложить третью, альтернативную систему голосования в индустрии питания. Ведь согласитесь, почти всегда объективно можно оценить ресторан топ-класса (системы Мишлен), достаточно весомы результаты оценки ресторанов  народными воутерами (Загат), а как быть с оценкой, например заводской столовой?

Давайте обратимся к истории вопроса.

Zagat

В августе 1979 года Тим и Нина Загат, дипломированные юристы Йельского университета вышли на улицу из маленькой забегаловки. В очередной раз оставшись недовольными своим обедом молодые адвокаты размышляли на тему низкого уровня обслуживания в американских заведениях.

            Спустя  год в Нью Йорке вышел в свет первый рейтинг ресторанов по версии молодой четы Загат, а спустя несколько месяцев первый независимый рейтинг ресторанных критиков из числа завсегдатаев заведений.

Так родилась единственная в мире независимая система рейтингов ресторанов и отелей.

Идея зарабатывать деньги на протестных настроениях населения  появилась еще на заре первых демократий. Умение манипулировать так называемым «протестным электоратом»  превратилось в мощный финансовый инструмент во многих сферах бизнеса. Спекулятивная система рейтингов и оценок позволила стать абсолютным мерилом и единственным арбитром в конкурентной борьбе на рынке

Супруги Загат очень быстро осознали, что доверие людей к мнению большинства гораздо внушительнее доверия к мнению экспертов. Американский прообраз Чацкого, воскликнувшего «А судьи кто?» получил достойный ответ. Небольшие синие листочки опросника Загат  раз и на всегда определили судьбу рестораторов Соединенных Штатов. Теперь их заведения судил посетитель. Объективно и субъективно — в общем — судил так как мог и так как считал правильным

Теперь каждый американец знал, что идет в ресторан уверенной походкой человека, понимающего, что его ожидает. Теперь каждый американец считал должным информировать сограждан о мятых салфетках, неопрятных официантках и несвежих гамбургерах. К 1980-му году более 3000 американских рестораторов выстраивались в очередь перед киоском печати с нетерпением ожидая свой экземпляр злополучной рейтинговой брошюры. Чета Загат принесла ветер перемен здоровой конкуренции в индустрию гостеприимства огромной страны

Теперь сертификат ZAGAT на стене говорил о заведении не хуже звезд на фасаде отеля. «Так, так, посмотрим… Качество еды — 18, обслуживание — 9. Дорогая, пойдем-ка лучше в другой ресторан»

Агенты ZAGAT работали во всех северных и южных штатах. Коммивояжеры работающие от процента протягивали клиентам ресторанов и отелей незатейливые бюллетени при входе. В ожидании счета после ужина клиенты с удовольствием ставили заветные галочки, определяя доход заведения как минимум на следующий месяц, до выхода новой печатной брошюры. Теперь официант знал — от выборного бюллетеня зависит его заработок. Огромный профсоюз едоков начал диктовать новые требования отношения к себе и своему желудку.

 

В мае 1987 года The New York Times написала: «Каталог ZAGAT теперь предмет такой же первой необходимости в дороге, как и ваша кредитка…» До сих пор Тим Загат уверяет, что не заплатил за такой лестный отзыв уважаемому изданию ни цента.

После многочисленных публикаций в прессе к Загатам  посыпались деловые предложения от рекламодателей.      Первым пришел MASTERCARD. Спустя     месяц от торговцев автомобильными покрышками,            ресторанной утварью, овощами и зеленью для ресторанов  не         было отбоя. Загаты выслушивали всех и  с педантичностью профессиональных юристов отобрали нескольких долгосрочных партнеров.   Ими стали Microsoft, Sony и Toyota. В 1987 году оборот компании ZAGAT Servey составил 68 000 000 долларов США

Век новейших технологий позволил уйти от содержания дорогостоящего аппарата, широкой сети издательств и типографий, штатных и внештатных распространителей и агентов. В 1999 году пожилые супруги  Загат убедили стратегических крупных партнеров General Atlantic Partners и Kleiner Perkins Caufield & Byers вложить в компанию 31 000 000 долларов. В миллениум ZAGAT Servey получил новую жизнь во всемирной паутине

О системе           

Тим и Нина Загат основали Zagat Survey® в 1979 году, пригласив сотни тысяч соотечественников голосовать за качество обслуживания и приготовления блюд в рестораном бизнесе. Эти два уроженца Нью Йорка с блестящим юридическим образованием выпустили первую брошюру в 1980 году и продолжают это делать уже на протяжении 26 лет. Zagat сегодня — это более 70 видов рейтинговых брошюр ресторанного, отельного, клубного и развлекательного бизнеса.  В сферу интересов «добровольных исследователей и судей» Zagat вошли рестораны, отели, магазины, СПА, кинотеатры, театры, гольф -клубы, бассейны и казино.

            Подход Zagat Survey уникален с точки зрения комплексного подхода к оценке заведений. Рестораны оцениваются по четырем главным критериям — F (Food — Еда), D (Décor-Интерьер), S (Service-Обслуживание), C (Cost-Цена) по 30-ти бальной шкале. Система Zagat позволяет найти подходящее заведение, используя большое количество критериев выбора. Независимая система оценок Zagat снискала большой авторитет и доверие  воутеров не только в США, но и во всем мире.

            Сегодня в системе Zagat голосуют около 250 000 человек. Портал Zagat предлагает путешественникам не только интересные рейтинги и экспертные оценки. Но и дорожные карты, систему on-line бронирования и шоппинга, рекомендации по выбору оптимального маршрута, информацию о пробках на дороге. Система Zagat имеет формат компьютерной программы для мобильного телефона и ноутбука, большинство воутеров голосуют  прямо с мобильного телефона, высылая на портал короткое сообщение. Система Zagat не имеет национальной церемонии вручения наград. Высшая оценка в системе Zagat — выдача сертификата с высокими оценками по всем основным критериям.

Michelin

История Michelin уникальна для истории развития европейской корпорации. Корпорация сегодня насчитывает около 15000 служащих, сферы ее интересов простираются от авто и мотоспорта до, GPS — навигаторов. С 1992 году компания сосредоточила свои усилия на серьезной маркетинговой стратегии — предоставлять широкий спектр услуг для путешественников, тем самым осуществляя завуалированную рекламу своего традиционного продукта. Доверие к дорожному сервису — доверие к шинам. Компания провозгласила новый лозунг:

Система дорожного сервиса Мишлен имеет более чем вековую историю.  Первые звезды Мишлена вручались во Франции небольшим придорожным ресторанчикам с 1936 года. Система основана на работе штатных экспертов индустрии гостеприимства Мишлен, посещающих рестораны инкогнито, самостоятельно оплачивающих свои счета, тем самым не завися ни от ресторана, не отеля, подвергаемого оценке.

            До недавнего времени система имела большую популярность лишь во франкоговорящих странах. В 1994 году корпорация Мишлен объявила приоритетным направлением развития продвижение электронных GPS систем и карт передвижения. Более 500 городов мира опутала сеть GPS карт и спутниковых навигаторов. С 2000 года Мишлен предпринял попытку завоевания американского и восточноевропейского рынка, включая Россию. Образ Бибендума — человека — шины стал символом уважения к авторитетному мнению компании с вековой историей.

Система Мишлен не предполагает вовлечения в процесс голосования аудитории ресторана. Мишлен претендует на роль верховного судьи в гастрономии и кулинарии.

Раз в год проводится церемония вручения звезд Мишлена — от 1 до 3-х звезд. Во всемирной поисковой системе городов Мишлен, рестораны отмеченные звездами Мишлена занимают особое место.

Мишлен не 100% ориентированный на прибыль проект.

Концепция Мишлен — концепция маркетингово-продвиженческая в поддержку основных продуктов корпорации.

Имена экспертов Мишлен (около 500 человек) держатся в строжайшем секрете. Таким образом, авторитет и компетенция этих экспертов не может быть подтверждена.

Фантазия Питпортала

Всероссийская система интерактивного интернет и sms голосования — общедоступная база данных ресторанов России, включающая в себя карты расположения, описание меню, народные рейтинги сообщества воутеров, оценивающих заведения по 5 основным показателям: достоинства кухни, вина, качества обслуживания, атмосфера и, главный показатель «Q» уровня ресторана — соотношение цена-качество. 

Во вспомогательных разделах голосования оцениваются такие параметры как: музыкальный background, вид из окна, эстетическое сопровождение ужина, дополнительные услуги заведения, креативность меню, артистизм официантов, привлекательность клубной системы, стабильность качества и вкуса блюд, сезонные предложения, вегетарианское меню, разнообразие в карте вин, внешний вид посуды, удобство парковки, хостес -сервис, мнение знакомых, банкетное обслуживание, комфортность освещения,  удобство take-away и многое другое. Интернет ресурс и поисковая система — крупнейшая интерактивная площадка для общения, получения информации, рейтингового голосования, обеспечения задач собственного бизнеса в сегменте HoReCa. Технические возможности интернет ресурса — эффективное посещение портала, более чем 50 000 человек одновременно. 

 

            Разделы и сервисы поисковой системы по индустрии гостеприимства России включают в себя: поиск заведений по различным параметрам, доски объявлений и базы данных, интерактивное голосование и отзывы, рекомендации, интервью, статьи и исследования, партнерские программы, конкурсы и опросы, фотоальбом всех ресторанов России, телефонные справочник и служба on-line бронирования, анонсы и программы мероприятий, кулинарные рецепты и советы, клуб шеф-поваров России, вопросы и ответы, аналитика и маркетинговые исследования рынка, on-line конференции и семинары, обменные зарубежные программы.

            Основная функция портала — обеспечение обратной связи с членами сообщества воутеров, регистрация новых членов сообщества, осуществление голосования во всех городах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальная премия индустрии гостеприимства вручается в трех номинациях лучшим представителям кулинарной профессии, наиболее успешным рестораторам по результатам всенародного голосования в городах (победителей — владельцев и управляющих заведений выбирают воутеры) и лучшим ресторанам, по результатам работы экспертной комиссии. В комиссию входят ведущие рестораторы, шеф-повара, инспекторы Национальной премии «Гостеприимство». По результатам года подводятся итоги и лучшие рестораны по мнению отборочной комиссии — получают свой первый знак отличия. Награждение почетным знаком означает, что заведение причислено к лучшим заведением года. На следующий год, заведение, получившее свой первый знак отличия может соискать получение второго знака отличия. В случае подтверждения всех параметров работы заведения, комиссия выносит решение о присвоении второго знака. Третий знак отличия вручается заведению, подтверждающему свой статус на протяжении 3 последующих лет.

Система GOST или Аксиома — не более чем плод творческого воображения автора. Любая схожесть логотипов с зарегистрированными товарными знаками — случайна. А если  говорить о лице и символе новой системы народного голосования в индустрии питания — то, безусловно, это Борис Питерский. А кто же еще? Тут все намешано: и культурная столица и имя первого президента. Cool  

Сокирянский Федор

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее