Главная / Открытие общепита / Что делать если нагрянула проверка и Вам есть чего опасаться? Как действовать в рамках закона — пособие Питпортала

Что делать если нагрянула проверка и Вам есть чего опасаться? Как действовать в рамках закона — пособие Питпортала

В случае если к вам нагрянула проверка представителей наших многочисленных алчных контролирующих инстанций, стоит прежде всего вести себя спокойно. Наше методическое пособие позволит вам отстоять свои законные права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ

Поведение сотрудников фирмы при проведении правоохранительными органами оперативно-розыскных и иных мероприятий

Если в офис пришли сотрудники правоохранительных органов.

Визит сотрудников правоохранительных органов (далее «ПО») может быть связан:

а) со следственными действиями по уголовному делу (обыск, выемка, арест имущество);
б) с оперативно-розыскными мероприятиями (наведение справок, опрос, контрольная закупка);
в) с другими основаниями (например, осмотр помещений при наличии данных о уголовную или административную нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность).

Если мероприятия пунктов «а» и «в» являются открытыми и не заметить их невозможно, то оперативно-розыскная деятельность может осуществляться сотрудником в штатском и быть для вас незаметной, даже если вы предупреждены. Например, вы входите к другому сотруднику и видите у него незнакомого человека, которого принимаете за клиента или знакомого сотрудника и заводите речь о конфиденциальной информации. Или незнакомый человек обедает с Вами за одним столиком (на самом деле это оперуполномоченный, согласившийся после беседы с руководством фирмы отобедать), а вы при нем разговариваете на конфиденциальные темы.

Никогда не затрагивайте конфиденциальные темы (не передавайте конфиденциальных документов, предметов) в присутствии людей, которые вам неизвестны; никогда не говорите о конфиденциальных вещах по телефону людям, голоса которых вы не знаете, кем бы они не представлялись; тщательно «дозируйте» информацию при телефонных разговорах даже с людьми, статус и голос которых вам хорошо известны.

В случае открытых мероприятий ПО рекомендуется:

1. Не проявляйте суетливости (переноска папок с документами, спешка занять рабочие места, беготня по кабинетам и т. д.), спокойно занимайтесь тем, чем вы занимались до этого. Старайтесь не оставаться одни.
2. Сотрудники фирмы, работающие с конфиденциальными документами, обязаны немедленно поместить такие документы в специально предусмотренные для этого места, а если это невозможно, то поместить документы в места наибольшего скопления других документов, не носящих конфиденциального характера. Не следует убирать документы с рабочего места в присутствии сотрудников ПО, поскольку это привлечет пристальное внимание к данному помещению.
3. При обыске в офисе без каких-либо дополнительных формальностей может быть произведен личный обыск любого из сотрудников или посетителей, при наличии оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела. В случае обнаружения при вас конфиденциальных документов (предметов) трудно объяснять их нахождение у вас случайностью, поэтому сохранение таких документов (предметов) в одежде представляется крайней мерой.
4. В случае если у вас при себе имеются наличные средства в крупном размере, не следует сообщать об этом сотрудникам ПО, а при возникновении вопросов о происхождении денежных средств, следует признать эти деньги своими, накопленными или взятыми в долг у знакомых для совершения крупной покупки (автомобиль, квартира и т.п.), и необходимыми вам именно сегодня. Помните, что наличие у вас денежных средств, как и у любого из физических лиц, не является противозаконным независимо от их количества и объяснять их нахождение у вас, а тем более оправдываться не ваша забота.

Любые требования сотрудника ПО делятся на законные и незаконные. Приведем основные требования, которые могут и имеют право предъявлять сотрудники ПО:

а) При производстве обыска и выемки:
— вскрыть запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их (следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров и дверей), а при выемке — только тех мест, где хранятся подлежащие выемке предметы, а не всего офиса;
— запретить вам и лицам, приходящим в офис, покидать офис или общаться между собой и с иными лицами до окончания обыска, при этом сотрудникам и посетителям могут предложить собраться в определенном помещении и запретить покидать это помещение, разойтись по помещениям и находиться по одному в помещениях, отключить телефоны, запретить отвечать на телефонные звонки, перемещать обстановку в офисе и т.п.;
— изымать предметы и документы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, по которому производится следственное действие, в том числе предметы и документы, принадлежащие сотрудникам фирмы (Вы вправе присутствовать при изъятии Ваших личных документов и вещей).
б) При производстве личного обыска:
— совершать осмотр одежды и тела обыскиваемого (обыскиваемый, обыскивающий и понятые должны быть одного и того же пола).
в) При наложении ареста на имущество:
— описывать имущество, предъявляя его понятым и другим присутствующим лицам;
— изымать арестованное имущество.
г) Производить допрос.
д) Входить беспрепятственно на территорию и в помещения организации и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай. При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность:
— беспрепятственно входить в помещения организации;
— проводить с участием собственника имущества, а при их отсутствии — с участием представителей исполнительной власти или местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, транспортных средств, мест хранения и использования имущества;
— изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, образцы сырья и продукции;
— опечатывать помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
е) Кроме того, сотрудники ПО вправе:
— проводить опрос;
— осуществлять наведение справок;
— собирать образцы продукции для сравнительного исследования;
— осуществлять проверочную закупку;
— исследовать предметы и документы;
— отождествлять личность;
— обследовать помещения, здания, сооружения, участков местности и транспортные средства;
— осуществлять контролируемую поставку.

Все мероприятия, указанные в пункте е) носят оперативный характер, и их осуществление производится на добровольных началах (не подкрепляется властными распоряжениями). Поэтому можно отказаться от продажи партии товара подозрительным лицам, отказаться от дачи пояснений, справок и т. д. (рекомендации по поведению при опросе и наведении справок см. ниже).

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы, для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают возложенных на милицию обязанностей. То есть неисполнение требований ПО может привести к применению против вас силы. Например, могут вывести вас (вынести или вытащить) в другое помещение, если вы не подчиняетесь требованию перейти самостоятельно или общаетесь с сослуживцами, несмотря на запрет; отобрать у вас мобильный телефон, если вы пытаетесь по нему говорить. И за неисполнение законного требования сотрудника милиции предусмотрена административная ответственность.

Если сотрудниками ПО к Вам применена физическая сила (правомерно или неправомерно).

В таком случае наиболее целесообразно упасть и не вставать, а окружающим добиваться вызова неотложной скорой помощи (при максимальной агрессии по отношению к сотрудникам офиса лучше не проявлять активность во избежание перехода в разряд потерпевших).

Перед тем как использовать физическую силу, а тем более спецсредства, сотрудник милиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточно времени для выполнения его требований. Кроме того, работникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.

Сотрудникам офиса рекомендуется:

— спокойно и четко выполнять требования сотрудников ПО, не провоцировать их на проявление грубости за неповиновение и неисполнение их указаний, не препятствовать их действиям;
— предъявлять сотрудникам ПО документы, удостоверяющие Вашу личность;
— по возможности не оставаться один на один с сотрудниками ПО и стараться не отвечать на вопросы без присутствия других сотрудников фирмы.

Вам могут предложить быть понятым. Вы имеете право отказаться, из-за плохого самочувствие либо по иной причине.

Ответственность за отказ быть понятым законодательством не предусмотрена.
Вам могут быть предъявлены и другие требования, оценить правомерность которых трудно. При безобидных предложениях (дать листы бумаги, ручку, включить телевизор) целесообразно идти навстречу сотрудникам ПО.

Если Вам задаются вопросы.

Не следует наотрез отказываться от разговора, хотя в случае проведения опроса или наведения справок такое право вы имеете.
При наличии уголовного дела вас могут допросить (в этом случае вы должны отвечать хотя бы односложно, например, «да», «нет», «не знаю»). Вы имеете право не давать показания в отношении себя лично, а также своих родственников, это право вам должно быть разъяснено допрашивающим, поэтому рекомендуется:
— старайтесь не давать каких-либо значимых пояснений и объяснений относительно деятельности фирмы вообще, порекомендовав обратиться к вашему руководству;
— не давать никаких объяснений кроме официальной версии, согласованной с руководством фирмы, о вашей работе, направлениях деятельности, размере зарплаты, должности и др.;
— если найдены конфиденциальные документы (предметы) ссылайтесь на незнание обстоятельств их происхождения и появления в офисе.

Если Вас приглашают на допрос по делам фирмы в качестве свидетеля.

При вызове на допрос повесткой, телеграммой, по телефону сообщите об этом руководству фирмы.

В том случае, если вас приглашают на допрос немедленно (дома, на улице, в офисе), Вы должны:

— если информации в повестке недостаточно, чтобы сориентироваться, расспросите приглашающих Вас на допрос, по какому делу Вы будете допрашиваться, в чем существо дела, кто следователь, и записать полученные сведения и данные приглашающих.
— в случае, если вам не оставляют времени на обсуждение предстоящего допроса, целесообразно «уклониться» от дачи показаний, сообщив о согласии давать показания только в присутствии адвоката. Иными словами проследовать на допрос вы можете немедленно, но не скажете там ни одного слова в отсутствии адвоката (имеете на это полное право).
Не исключено, что вам начнут разъяснять, что вы не подозреваемый и не обвиняемый, поэтому в соответствии с нормами УПК РФ вам адвокат не полагается. Продолжайте настаивать на своем; это позволит получить «отсрочку» для обсуждения предстоящего допроса.

Выдержка из постановления Конституционного суда от 27.06.2000 №11-П укрепит вас в своем праве на отказ от дачи показаний без адвоката и может быть доведена до сотрудников ПО, не желающих помочь вам реализовать законное право. «По буквальному смыслу положений статей 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, реально ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции и иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Если вас «вербуют».


ПО вправе устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Как правило, «вербуют» попавшихся (действительно или в воображении) на мелком правонарушении. Механизм прост. Действительное или воображаемое нарушение (часто просто административное) раздувается до вселенских масштабов. Например, вы расплачивались (обменивали) фальшивой купюрой, сами об этом не зная, а вам грозят заключением, арестом, позором, недвусмысленно дают понять о готовности применить к вам меры физического воздействия, которые не оставляют следов, и т. п., а потом предлагают дело замять в обмен на сотрудничество. В таких случаях можно согласиться с предложением (ничего страшного нет), но давать существенные показания на кого-либо или себя все равно не стоит. Каждый волен принимать в такой ситуации решения самостоятельно. Главное о факте и обстоятельствах вербовки (или неудачной вербовки) необходимо немедленно сообщать руководству компании.

Сообща будем решать, как помочь Вам в такой ситуации, и не только решать, но и реально помогать.

Помните, что сами правоохранительные органы, не должны являться инструментом ущемления и подавления, а призваны охранять и защищать ваши права и законные интересы.

Рекомендации руководителям фирмы и группе управления

ОБЭП
Налоговые органы
Милиция
Другие контролирующие и надзирающие органы
Прокуратура
ОБЭП
ОБЭП выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию экономических преступлений, в том числе в области законодательства о налогах и сборах.

ОБЭП наделены широким кругом полномочий, в частности:

— производить в соответствии с УПК РФ дознание и следствие по делам о преступлениях, отнесенным к их ведению и к их подследственности;
— осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;
— по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
— при достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки.
Наиболее значимыми для фирмы являются следующие права ОБЭП:
— осуществлять проверки организаций в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок, заведением дел оперативных проверок и возбуждением уголовных дел;
— приостанавливать операции организаций по счетам в банках;
— беспрепятственно входить и обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения организаций независимо от форм собственности и места нахождения;
— вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан по вопросам, относящимся к компетенции ОБЭП;
— безвозмездно получать от организаций, физлиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ОБЭП обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.
— составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах их полномочий, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные КоАП РФ;
— налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.
Они могут осуществлять внедрение оперативных сотрудников в структуры предприятий и организаций, привлекать граждан к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов экономических преступлений, использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, помещений и транспортных средств ОБЭП, создавать в установленном законодательством порядке предприятия и организации, необходимые для решения задач, предусмотренных их полномочиями. Поэтому будьте бдительны с новыми контрагентами, убедитесь, что они ведут бизнес также чисто, как и вы.
Проверки

При проверках ОБЭП также должен соблюдаться ряд формальностей, которые полезно знать.


Проверка организации длится не более 2-х месяцев, продлевается до 3-х только решением начальника ОБЭП. Начало — день вынесения постановления о проверке, окончание — день подписания акта проверяющими. Отслеживайте сроки, зудите над проверяющими, чтобы у них появилось желание быстрее от вас избавиться.
Проверяющие по прибытию на объект проверки обязаны предъявить представителю организации удостоверения сотрудников ОБЭП, а также вынесенное начальником ОБЭП заверенное печатью постановление о проверке. Постановление регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверок соответствующего ОБЭП, что дает вам возможность проверить пришедших (и пока по телефону это проверяется в органе, откуда пришли проверяющие, самим подготовиться к проверке). Не избегайте ознакомления с постановлением, так как с одной стороны вы можете проверить его законность и кое-что почерпнуть из него, а с другой — закон предусмотрел нейтрализацию отказа от ознакомления с постановлением и от использования своего права присутствовать при проверке. В постановлении о проверке проверяющими производится запись о вашем отказе, что лишает смысла ваши контрдействий (типа беготни по коридорам лишь бы не видеть постановления).

В обязанности проверяющих входит проверка удостоверения личности должностных лиц организации. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя организации оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью), поэтому относитесь спокойно к требованиям о подтверждении полномочий.

Законный представитель организации вправе присутствовать при проведении проверки в занимаемых помещениях и территориях. В постановлении о проверки организации делается отметка о разъяснении законному представителю его права. Если этого не сделано проверяющими, не стремитесь устранить этот пробел, минусы контролирующих органов это ваши плюсы.

Поручите своим работникам следить за составом проверяющих лиц, так как изменение состава возможно только на основании постановления об изменениях, вынесенного начальником ОБЭП.

Обследование помещения организации производится проверяющими на основании распоряжения начальника оперативного подразделения ОБЭП в присутствии понятых и представителя проверяемой организации. О производстве обследования составляется акт, в котором фиксируются данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов, представляющих интерес для проверки. В ходе обследования проверяющие могут производить фото- и киносъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и технические средства. Результаты их использования прилагаются к акту.

Акт обследования подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и представителем организации, а также другими присутствующими при обследовании лицами, при этом с вашей стороны возможно использование других присутствующих для подготовки доказательственной базы против неправомерных действий проверяющих. Ваш отказ от подписания акта предусмотрен и приведет лишь к отметке в акте, удостоверенной подписями проверяющих и понятых, поэтому не придавайте значения факту подписи или не подписи этого документа, сосредоточьтесь лучше на самом документе и на формулировке, которую вы собираетесь написать.

Обследование — это не обыск. При проведении обследования не допускается вскрытие помещений, поэтому если представители ОБЭП несмотря на ваши замечания совершат действия выходящие за их компетенцию, зафиксируйте это при подписании акта.
Должностные лица ОБЭП имеют право истребовать у проверяемого любую информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе по финансово-хозяйственной деятельности. Информация, истребуемая у организации, перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается представителю организации под расписку с указанием даты вручения. Помните, что нет необходимости сразу предоставлять запрашиваемые документы, вам должно быть предоставлено время для их подготовки, согласуйте это время с должностным лицом ОБЭП, запрашивающим их. При отказе представителя организации от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.

Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, как правило, в присутствии представителя организации. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются представителем организации и заверяется ее печатью.

В случаях оснований полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов. При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются организации, у которого они изымаются.

Об изъятии документов (копий) составляется акт. Изъятые документы перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Все изымаемые документы (копии) предъявляются понятым и представителю организации, о чем делается запись в акте. Данная норма позволяет сделать этот процесс крайне обременительным для изымающих, любые нарушения этого порядка могут фиксироваться в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и представителем организации. Копия акта об изъятии вручается представителю, у которого производится изъятие, под расписку.

Как уже отмечалось, не стоит отказываться от подписи и заверения печатью копий изымаемых документов, от получения копии акта об изъятии и копий изъятых документов, от подписания акта изъятия; об отказе все равно будет сделана отметка в акте изъятия или отдельном акте, удостоверяемом подписями проверяющих из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и понятыми.

Если вы попали в ситуацию, при которой обнаружены документы, предметы, «ненадлежащего» характера, отказавшись от подписи копий, зафиксируйте в акте, что эти документы, предметы, появились в период, когда кто-то из проверяющих оставался один в помещении, где они обнаружены.

Большое количество информации можно почерпнуть из акта проверки, например, в акт могут включить выявленные факты нарушения законодательства РФ, исходя из чего можно предугадать последующие действия ПО.
При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, организации, а также транспортных средств, при изъятии документов привлекаются понятые в количестве не менее 2-х человек. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе проверки физлица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц ОБЭП.

Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.
Как правило, органам НП достаточно трудно найти понятых, поэтому создание ситуации усугубляющей данные трудности будет способствовать невозможности проведения этих действий.

Итоги проверки.

По результатам проверки организации проверяющими не позднее срока окончания проверки, (2 месяца или 3 при продлении) составляется акт проверки. Акт проверки составляется и в том случае, если нарушений законодательства не выявлено. Акт проверки должен содержать номер акта проверки налогоплательщика, присвоенный при его регистрации в Журнале регистрации актов проверки налогоплательщиков. Акт проверки составляется в четырех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. С момента подписания акта проверки всеми проверяющими проверка считается законченной.

Один экземпляр акта вручается представителю организации под расписку. В случае отказа представителя от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Налоговые органы

Налоговые органы, непосредственно осуществляющие налоговый контроль, вправе:

— требовать от налогоплательщика документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты налогов;
— проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
— производить выемку документов при проведении проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении правонарушений, в случаях достаточных оснований полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
— письменным уведомлением вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
— приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ;
— обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода торговые, складские, производственные и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщику;
— расчетным путем определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет и внебюджетные фонды, на основании имеющейся информации о налогоплательщике в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию вышеуказанных помещений и территорий, непредставления в течение более 2-х месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов, расходов, объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
— вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Проверки

В настоящее время налоговые органы практически отказались от проведения выездных проверок. Все, чего они хотят добиться, можно получить путем камеральных проверок (ст.88 НК РФ), но все же полезно знать о правилах игры при проведении выездных налоговых проверок.
Ст. 87, 88 запрещают проведение в течение календарного года более одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период и ограничивают проверяемый период тремя календарными годами деятельности, предшествующими году проведения проверки,
Согласно ст.89 НК выездная проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Указанное решение должно содержать период финансово-хозяйственной деятельности и виды налогов, по которым проводится проверка; ФИО, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников иных ПО и контролирующих органов (в случае привлечения их к проверке); подпись вынесшего решение лица с указанием его ФИО, должности и классного чина.
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для предпринимательской деятельности территорий или помещения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При препятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), руководитель проверяющей группы составляет акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. При отказе налогоплательщика подписать этот акт, в нем делается соответствующая запись.
Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо воли проживающих в них лиц допускается в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, документов и предметов, но только именно этого налогоплательщика. Следовательно, это не дает им права проводить осмотр других помещений, которые расположены в одном здании с налогоплательщиком, но заняты лицами, в отношении которых не проводится проверка.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в присутствии не менее двух понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется проверка, или его представитель, а также специалисты. О производстве осмотра составляется протокол. Отказ налогоплательщика от участия в проведении осмотра не влечет за собой каких-либо последствий и не является препятствием для производства осмотра.
Должностные лица налоговых органов не наделены правом беспрепятственного доступа на территории и в помещения налогоплательщика для производства осмотра.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано передать или выдать их налоговому органу в пятидневный срок, поэтому любое требование о выдаче документов немедленно незаконно. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

Только после истечения срока или отказа производится выемка необходимых документов
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Постановление подлежит утверждению руководителем соответствующего налогового органа.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях для участия в выемке приглашается специалист.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о выемки, разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности и предлагает добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров и дверей.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном ниже.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при производстве действия. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при производстве действия.

Итоги проверки

По результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт проверки, подписываемый этими лицами и руководителем (представителем). проверяемой организации
Акт проверки должен содержать документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт проверки составляется в 2-х экземплярах, один из которых остается в налоговом органе, другой — вручается руководителю проверяемой организации либо ее представителю.
При обстоятельствах, позволяющих предполагать нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. Третий экземпляр приобщается к материалам, направляемым в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В акте указываются даты начала и окончания проверки. Дата начала — день предъявления руководителю проверяемой организации решения налогового органа о выездной проверки. Дата окончания — дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. Справка составляется сразу после окончания проверки и уже потом прилагается к акту проверки. Срок проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:

— решение руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия).
— копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;
— уточненные расчеты по видам налогов, составленные проверяющими в связи с выявлением правонарушений (если расчеты не приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющими, руководителем организации или ее представителем, соответственно, если вы не согласны с расчетом укажите это.

Акт выездной проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю налогоплательщика (его представителю), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись.
Уклонение от получения акта налоговой проверки, фиксируется определенной записью. Акт проверки может быть направлен налогоплательщику по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения.

При отказе руководителя налогоплательщика от подписания акта руководителем проверяющей группы на последней странице акта также производится определенная запись.

До вручения налогоплательщику акт налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, проверяйте это и отмечайте для себя.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному возражению или в согласованный срок (до двух недель со дня получения акта проверки) передать налоговому органу документы (заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Дополнительные мероприятия

Должностные лица налоговых органов вправе истребовать у налогоплательщиков документы, проводить проверки документов, а также встречные проверки только при проведении камеральных и выездных налоговых проверках. Как уже отмечалось, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. По окончании выездной налоговой проверки проверяющие лица составляют справку о ее проведении, в которой указываются предмет проверки и фактические сроки ее начала и окончания.

По результатам материалов выездной налоговой проверки начальник или его заместитель могут принять решение в случае недостаточности материалов, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о проведении дополнительных мероприятий должны быть определены конкретные формы налогового контроля и обстоятельства, подлежащие установлению по делу о налоговом правонарушении.
В связи с тем, что дополнительные мероприятия проводятся после окончания выездной налоговой проверки, оформления и рассмотрения соответствующего акта и иных материалов проверки руководителем или его заместителем. Такими полномочиями налоговые органы обладают только при проведении налоговой проверки, которая в данном случае уже окончена.
Истребование и проверка документов, встречные проверки после окончания выездной налоговой проверки при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля недопустимо. Такие действия не предусмотрены НК РФ и являются повторной налоговой проверкой по одним и тем же налогам за уже проверенный в ходе выездной налоговой проверки период, что запрещено ч. 3 ст. 87 НК РФ. Следовательно, подобные мероприятия не могут входить в число дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.3 п.2 ст. 101 НК РФ.

В ходе налоговых проверок должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой «грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухотчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ. Под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухотчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% либо искажение статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%.

Должностные лица налоговых органов уполномочены также составлять протоколы по ряду административных нарушений против порядка управления, в частности по административным правонарушениям, предусмотренным:

— частью первой ст.19.4. КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей).
— частью первой ст.19.5. КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства).
— ст.19.6. КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения).
— ст.19.7. КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде).

Полномочия этих должностных лиц ограничиваются только составлением протокола об административном нарушении. Рассмотрение дел по этим правонарушениям производится мировыми судьями или судьями районных судов общей юрисдикции.

В компетенцию руководителей налоговых органов входит только рассмотрение дел по административным правонарушениям, предусмотренным статьями —
— ст.14.5. КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения ККМ).
— ст.15.1. КоАП РФ (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций).
— ст.15.2. КоАП РФ (невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций).
В отношении применения ККМ хочется отметить, что теперь налоговые органы не могут налагать штрафы за невыдачу кассового чека покупателю вместе с покупкой, за использование неисправной ККМ, за не вывешивание ценника на продаваемом товаре.

Милиция


Милиция наделена большими полномочиями, что в свою очередь налагает на нее и большие обязанности, о которых им необходимо напоминать, в частности, милиции запрещается прибегать к насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинству обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
В экстремальных ситуациях лучше выполнить пусть и незаконные, но требования милиции, если вы не можете повлиять на развитие ситуации, но не забудьте любым способом зафиксировать данный факт, например в любом документе, который вы подписываете при проведении операций этими органами в помещении вашей фирмы.

Коммерческим организациям чаще всего приходится сталкиваться с подразделениями осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП), относящимися к криминальной милиции, и экологической милицией.

Права милиции представляющие наибольший интерес для вас:

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;
— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические или психотропные вещества, производить в установленном законом порядке личный досмотр лиц, их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения;
— проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством РФ;
— вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
— подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законом порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;
— использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
— входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;

— при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
— проводить с участием собственника имущества либо его представителей, а при отсутствии таковых — с участием представителей исполнительной власти или местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
— изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
— проводить контрольные закупки;
— требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их;
— получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения (нельзя, если буквально толковать эту норму закона «О милиции», приостановить деятельность организаций, не являющихся торговыми);
— изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки;
— пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам.

Обращаем ваше внимание на осуществление аккуратных действий при обнаженном огнестрельном оружие сотрудником милиции, не приближайтесь к нему, не размахивайте руками, чтобы не спровоцировать сотрудника милиции на применение оружия.

В отличие от пространных норм законов «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», полномочия ПО предусмотренные УПК РФ достаточно жестко регламентированы. Если ваши отношения с ПО перешли в разряд отношений, регламентированных этим законом, то вам следует знать порядок проведения ряда действий, совершаемых с вашим или без вашего участия, но против вас или лиц вам известных.

В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд.

При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, вызываемые лица незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались, поэтому старайтесь получить точные координаты этого органа.
Постановление дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

Привод не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу лица в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора.

Осмотр. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, если осмотр проводится в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей.

Осмотр следов преступления и иных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, когда предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации этой организации. При невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
Основанием производства обыска является наличие данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
До начала обыска следователь предъявляет постановление следователя о его производстве, а в случае, обыска в жилище, — судебное решение, разрешающее его производство.
До обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

При производстве обыска в любом случае изымаются предметы, запрещенные к обороту (например, наркотические вещества).
Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск. При производстве обыска вправе присутствовать адвокат того лица, в помещении которого проводится обыск.
При производстве обыска составляется протокол.

В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.
Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Порядок проведения выемки аналогичен порядку проведения обыска за исключением того, что выемка это все таки не обыск, и если не известно где находятся эти предметы, то искать их (проводить обыск) никто не имеет права.
Личный обыск может производиться только подозреваемого или обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела, по постановлению и на основании решения суда, поэтому если вы таковым не являетесь, например свидетель, то никто не имеет права проводить в отношении вас это следственное действие, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что лицо, находящееся в помещении, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, в этом случае, а также при задержании лица (подозреваемого) или заключении его под стражу личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.
Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.
Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, и общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.
Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения (свидетеля — обязательство о явке) .

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола.
Отказ от подписания протокола допроса фиксируется путем внесения в него соответствующей записи, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Закон в любом случае дает всем право требовать участия понятых во всех действиях предпринимаемых против вас, на основании п. 2 ст. 170 УПК РФ, в рамках уголовного дела, даже если это напрямую не предусмотрено, поэтому ходатайствуйте об этом, даже если вам в этом откажут и лучше подавайте ходатайство в письменной форме.

Другие контролирующие и надзирающие органы


В настоящее время продолжает действовать закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Действия нижеуказанных органов подпадают под его регулирования, поэтому пользуйтесь правами, которые этот закон вам дает.
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
— наименование органа государственного контроля (надзора);
— ФИО и должности лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю;
— наименование юрлица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим контроль, руководителю или иному должностному лицу юрлица одновременно со служебным удостоверением.

В отношении одного юрлица каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юрлица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля также в случаях:
получения информации от юрлиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юрлиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юрлиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юрлиц или индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии таких нарушений.
Мероприятия по контролю в случаях, указанных выше могут проводиться по мотивированному решению органа госконтроля (надзора), в том числе в отношении иных юрлиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) или объекты.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов госконтроля не вправе:
требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
С целью контроля за проводимыми проверками юрлица ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа госконтроля производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа госконтроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются ФИО, должность лиц, осуществившего мероприятие по контролю, и их подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Если у вас нет специально разработанной формы журнала, заведите его в любом виде, например, простая общая тетрадь, отвечающая вышеизложенным требованиям.
Отказ проверяющего от простановки записи в журнале должен насторожить вас, в связи с чем вы должны проверить его полномочия через известный вам телефон вышестоящего органа должностного лица к вам пришедшего, в крайнем случае можно вызвать милицию, чтобы она сделала это сама, а до этого не допускать пришедшего к проверке и самим спокойно подготовиться к ней.
Должностные лица органов госконтроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:
посещать объекты (территории и помещения) юрлиц в целях контроля только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов госконтроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю.
Должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право:
знакомиться с результатами контроля и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов госконтроля (надзора).

Роспотребдадзор


Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
— получать от юрлиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения;
— проводить санитарно — эпидемиологические расследования;
— беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих санитарно — эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно — противоэпидемических мероприятий;
— посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
— проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
— проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
— составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать гражданам и юрлицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Пожарный надзор (МЧС)

Права должностных лиц пожарной охраны напрямую связаны с обязанностями, которые должны выполнять организации, поэтому обращаем внимание на обязанности, исполнение которых могут проверить эти должностные лица.
Организации обязаны:
— соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
— разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
— проводить противопожарную пропаганду и обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
— включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
— создавать содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче — смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
— обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
— предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствия.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
— осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
— проводить обследования и проверки зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
— входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
— давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям безопасности;
— приостанавливать полностью или частично работу предприятий (производств, участков, агрегатов), эксплуатацию зданий, помещений, проведение отдельных работ при нарушении требований безопасности, создающих угрозу пожара или безопасности людей, а также при невыполнении этих требований при проектировании, строительстве, капремонте, реконструкции, техническом переоснащении предприятий и других объектов;
— производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
— налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юрлиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Госстандарт


Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований госстандартов (правил сертификации) от имени Госстандарта РФ проводится его госинспекторами.
Госинспектор имеет право:
— свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
— получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения контроля и надзора;
— использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении контроля и надзора;
— проводить в соответствии с нормативными документами отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия требованиям госстандартов с отнесением стоимости образцов и затрат на анализы на издержки производства;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований госстандартов на стадиях разработки продукции, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
— выдавать предписания о запрете или приостановке реализации и использования проверенной продукции, а также работ и услуг в случаях несоответствия их требованиям госстандартов;
— запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Федеральная инспекция труда


Госинспекторы труда при осуществлении контрольной деятельности имеют право:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить инспекцию организаций всех форм собственности;
— запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— приостанавливать работу организаций, подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
— запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
— выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
— привлекать к административной ответственности в установленном законодательством порядке лиц, виновных в нарушении законов и нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами, а также направлять в ПО материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
При проверке госинспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Прокуратура


Документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его чин и должность является служебное удостоверение установленного образца.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих и некоммерческих организации, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
— безвозмездно получать по требованию прокурора и следователя статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии.

Советы


1. Напоминаем, что следственные действия по возбужденному уголовному делу проводятся в отношении конкретных граждан, а не организаций, именно в действиях этих граждан проверяющими устанавливается состав преступления.
2. При проверке не могут быть осмотрены и изъяты документы организации, в отношении которой не проводится проверка. Также не могут изыматься документы организации в отношении которой проводится проверка если пришли проверять организацию на предмет уплаты НДС, а изымают документы, не имеющие к этому ни какого отношения.
3. Старайтесь не упоминать в беседе с работниками контролирующих органов конкретные цифры и факты.
4. Пытайтесь зафиксировать нарушения со стороны проверяющих в любом документе, который вы подписываете. Никто не запрещает вам составить свой документ, в котором будут описаны нарушения проверяющих, предложите подписать его проверяющим, если откажутся, сделайте об этом ссылку в этом документе, пусть его подпишут как можно большее число лиц, присутствующих при совершении неправомерных действий проверяющих (работники, понятые, посетители).
5. Дайте понять проверяющим, что информация о нарушениях с их стороны может легко попасть в прессу и телевидение.
6. Не бойтесь показать, что вы знаете свои права. Можете щегольнуть номером статьи закона или ее содержания, даже если вы ошибетесь не страшно т.к. проверяющие ее также не помнят и не могут сразу проверить.
7. Не бойтесь, если ваш ответ не совпадет в деталях с ответами других лиц, одинаковых ответов ни когда не бывает.
8. Ни когда не подписывайте документ не прочитав его. Читайте пока он не станет вам понятен. Время для этого не регламентировано законом.
9. Если в постановлении указана выемка документов, то забрать компьютер проверяющие не вправе, пусть распечатывают документы, при этом у вас есть возможность отказаться от подписания распечатанных копий и занести в протокол, что не знаете откуда эти документы появились в вашем компьютере, вам не известно может быть даже случайно кем-либо внесены в него исправления намерено, в том числе и проверяющим, но это следует предпринимать если вам точно известно, что таких документов нет на бумажном носителе за вашей оригинальной подписью. Для совершения всех этих действий дождитесь пока проверяющие их не распечатают, что как правило проводится без непосредственного участия понятых (открытие файла его прочтение на компьютере, печать).
10. Помните, что все проверяющие органы несут ответственность за убытки, причиненные организациям своими неправомерными действиями, а также неправомерными действиями должностных лиц и работников этих органов, поэтому указание в актах и др. документах сведений, которые могут привести к появлению у вашей организации права требования возмещения убытков, могут побудить проверяющих не подставлять себя лично.
11. Все «наезды» о нахождении организации по указанному адресу без надлежащего на то основания, договора аренды и т.п. или же обнаружения печатей других организаций в офисе компании не носят в себе ни чего криминального.
12. Немедленно сообщайте о всех приходах контролирующих органов в юридическую службу, тяните время до приезда юриста.
13. Не спешите указывать на ошибки проверяющих при проверке, их минусы это ваши плюсы в дальнейшем.
14. Имейте телефоны контролирующих органов, по которым можно проверить полномочия проверяющих.
15. Досконально ознакомьтесь с предъявляемым вам удостоверением и другими документами, служащими основанием для начала действий проверяющими, запишите данные удостоверения.
16. Женщины, в трудную минуту не бойтесь закатить истерику, инсценировать обморок или даже припадок.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее