Главная / Спецпроект: Новости реформы школьного питания в России / 22.04.09.Власти Северной Осетии с сентября планируют улучшить школьное питание детей.

22.04.09.Власти Северной Осетии с сентября планируют улучшить школьное питание детей.

С 1 сентября 2009 года в Северной Осетии будут серьезно ужесточены требования к медицинским пунктам и столовым в учебных заведениях, чтобы улучшить питание детей и контроль за их здоровьем. Сейчас только около 20% школьников республики полноценно питаются.

Об этом сообщил руководитель Управления  Роспотребнадзора по Северной Осетии Таймураз Бутаев 21 апреля на заседании «круглого стола», созванного по инициативе двух отраслевых комитетов Парламента Северной Осетии и на котором обсуждалось влияние образовательного процесса на состояние здоровья детей и молодежи.

«40% школьников приходят в школу голодными, остальные — утром дома  пьют  чай  с кусочком хлеба. Согласно расчетам, 60% от дневной нормы питания ученик должен получить в тот момент, когда он находится в школе. Однако,  сегодня   в лучшем случае  — это  булочка, стакан молока или чай», — обрисовал ситуацию Бутаев,  и напомнил, что с начала нового учебного года планируется, что ни одна школа республики не будет функционировать при отсутствии горячего питания.  Для решения данной проблемы  в  школах, находящихся в ведении администрации местного самоуправления Владикавказа,  необходимы 18 миллионов рублей.

Школьные заболевания можно минимизировать и значительно сократить, если вводить в практику подвижные игры, развивать двигательную активность у детей, считает учитель начальных классов средней школы № 38  Владикавказа Виктория Белаш.

«Прежде всего,  важна поза во время учебного процесса —  первые десять минут  урока дети испытывают нервно-психические нагрузки, сравнимые с тем, что испытывают космонавты во время полета, и  как результат нервный шок, и ранняя стенокардия, не говоря о близорукости и нарушении осанки», —  сказала педагог.

По мнению учителя, проблема здоровья учащихся зарождается не только в стенах образовательного учреждения — важным фактор является дошкольное воспитание — воспитывался ли ребенок в семье или посещал детский садик:

«Проблема домашних детей — это отсутствие опыта общения, ими не соблюдался режим дня, и  на уроках такие  дети  очень скованы, робки, часто плачут при малейших неудачах, подолгу и очень часто болеют — такие дети входят в группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза», — сказала Белаш.

Учитель также отметила, что истощению нервной системы ребенка, который только недавно переступил порог школы, способствуют ограниченные пространства, замкнутые помещения, насыщенные однообразными, искусственно созданными  предметами — в итоге дети лишены живых,  чувственных впечатлений. 
 
«В сентябре для первоклассников вводится ступенчатый режим — три урока по  двадцать минут,  и после каждого подвижные игры. Также в ходе урока важен  режим двигательных поз,  эффективно действующих на функциональную систему. Хорошо зарекомендовали себя «физкультминутки», когда появляется возможность встать, произвести определенные упражнения, размять кисти, пальцы рук», — сказала педагог.

«В течение двух лет по 47 миллионов рублей выделяется на организацию качественного питания в городских школах — значительная часть средств будет вложена в модернизацию и приобретение нового технологического оборудования для школьных столовых», — добавила она.

Председатель Северо-Осетинского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Содействие укреплению здоровья в образовательной среде» Олег Бериев считает, что в жизни каждого учащегося наиболее сложным является период с  трех до 18 лет, когда он впервые попадает в детский сад, затем идет в школу и оканчивает ее.   

«70 процентов  функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы трансформируются и переходят в  стойкую и  хроническую патологию. В четыре-пять раз возрастает заболеваемость органов зрения, в четыре  раза органов пищеварения и опорного — двигательного  аппарата, в два раза увеличивается количество  нервно — психических расстройств, имеют место функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы», — обозначил проблему Бериев. 

Профессиональный врач, имеющий большой стаж практической работы, подчеркнул, что  десять процентов школьников относятся к числу здоровых, 50 % — имеют хронические заболевания, и  40 % относятся к группе риска. Одна из причин, по его мнению, значительная учебная нагрузка — согласно расчетам, за период с 1946 по 1996 годы нагрузка на школьников выросла в два раза. Для учащихся начальных классов обучение в школе и выполнение домашних заданий суммарно составляет 9-10 часов, для учащихся с 5 по 8-ой классы — 10 — 12 часов,  и от 12 до 15 часов для старшеклассников. 

Также следует учитывать состояние окружающей среды, которая за последние 50-60 лет  не претерпела изменений к лучшему — неблагоприятная экология провоцирует рост числа заболеваний дыхательной системы, и увеличиваются сердечно-сосудистые заболевания. Бериев убежден в том, что здоровье школьников нельзя рассматривать в отрыве от состояния здоровья членов преподавательского коллектива.

«Более половины от общего числа педагогов имеют нарушения массы тела,  у 70 %  наблюдаются нарушения дыхательного аппарата, и по мере увеличения стажа преподавательской деятельности появляются новые недуги, — констатировал руководитель общественной организации. —   Для учителя постоянное перенапряжение  приводит к соматическим заболеваниям — это язва желудка, сахарный диабет,  ишемическая  болезнь сердца.  К основным профессиональным  заболеваниям педагога относятся близорукость,  фарингит, что обусловлено перенапряжением  голосовых связок.  Синдром хронической усталости, характерен, как для педагогов, так и для учеников».

Согласно наблюдениям специалистов, которыми они поделились с корреспондентом «Кавказского узла»,   в сидячем положении учащийся пребывает 80-85 % от общего времени в школе, и не более 20%  в движении  и  играх. У детей во время учебного процесса замедляется рост и только во время каникул  ученики прибавляются в росте, по возращению в школу выглядят  окрепшими,  и объяснение заключается только в одном —  в движении, мобильном образе существования.

Напомним, что в Северной Осетии на развитие образования, здравоохранения и культуры в 2009 году направляется около двух с половиной миллиардов рублей. Для системы образования планируется выделение более одного миллиарда рублей.

http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/153248

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее