Главная / Маркетинговые исследования / ФАС дали команду «ФАС»

ФАС дали команду «ФАС»

На прошлой неделе состоялось одно очень важное и знаменательное событие для индустрии общественного питания нашей страны. Как и водится, событие осталось практически никем не замеченным.  Речь идет о новой попытке власти в лице сибирского отделения ФАС закрутить еще одну увесистую гайку  во взаимоотношениях чиновников и бизнеса.

С 25 мая по 2 июня управление ФАС по Новосибирской области рассмотрит дела в отношении пивоваренной компании «Балтика» и 10 предприятий общепита по возбужденным административным делам по п. 2 ст. 11 ч. 1 ФЗ «О защите конкуренции» (раздел товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров).

В ходе проверок в феврале — марте прозорливые антимонопольные чиновники обнаружили, что в течение 2008 года «Балтика» заключила с 10 малыми предприятиями соглашения регулирующие «соотношение ассортимента «Балтики» к ассортименту других производителей», как рассказал газете «Ведомости»  заместитель руководителя УФАС Александр Ельчанинов. В некоторых заведениях была представлена только продукция «Балтики», в других она составляла  до двух третей ассортимента, «что способствовало увеличению выручки производителя», по мнению Ельчанинова.

Теперь, в случае если вина «Балтики» и несчастных рестораторов будет доказана, им может грозить штраф по ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения) в размере 1-15% выручки от реализации пива в этих заведениях, говорит Ельчанинов.

Ситуация, согласитесь, могла бы показаться комичной, если бы не была столь трагичной. Ни для кого не секрет, что не только в России, но и во всем мире в структуре доходов почти каждого заведения  существует такая позиция, как «листование» меню.  Рестораторы листуют как правило алкогольную и табачную продукцию. Эксклюзивное представление того или иного бренда приносит заведению некоторые финансовые дивиденды. Как правило, сумма колеблется от 1000 до 10 000 у.е. в зависимости от известности заведения, пролива того или иного напитка и актуальности эксклюзива в этом заведении для самого производителя. Все эти средства рестораторы тратят на развитие собственного заведения и во всех цивилизованных странах такие поощрительные бонусы называются «маркетинговым бюджетом». Ущемленный, по мнению ФАС потребитель, голосуя кошельком, всегда может встать из-за стола и проследовать в соседнее заведение, если ему не понравился тот или иной сорт пива, виски или марка табака.

Наши же чиновники усмотрели в «сговоре» рестораторов и «Балтики» злой умысел и нечестную конкуренцию. Не понятно, почему тот же ФАС не обращает внимание последние 18 лет на повсеместно расставленные пивные палатки пивных же производителей, торгующих только своей продукцией?  Следуя логике чиновников, нам скоро запретят продавать  блюда только из говядины или только из свинины,  супы будут требовать предлагать к подаче в горячем и холодном виде на выбор. Все нелепость ситуации лишний ряд свидетельствует  о неуемной алчности и недальновидности чиновников. Чего они добьются?  Того, что «Балтики», «Мельники» и «Эфесы» будут передавать тем же рестораторам просто конверты с маркетинговыми бюджетами, без всяких там юридически оформленных соглашений. Добьются того, что денег у заведений станет еще меньше, качество продукции будет еще хуже, а число отравлений будет расти. Но чиновникам, очевидно, это и нужно, поскольку тогда в дело не замедлит включиться братская чиновничья структура — Роспотребнадзор, который радостно прибежит закрывать проштрафившееся заведение.

Федор Сокирянский

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее