Главная / Спецпроект: Новости реформы школьного питания в России / 17.03.09 Экономика Приднестровья страдает от односторонних ограничительных мер Молдовы

17.03.09 Экономика Приднестровья страдает от односторонних ограничительных мер Молдовы

О проблемах функционирования приднестровской экономики, о том, как распределяется российская гуманитарная помощь в Приднестровье, а также о европейских инициативах в регионе корреспондент «РВ» побеседовал с Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, руководителем партии «Обновление» Евгением Шевчуком


— Евгений Васильевич, как ситуация мировой экономической нестабильности влияет на экономику Приднестровья?

— Приднестровье затронуто экономической нестабильностью как и другие государства, несмотря на то, что в силу непризнанности не интегрировано в мировую систему банковского сектора и не имеет развитого рынка ценных бумаг. В первую очередь это проявляется в снижении экспорта приднестровских товаров. В частности, внешнеторговый оборот за январь-февраль этого года практически сопоставим с аналогичным периодом 2004 года и составляет чуть более половины от уровня прошлого года. Отсюда и рост дефицита бюджета, и некоторые проблемы с колебаниями курса национальной валюты.

В мире, вырабатывая антикризисные программы, эксперты и аналитики исходят из понимания экономической нестабильности как резкого сбоя в функционировании системы. Специфика же нашей ситуации отличается тем, что из-за неурегулированности приднестровско-молдавских отношений и постоянных односторонних ограничительных мер молдавских властей наша экономика из года в год терпит бессистемные колебания и шоки. Возможно, для отдельных политических сил в Молдове эти шоки видятся наиболее действенными инструментами стимулирования нестабильности в Приднестровье или инструментом решения политических противоречий. Из-за таких постоянных потрясений нашей экономики уменьшается численность людей, занятых в экономике. Здесь я имею ввиду и отток населения из Приднестровья, и демографические проблемы. Также значительно ухудшаются потенциальные возможности нашей экономики, и мы становимся менее привлекательными для инвестиций в экономику. Деформация исторически сложившегося уклада в осуществлении внешнеэкономической деятельности мерами, введенными по инициативе молдавских властей в 2006 году, привела к увеличению расходов приднестровских предприятий, исторически торговавших в режиме приграничной торговли. Следствие этих мер — понижение конкурентоспособности и закрытие многих предприятий малого бизнеса.

По моему мнению, данные ограничения не способствуют становлению атмосферы партнерских отношений, которые должны быть положены в основу диалога по политическим проблемам. Очевидным должно быть и понимание того, что когда экономические трудности «накрыли» всех без исключения, разумные политические решения должны вытеснить конъюнктурные амбиции, и нужно создать максимум условий, чтобы каждая экономика могла бы задействовать и активизировать все имеющиеся внутренние ресурсы для преодоления последствий кризиса в целях максимальной защиты людей в этой непростой ситуации.

— В Приднестровье поступила российская гуманитарная помощь, кто получит ее и каковы механизмы ее распределения?

— В дополнение к объективно сложившимся под воздействием искусственно созданных внешних факторов трудностям Приднестровье пережило и невиданную засуху 2007 года, и наводнение 2008 года, сказались на экономике и глобальные финансовые проблемы. В такой ситуации мы обращались к нашим коллегам в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в партии «Единая Россия» с просьбой о выделении Приднестровью гуманитарной помощи для поддержания наиболее социально незащищенных слоев населения. В 2008 году такая помощь направлялась на ежемесячные дополнительные доплаты к пенсиям. Помощь также направлялась на организацию дополнительного питания учащихся школ-интернатов, спецшкол-интернатов, образовательных учреждений коррекционного типа, воспитанников детских домов, детских реабилитационных центров для детей-инвалидов. Из тех средств было улучшено питание лиц, находящихся в акушерских отделениях лечебных учреждений и содержащихся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Безусловно, в тех сложных условиях, в которых мы находимся, эта помощь сыграла очень положительную роль для поддержки людей.

Механизм распределения гуманитарной помощи в 2009 году аналогичен механизму, действовавшему в 2008 году, который по утверждению наших российских партнеров зарекомендовал себя с положительной стороны и полностью себя оправдал. Поступившие в 2009 году денежные средства гуманитарной помощи зачисляются на специальный счет Верховного Совета, на который возложена ответственность контроля за их распределением. Мы приняли специальное Постановление, которым определены условия и направления распределения российской помощи. В соответствии с этим документом информация о распределении оперативно проступает в Верховный Совет. В целях конкретизации учета по дополнительным выплатам к пенсиям каждый пенсионер расписывается о получении в специальной ведомости. Все эти меры позволяют оперативно аккумулировать всю информацию, анализировать ее и совместно с исполнительными органами власти корректировать систему распределения помощи по учреждениям. Соответствующие контрольные мероприятия проводятся и Счетной Палатой. Информацию о расходовании гуманитарной помощи мы всегда готовы предоставить полномочным представителям России для контроля.

Мы благодарны России за то, что она не на словах, а на деле подтверждает свой статус страны-гаранта и не оставляет своих соотечественников один ни один с проблемами, разрешить которые самостоятельно без помощи, к сожалению, в нынешних условиях, просто невозможно.

— Принимаются ли какие-то меры, возможно на дипломатическом уровне, чтобы повлиять на отмену так называемого блокирующего режима для приднестровских предприятий?

— В ходе встреч с представителями различных дипломатических миссий вопросы социально-экономического блока всегда находятся в центре внимания. Мы постоянно обращали внимание стран-гарантов, и Украины, с которой мы имеем общую границу на то, что в условиях финансового кризиса для повышения возможностей приднестровской экономики можно даже не вкладывая деньги, а сняв ряд ранее примененных ограничительных мер, получить реальный результат. Мы в конце пошлого года приняли обращение к Президенту, Премьер-министру и Верховной Раде Украины с просьбой рассмотреть вопрос об отмене введенного по инициативе Молдовы в 2006 году режима перемещения приднестровских грузов через приднестровский участок украинской границы. Мы надеемся на то, что это обращение будет рассмотрено.

— Недавно Украина выступила с инициативой создания еврорегиона «Днестр». Насколько этот проект может быть полезен Приднестровью?

— Насколько мне известно, этот проект обсуждается с лета прошлого года. Предлагается включить в еврорегион, образуемый приграничными районами Молдовы и Украины, также два района Приднестровья. Исходя из того, что выносится на обсуждение на сегодняшний день не ясно, каковы общие принципы будущего проекта, а по информации приднестровского МИДа пока идет только проработка проекта на уровне консультаций с украинскими и европейскими представителями. В этой связи комментировать идею возможно пока исходя из незначительного объема информации. Если цель организации еврорегиона «Днестр» исходит из принципов таких известных еврорегионов как «Днепр» и «Ярославна», в которых участвуют Россия и Украина, и в основу которых положено стремление совместного развития приграничного сотрудничества, транспортной инфраструктуры, и реализация совместных мер в области экологии и культуры, то, на мой взгляд, такая форма сотрудничества будет полезной.

— Вы не рассматриваете такой проект как попытку европейцев совместно с украинцами усилить свою роль и свои позиции в процессе приднестровского урегулирования?

— В некоторых комментариях в СМИ такие акценты обозначаются, но я бы, повторюсь, не стал делать выводы о возможных последствиях, когда кроме рамок проекта мы не знаем о его деталях и механизмах реализации. Опыт организации таких регионов есть у стран-гарантов — у России, и у Украины, и, разумеется, он наиболее богат у Европы. Ведь самым ярким примером еврорегиона служит Бенилюкс, и этот экономический союз доказал свою эффективность.

Мы в ходе встреч в парламенте много раз обращали внимание и украинских и европейских делегаций на то, что с введением так называемых новых таможенных правил на приднестровско-украинской границе парализовалась не только внешнеэкономическая деятельность приднестровских предприятий, но и пострадало приграничное сотрудничество, и в первую очередь, та кооперация, в которую были вовлечены представители малого бизнеса. Если существовала бы реальная возможность организовать сотрудничество молдавских, украинских, приднестровских приграничных зон, что дало бы дополнительные рабочие места, помогло бы развить инфраструктуру, то думаю, что это могло бы положительно сказаться и на создании позитивного фона для процесса нормализации взаимоотношений между Приднестровьем и Молдовой. Экономическое развитие, полагаю, способствует снижению уровня напряженности любого конфликта, как своего рода элемент разрядки и стабилизирующий фактор. А этого элемента пока, увы, в нашем случае крайне недостаточно.

— Европейский союз вновь продлил срок действия въездных санкций для ряда политических деятелей Приднестровья. Какие причины, по Вашему мнению, служат основанием для таких мер?

— Думаю, что подобные меры не связаны с духом развития партнерских отношений, как минимум. Кроме того, они не в полной мере вписываются в логику заявлений европейских полномочных представителей в регионе о необходимости активизации процесса урегулирования и действий по установлению доверия между сторонами. Причины их введения не ясны.

Единственно возможный реальный эффект от введения таких санкций в отношении приднестровских представителей — это уменьшение возможности представления мнений и позиций одной из сторон процесса урегулирования — Приднестровья, а также представления интересов жителей республики за её пределами. Согласитесь, это никак не способствует декларируемому принципу равенства сторон в переговорном процессе, направленном на долгосрочное урегулирование, базирующееся на обсуждении и решении глубинных вопросов, лежащих в основе противоречий.

Надеюсь, что та практика введения ограничений, которая сейчас сложилась, в целях активизации урегулирования будет отменена.

— Многие эксперты в России указывают на возможность поглощения Молдовы Румынией. Насколько реальны, по Вашему мнению, такие прогнозы.

— На мой взгляд, такое поглощение — это скорее реальность, чем возможность. Сегодня огромное число молдавских граждан обладают румынскими паспортами и процесс предоставления всем молдаванам румынского гражданства в разгаре. Румыния ведет активную работу и на уровне предоставления возможности жителям Молдовы учиться и трудоустраиваться в Румынии. Нельзя недооценивать популяризацию румынского языка в Молдове и тот факт, что молодежь в большинстве своем сориентирована на румынские ценности, а многие вообще уже не знают русского языка. Это, на мой взгляд, свидетельствует о серьезном сближении с Румынией и серьезном отличии от Приднестровья.

Думаю, что фактическое влияние Румынии на Молдову будет только усиливаться с учетом того, что и сами граждане Молдовы получают все больше возможности влияния на политическую ситуацию в Румынии, в том числе и через избирательные процедуры. Полагаю, что в ближайшие пять лет произойдут некоторые события, юридически закрепляющие элементы большей интеграции Молдовы и Румынии.

Беседовал Владимир СИМИНДЕЙ, PMR.Rosvesty
http://www.d-pils.lv/news/2/338257

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее