...

Новый закон о торговле. Как теперь зайти со своим товаром общепита в сеть?

В России принят новый закон о торговле. Его
последняя редакция жестко определила правила игры между производителем,
ритеилером, государством и потребителем. Кто выиграл в большей степени от такой
законодательной инициативы пока остается не до конца очевидным.

Казалось бы, больше всего проиграли крупные
торговые сети, отныне ограниченные как в вопросах выбора самостоятельной ценовой
политики, так и в механизмах определения входных бонусов для поставщиков.

Налицо – удачный исход для производителей
продуктов питания, в том числе и небольших игроков малого и среднего бизнеса из
числа предприятий питания. Теперь срок выплат из сети особенно по группам
скоропортящихся продуктов значительно сократился и не превышает 10 отведенных
законом дней.

Выиграл ли от всего этого потребитель? Не
очевидно. Ритеилеры все равно перенесут все свои расходы  и издержки по традиции – на покупателя. Это и
кредитно-товарные схемы, и залоги и логистические издержки и само «удорожание»
оборотных средств сетевика.

По данным 
агенства ShopandMall, в конце 2009 года самыми посещаемыми торговыми
сетями в Москве стали «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и «Седьмой
Континент». Наиболее демократичными по ценам признаны «Ашан» (78% опрошенных),
«Пятерочка» (49%) и «Копейка» (46 %).

Эта тенденция ярко отражается неизменность
предпочтений потребителей, привыкших экономить в кризисный год.  Резкое повышение цен на продукты питания не
окажется сказаться уже в феврале 2010 года. Данное повышение неминуемо затронет
как крупных сетевиков, так и магазины формата «возле дома».

Ритейлеры уже сейчас говорят о принятом законопроекте как о своем поражении,
вновь заявляя, что государство не должно вмешиваться в регулирование розничных
цен. Участники рынка опасаются, что закон создает преференции иностранным
поставщикам, а также сильно ударит по малому бизнесу. Цены в магазинах,
принадлежащих небольшим и средним компаниям, все равно будут выше, чем у
крупных сетей, в силу того, что у небольших ритейлеров выше накладные и
логистические расходы и меньшая возможность получить хорошую цену у поставщика.

В части ограничений по бонусам участники рынка отмечают, что сети в любом
случае найдут способы их обойти, оставив бонус за объем в пределах законных 10%,
а остальное “добрав” иными способами. “Мы уже перезаключили
договоры поставок с крупнейшими сетями на 2010 год. Конечно, в них не
вошли запрещенные законом бонусы, например за место на полке, за листинг. Эти
премии были включены в отдельные соглашения об оказании иных
услуг”, – заявил “Ведомостям” крупный поставщик алкогольной
продукции.

В целом, для ритейлеров закон означает существенное увеличение издержек, что в
свою очередь повлияет на цены, ассортимент и качество товаров в магазинах. По
словам участников рынка, выигрыш потребителя от принятия закона сомнителен.

Между тем на второй рабочей неделе 2010 года
ритейлеры завершают подсчеты декабрьских продаж и начинают готовиться к
внедрению закона о торговле – составлять новые типовые договоры с поставщиками
и разрабатывать стратегию их подписания.

Никаких действий пока не предпринимают лишь
самые маленькие торговые сети – они просто хотят посмотреть, как поступят более
развитые ритейлеры и взять пример с них. Некоторые компании уже подготовили все
необходимые документы и начинают процесс заключения контрактов, другие пока
проводят совещания и не знают, как все успеть.

В любом случае, в распоряжении торговых сетей
полгода, начиная с даты вступления в силу закона о торговле – 1 февраля 2010
года.

Каковы же преференции открываются для игроков
индустрии питания: фабрик-кухонь и небольших производств, салатных цехов,
заготовительных предприятий?

Как использовать возможный шанс зайти в сети
со своей продукцией? Рассмотрим подробнее эту задачу.

Итак, вы являетесь производителем, скажем группы
кулинарной продукции со сроком хранения до 5 суток с ассортиментом в 20-30
наименований и хотели бы зайти в сеть розничной торговли.

  1. Встретиться
    с начальником отдела закупок магазина, начальником департамента логистики
    или коммерческим директором для проведения предварительных
    переговоров  и презентации своей
    продуктовой линейки. Желательно иметь при себе прайс-листы, каталоги
    компании, любые презентационные материалы, отзывы клиентов. Иногда
    целесообразно привезти образцы готовой продукции и провести подготовленную
    или импровизированную мини-дегустацию
  2. При
    себе необходимо иметь всю необходимую разрешительную нормативную документацию
    на продукт: сертификаты качества, гигиенические сертификаты, копии
    уставных документов предприятия, разрешения и лицензии
  3. Необходимо
    получить в письменном виде документ от представителя компании – сетевика об
    условиях работы с новым поставщиком. Помните, что Вам не имеют права
    отказать в выдача подобной инструкции или распоряжения фирмы
  4. Далее
    необходимо обсудить условия «вхождения» в сеть, высоту и частоту выплаты
    бонусов, схемы и формы оплаты, отсрочки платежей, механизмы приемки и
    возврата товара, его учета и интеграции в систему сканирования
    самоклеющихся штрихкодированных этикеток, внесенных в государственный
    реестр.
  5. Вся
    процедура подготовки документов занимает около 2-3 недель. Дополнительные
    условия и перечень требуемых документов вам уточнит представитель
    магазина.

Удачи!

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий