Главная / Спецпроект: Новости реформы школьного питания в России / 18.03.09 Выступление Министра А.Фурсенко на итоговой коллегии Минобрнауки России 17 марта 2009 года

18.03.09 Выступление Министра А.Фурсенко на итоговой коллегии Минобрнауки России 17 марта 2009 года

«Об итогах деятельности Министерства образования
и науки Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год»

г.Москва
   17 марта 2009 года
   
   Уважаемый Сергей Борисович,
   
   
   Уважаемые члены коллегии, участники заседания!
   
   
   Экономический кризис ставит перед нашей страной совершенно новые задачи. Прежде всего — это задача повышения национальной конкурентоспособности, то есть большей устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. Она не может быть решена, если мы не будем изменять экономику в пользу новых технологий, новых знаний и, главное, нового отношения людей к своей работе, своей личной эффективности.
   
   
   Именно система создания, передачи и использования новых знаний, т.е. интеграция образования и науки способна обеспечить необходимый результат.
   
   
   Оценивая сегодня работу Министерства, мы видим, что этот подход реализован в наших ФЦП, наших предложениях в Концепцию 2020 и основные направления действий Правительства до 2012 года.
   
   
   Обсуждая развитие инновационной экономики, мы однозначно понимаем, что, наряду с наукой, важнейшим институтом её развития является система образования. Но с другой стороны, образование — это институт социализации молодых людей, их воспитания, адаптации к новым вызовам. И начинать разговор об инновационной экономике, о повышении национальной конкурентоспособности мы всегда будем с образования.
   
   
   Можно сказать, что благодаря комплексному подходу в последние годы нам удалось сформировать условия для пересмотра системы ценностей в образовании. Хорошо учиться и хорошо учить должно стать интересным, престижным и выгодным!
   
   
   Решению системных задач в сфере образования, науки, инноваций и будет посвящён следующий четырёхлетний цикл нашей работы. Эту работу мы начинаем не с чистого листа, имея серьезный задел по всем перечисленным направлениям.
   
   
   2008 год стал годом, когда все направления приоритетного национального проекта «Образование» показали свою эффективность в качестве катализаторов качественных преобразований в сфере образования. (Слайд 1-параметры ПНПО в 2008 году)
   
   
   Сделанная нами ставка на лидеров, конкурсные принципы распределения ресурсов позволили выявить точки роста в системе образования, запустить механизмы соревновательности, отобрать и продвигать лучшие образцы технологических и педагогических решений.
   
   
   Хотел бы отметить, что новые механизмы, созданные и отработанные в рамках национального проекта, получают нормативное закрепление, становятся правилами для всех.
   
   
   Остановлюсь лишь на некоторых.
   
   
   Важно, чтобы наша школа стала передовой площадкой в части современных информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества.
   
   
   В этом смысле, национальный проект позволил ликвидировать катастрофическое отставание в вопросах информатизации наших школ и заложил необходимую основу для их дальнейшего самостоятельного развития в этом направлении, повысил доступность качественного образования для каждого российского школьника
   
   
   Хочу подчеркнуть, то, что мы реализуем сегодня в регулярном режиме, ещё два года назад казалось фантастикой!
   
   
   Только за 2008 год за счет средств национального проекта все российские школы получили базовые пакеты программного обеспечения; завершена поставка почти 6 тысяч комплектов специализированных коммерческих программных продуктов, обеспечен с оплатой трафика доступ образовательных учреждений к сети Интернет.
   
   
   С 1 октября 2008 г. осуществляется переход оплаты Интернет-трафика с федерального на региональный уровень.
   
   
   Подчеркну, этот переход происходит в штатном режиме. А ещё полгода назад нам предрекали неминуемый провал использования Интернета в связи с этим переходом.
   
   
   Не так давно на заседании Коллегии мы говорили о деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся, о пользе здоровьесберегающих технологий.
   
   
   Заботясь о здоровье ребят, мы начали работу по совершенствованию организации школьного питания. В 2008 году она носила экспериментальный характер, пилотные проекты реализовывались в 14 субъектах Российской Федерации. Полученные результаты показали правильность выбранного курса, и в этом году мы намерены проводить эту работу во всех регионах страны.
   
   
   Подчеркну, что наша важнейшая задача — сделать обучение детей абсолютно безопасным для их жизни и здоровья!
   
   
   Мы уже говорили о том, что за последние два года число аварийных школ в стране уменьшилось с двух с половиной тысяч до девятисот, но это ни в коем случае не может нас успокаивать. В соответствии с поручением Президента нами подготовлена и внесена в конце 2008 года в Правительство программа капитального ремонта ветхих и аварийных школ, которая позволит в течение ближайших 3-х лет полностью решить эту проблему.
   
   
   Наверное, самым интересным и самым успешным проектом в 2008 году стал комплексный проект модернизации образования в регионах, который позволил существенно повысить эффективность использования бюджетных средств, улучшить соотношение «учитель-ученик» в школе, увеличить финансирование образования в целом и заработную плату в частности. (Слайд 2 — «численность учитель/ученик» в регионах КПМО, 2(а) — в среднем по стране с 1998 года)
   
   
   Естественным продолжением этих направлений должна стать реализация президентской инициативы «Наша новая школа». (Слайд 3 — «Наша новая школа)
   
   
   В целом можно с уверенностью сказать, что российская школа постепенно возвращает свою ключевую роль в обществе, становясь эффективным и ответственным социальным институтом.
   
   
   Но школа не может и не должна решать задачи образования, воспитания детей в отрыве от других общественных институтов, важнейшим из которых является семья. И в связи с этим хочу сказать несколько слов о нашей работе в сфере социальной защиты детей.
   
   
   В 2008 году Министерство продолжало реализовывать меры по выявлению детей-сирот и содействию их устройству в приёмные семьи. К этим мерам можно отнести увеличение, в среднем по стране, по сравнению с 2007 годом размера выплат на содержание одного ребенка, переданного в приемную семью, и размера вознаграждения приемных родителей на 12%.
   
   
   2008 год показал, что взятый нами курс на устройство детей в семьи оказался верным. За последние четыре года в 6 раза возросло число детей, ежегодно передаваемых в приёмные семьи.
   
   
   Новым направлением национального проекта с 2009 года станет развитие дистанционного образования детей-инвалидов. В рамках этой работы планируется обеспечить доступ детей данной категории к образовательным ресурсам с использованием современных информационных технологий, что будет способствовать получению ими качественного образования, и как следствие, — их успешной социализации и полноценной интеграции в общество. (Слайд 4 — направление ПНПО «дети-инвалиды»)
   
   
   Уважаемые коллеги!
   
   
   Как уже было сказано, образовательные учреждения — это не камеры хранения, отодвигающие вхождение молодых людей во взрослую жизнь, а стартовые площадки для их участия в создании новой экономики.
   
   
   Важнейшую роль в этом играют внешние требования, заказ на знания, умения, социальная востребованность. По отношению к школе таким внешним заказчиком является, в первую очередь, система профессионального образования.
   
   
   В 2008 году завершился первый этап нашей работы по отбору и поддержки лидеров в системе высшего, среднего и начального профессионального образования.
   
   
   Это направление национального проекта позволило сформировать группу вузов, колледжей и училищ, которые уже сейчас являются теми инновационными площадками, которые определяют перспективный облик системы профессионального образования, являются региональными или отраслевыми ресурсными центрами.
   
   
   С технической точки зрения мы добиваемся формирования новых требований через новые образовательные стандарты, новые системы оценки качества, через более тесную интеграцию профессионального образования с наукой и реальной экономикой. (Слайд 5 — «Новые ГОСы профобразования»)
   
   
   С принятием федерального закона, определяющего категорию национальных исследовательских университетов, мы фактически заложили основу второго этапа конкурсного отбора и поддержки лидеров в сфере интеграции науки и образования.
   
   
   Уже в этом году будет проведен конкурс вузов на получение категории национального исследовательского университета. Деньги на эти цели в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрены.
   
   
   Также будет продолжена работа по созданию и развитию сети федеральных университетов: в 2009 году к уже имеющимся Южному и Сибирскому федеральным университетам добавится третий — Дальневосточный федеральный университет.
   
   
   Уважаемые коллеги!
   
   
   Мне бы хотелось подробно остановиться еще на одном важном аспекте нашей деятельности. Наша последовательная работа по внедрению новых принципов конкурсности и состязательности, о которой было сказано выше, должна сопровождаться активными действиями по развитию различных инструментов внешней оценки качества нашей деятельности.
   
   
   Не является секретом, что проблемы конкурентоспособности российского образования и науки тесно связаны с формировавшейся в последние десятилетия системой оценки качества и результатов работы учреждений и работников, фактически полностью основанной на самооценке и почти исключавшей оценку внешнюю. По нашему мнению, такая ситуация должна быть в корне изменена.
   
   
   Здесь в первую очередь хочу сказать о ЕГЭ.
   
   
   2008 год стал годом завершения переходного периода, установленного при введении единого государственного экзамена.
   
   
   В ЕГЭ приняли участие все регионы России (впервые — выпускники Чеченской Республики, Приморского края и Нижегородской области). При этом в 61 регионе ЕГЭ проводился практически по всем 13 общеобразовательным предметам.
   
   
   Благодаря ЕГЭ реально повысилась доступность высшего образования для ребят из сельской местности, больше иногородних выпускников школ стали поступать в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, дающее качественное образование.
   
   
   С 2009 года единый экзамен становится обязательным для всех инструментом проведения итоговой аттестации в школе, а также условием поступления в вуз. Достижение определенных результатов по ЕГЭ станет как пропуском на бюджетное место в вузе, так и будет обусловливать саму возможность получения высшего образования.
   
   
   Мы должны, как нам было указано Дмитрием Анатольевичем Медведевым, убрать все препятствия, мешающие проведению ЕГЭ, в том числе улучшать качество контрольно-измерительных материалов, усовершенствовать организацию проведения самих экзаменов, обеспечить качественное проведение предметных олимпиад, результаты которых, как и было с самого начала предусмотрено в соответствующем законе, учитываются при приёме в вузы.
   
   
   
   
   
   Но при этом хочу подчеркнуть — отката назад не будет, единый государственный экзамен стал обязательным и полноценным инструментом внешней оценки как знаний выпускников, так и работы школ и учителей.
   
   
   Не менее важными считаю и наши предложения по системе оценки результативности научных организаций, которая будет использоваться при планировании бюджетных ассигнований на цели исследований и разработок. Это новый механизм, который включает порядок и правила регулярной внешней оценки научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, с привлечением независимых экспертов. Проект соответствующего постановления внесён в Правительство Российской Федерации.
   
   
   И в этом вопросе мы встречаем серьёзное сопротивление на разных уровнях. Если убрать словесную шелуху, смысл возражений один: мы и без сторонних оценок знаем, что мы самые лучшие.
   
   
   Опасность такого подхода особенно остро видна сегодня, в период экономических проблем и потрясений, когда реальные (а не назначенные) лидеры могут и должны быть ключевыми участниками перестройки экономики, обеспечить её выход из кризиса. Министерство не намерено отступать с позиций правильности программных методов управления средствами федерального бюджета, выделенных на науку и образование.
   
   
   Важным, с точки зрения получения результатов для реальной экономики, здесь является обеспечение взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, планами регионов и бизнеса. И мы будем интенсифицировать такую работу по взаимодействию в сферах здравоохранения, энергосбережения, технологий разработки трудноизвлекаемых полезных ископаемых с нашими коллегами из Минсоцздрава, Минпромторга и Минэнерго, всемерно привлекая к диалогу российский бизнес.
   
   
   С Минздравсоцразвития, Минпромторгом, Минэнерго и другими заинтересованными федеральными органами решается вопрос о необходимости разработки предложений по использованию результатов комплексных проектов, выполненных в рамках Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», для их дальнейшей коммерциализации в интересах реального сектора экономики и совместной координации комплексных проектов для достижения конкретных результатов в интересах социально-экономического развития России.
   
   
   Научные организации различных ведомств активно участвуют в реализации проектов, что видно на слайде (слайд 6 — участие ведомств в проектах ФЦП).
   
   
   Одним из примеров необходимости более тесного межведомственного взаимодействия является ситуация, сложившаяся в России с применением медико-диагностических тест-систем на основе биологических микрочипов (биочипов) для выявления и анализа возбудителей туберкулеза, ВИЧ, гепатитов и других заболеваний. Соответствующие нанотехнологические разработки Института молекулярной биологии им. B.A. Энгельгардта защищены 23 российскими и 14 международными патентами и патентными заявками, успешно прошли клинические испытания и убедительно доказали свою востребованность и конкурентноспособность.
   
   
   Несмотря на то, что годовая потребность по России в проведении таких анализов — 30 млн., производителям удается реализовывать ежегодно не более 20 тысяч тест-систем. Выходом может служить, например, разработка Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативных актов и введение новых технических регламентов (приказов), обязывающих использование современных эффективных методик медицинской диагностики.
   
   
   Примером эффективного взаимодействия с Правительством Москвы в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» являются реализованные научно-технологические решения проектирования и строительства энергоэффективных жилых и общественных зданий, включающие утилизацию теплоты вентиляционных выбросов, оптимизацию кондиционирования воздуха и теплоснабжения и др. Достигнутые результаты снижают тепловую нагрузку на 40%, энергопотребление — на 35%. Окупаемость данных инновационных технологических решений — 3 года и это подтверждено в ходе реализации пилотного проекта в Никулино-2, Красностуденческий пр.6.
   
   
   Важной составной частью нашей системной работы по повышению качества государственных услуг в образовании и науке, их эффективности и ориентации на конечный результат является развитие новых организационно-финансовых механизмов.
   
   
   Это переход с 1 декабря 2008 года федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда. (Слайд 7 — «Рост зарплаты в образовании и науке»)
   
   
   В результате этого перехода система должна уйти от уравниловки. Мы рассчитываем, что при соблюдении общих принципов оплаты труда, установленных в законодательстве, в каждом учреждении возникнет, по сути, своя система оплаты труда, со своими подходами к оценке труда работников.
   
   
   Отмечу, что эта работа не является для нас новой. В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования Министерством два года назад была разработана модельная методика по оплате труда, которая успешно применяется общеобразовательными учреждениями. Основные подходы, использованные в этой методике — мотивация работника за количество и качество труда, очень созвучны реформе системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях (Слайд 8 «Рост зарплаты в регионах КПМО»).
   
   
   Уважаемые коллеги!
   
   
   Ни в одном докладе сегодня мы не можем обойти тему антикризисных мер, которые реализует Министерство.
   
   
   Хочу подчеркнуть, что эти меры не являются отдельным направлением нашей работы, а тесно связаны с реализацией общей стратегии модернизации российского образования и науки, повышения их эффективности, нацеленности на конечный результат. В этом смысле кризисные явления в экономике, как прожектор, подсветили самые проблемные зоны, заставляя нас действовать быстрее, требовательнее и эффективнее.
   
   
   При разработке и реализации антикризисных мер нам необходимо ориентироваться на то, что в условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные. Будут созданы условия для существенного повышения производительности труда, что не даёт гарантий возвращения к докризисным показателям занятости при достижении докризисных уровней производства.
   
   
   Через 2-3 года мы столкнёмся с принципиально новым рынком труда как по структуре занятых, так и по качеству рабочих мест.
   
   
   Это означает, что для решения проблемы занятости:
   
   
   во-первых, необходимо уже сегодня выявить новые сегменты рынка труда, обладающие потенциалом роста, и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для таких рынков;
   
   
   во-вторых, требуется сформировать программы профессиональной подготовки и переподготовки, ориентированные на получение работником новых компетенций, направленных на повышение производительности труда в его сфере деятельности.
   
   
   По нашим оценкам с точки зрения трудоустройства и дальнейшей стабильной профессиональной деятельности перспективными являются подготовка и переподготовка кадров:
   
   
   1) в сфере услуг, как в бизнесе, так и социальной сфере (в здравоохранении, образовании, культуре).
   
   
   2) по направлениям инфраструктурного менеджмента в части эксплуатации объектов инфраструктуры (жилых домов и производственных зданий, торговых комплексов, аэропортов);
   
   
   3) в области производственного инжиниринга и инжиниринга инноваций, включая работы по проектированию и пуску различных объектов, внедрению и продвижению на рынке различных инновационных решений.
   
   
   Решению этой задачи существенно поможет принятие проекта закона, по которому образовательные и научные организации получат возможность создавать малые предприятия. По нашим оценкам только за счёт этого можно создать дополнительно 20-30 тысяч рабочих мест.
   
   
   4) в области информационных технологий, где речь также может идти о создании информационных систем управления предприятием.
   
   
   С учётом сказанного, Минобрнауки начало разработку комплексной программы, нацеленной на переобучение лиц, ищущих работу, которая будет включать:
   
   
   организацию разработки и закупки на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда,
   
   
   обучение по этим программам работников, находящихся под угрозой высвобождения или самостоятельно ищущих работу, выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
   
   
   Реализацию этой программы предлагается осуществить с приглашением зарубежных преподавателей, специалистов из реальной экономики. Кроме того, планируется организация стажировок слушателей как в России, так и за рубежом.
   
   
   Не менее важны новые подходы в научно-технической сфере. В прошедшем году при поддержке министерства была завершена работа по научно-технологическому прогнозу развития Российской Федерации на период до 2025 года. Результаты прогноза позволили не только зафиксировать статус-кво ситуации в научно-технической сфере, но и определить направления по дальнейшей корректировке приоритетных направлений в науке, технике и технологиях. Стало понятно, что они должны быть существенным образом сокращены. Основной упор необходимо сделать на междисциплинарных направлениях, энергосбережении. Этим критериям должен отвечать и обновленный список критических технологий.
   
   
   Уважаемые коллеги!
   
   
   Другим важным направлением работы в этом году становится поддержка студенчества в сложной экономической ситуации.
   
   
   Во-первых, это усиление государственной поддержки и роли программ образовательного кредитования.
   
   
   Мы рассчитываем, что кредит смогут получить студенты-очники, обучающиеся за плату в государственных вузах или негосударственных вузах, имеющих аккредитацию. Проценты по кредиту будут минимальными, а возврат его начнётся после того, как студент закончит обучение и устроится на работу. Какого либо обеспечения кредита со стороны студента или его родителей, родственников не потребуется, это возьмёт на себя государство. Но обязательным условием получения кредита для студента будет хорошая успеваемость!
   
   
   При этом государство будет поддерживать в первую очередь студентов, которые учатся на специальностях, востребованных российской экономикой.
   
   
   Соответствующие предложения мы направили в Правительство Российской Федерации.
   
   
   Кроме этого, несмотря на демографическую ситуацию, мы не уменьшаем количество бюджетных мест для поступления в вузы. (Слайд 9)
   
   
   Напомню, что в 2009 году бюджетный приём на 1-ый курс на очное обучение в вузы составит 377 тыс. человек. Это означает, что на 1000 выпускников 11-х классов школ будет выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения по сравнению с 394 местами в 2008 году.
   
   
   Также представляется важным реализация закреплённой в законе возможности для контрактных студентов, имеющих высокие результаты в учёбе, переходить на вакантные бюджетные места. Эта норма уже сейчас отражена в уставах вузов, и наша задача здесь проанализировать сложившуюся практику, выявить и устранить необоснованные препятствия для такого перевода.
   
   
   И, наконец, по поручению Дмитрия Анатольевича Медведева Министерство совместно с Российским союзом ректоров прорабатывает возможность фиксации платы за обучение в рублях на весь период обучения без индексации, и я надеюсь, что такое решение будет определено в ближайшее время и реализовано в марте-апреле этого года.
   
   
   Также мы намерены активно развивать институт стажёров-исследователей, как способ привлечения молодёжи в науку.
   
   
   Говоря о работе Министерства в 2009 году отмечу, что она будет вестись в достаточно жёстких финансовых условиях.
   
   
   Рост финансирования по субъекту бюджетного планирования по сравнению с 2008 годом составит примерно 8,5% или 30 млрд. рублей. (Слайд 10). При этом мы сохранили финансирование главных программ развития, как в науке, так и в образовании.
   
   
   В условиях ограниченности бюджетных и внебюджетных средств мы должны расходовать выделяемые государством ресурсы максимально эффективно. Считаю, что такой подход позволит нам решить в новых условиях поставленные задачи, выполнить все основные обязательства, которые мы взяли на себя в рамках нацпроекта и ФЦП.
   
   
   Уважаемые коллеги!
   
   
   Не ошибусь, если скажу, что нас ожидают несколько непростых лет. Мировой финансовый кризис, замедление роста российской экономики окажут определяющее влияние на задачи, которые нам предстоит решать.
   
   
   Именно поэтому от качества, эффективности и последовательности проводимых нами системных преобразований будут зависеть не только позитивные эффекты в образовании и науке, но и во многом развитие российской экономики в посткризисный период.
   
   
   Благодарю за внимание.
   
   

Пресс-служба Министерства образования и науки РФ

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее