Главная / Спецпроект: Новости реформы школьного питания в России / 22.05.09.От горячего питания — до интернета.

22.05.09.От горячего питания — до интернета.

Управление образования г.Махачкалы на протяжении ряда лет успешно внедряет в учебный процесс основные направления нацпроекта «Образование», направленного на модернизацию образовательных программ. Этому способствует и разработанный комплексный план развития общего образования на 2006-2010 годы, предполагающий развитие целевых программ, обеспечивающих улучшение материально-технической базы образовательных учреждений г. Махачкалы, организацию горячего питания учащихся, профилактику детского дорожного травматизма, поддержку одаренных детей. 
— Помимо этого, — рассказывает начальник Управления образования г.Махачкалы Магомедмирза Магомедов, — разработаны и реализуются городские образовательно-воспитательные программы: «Предпрофильное и профильное обучение школьников»; «Внедрение ИКТ в образовательный процесс»; «Русский язык» 2008-2010гг.»; «Экологическое воспитание учащихся образовательных учреждений города»; «Школьный музей» (программа-проект).

В последние годы муниципалитетом открыты образовательные школы № 56 на 1296 мест, № 57 на 200 мест, школа-интернат для слабовидящих детей на 100 мест, МДОУ № 7 на 160 мест, возведены пристройки к школам №№ 20,42, Центру дополнительного образования Кировского района выделено новое помещение. В рамках пилотного проекта «ЮНИСЕФ» на базе гимназии № 4 открыты специализированные классы для детей, страдающих ДЦП. Получили статус самостоятельных учреждений центр эстетического развития «Радуга» и хореографический центр «Асса».

С 2006 года производятся выплаты 10%-й надбавки педагогам, награждённым значком «Отличник образования РД», председателям первичных профсоюзных организаций. Сохранена 25%-я надбавка педагогам поселковых школ. 15% надбавку к зарплате получают руководители школьных методических объединений. Такие серьезные меры по социальной поддержке работников образовательных учреждений в рамках реализации нацпроекта в РФ приняты только в Махачкале.

-Магомедмирза Гамзаевич, не секрет, что школы республики, в частности в Махачкале, перегружены, многие из них нуждаются в реконструкции, смене школьного инвентаря. Что делается в этом направлении?

-Да, это серьезная проблема. Несмотря на принимаемые меры, средняя наполняемость образовательных учреждений города сегодня составляет 150%. Во вторую смену обучаются 22104 учащихся, в третью — 1837 учащихся. Грустная статистика.

Несмотря на общие трудности, муниципалитет города уделяет серьёзное внимание созданию условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся. В целях соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности» на городские школы выделено 2031 огнетушитель, 350 комплектов пожарных рукавов и стволов, более 350 комплектов пожарных щитов. В 2008г. проведена обработка сгораемых конструкций чердачных и других помещений образовательных учреждений огнезащитным составом. На это израсходовано более 4 млн. рублей.

Позитивным изменениям в организации учебно-воспитательного процесса способствует целевое укрепление материально-технического оснащения школ. Только за 2006-2008 гг. школам города выделено 62 современных предметных кабинета и 30 интерактивных досок на общую сумму 24 млн. 200 тысяч рублей. А в рамках программы «Школьный автобус» гимназия №4, начальная школа № 54 получили автобусы, школа-интернат для слабослышащих детей — микроавтобус «Газель» в качестве спонсорской помощи.

В рамках национального проекта осуществлено подключение к сети Интернет 62 образовательных учреждения, 10 школ имеют в своём распоряжении средства сетевого взаимодействия, 29 школ создали свои сайты.

— В 2008 году был введен новый учебный план, утверждённый МОН РД. Что изменилось в учебном процессе? 

— Новый учебный план позволил значительно расширить за счёт школьного компонента вариативность образования, усилить содержание образования элективными курсами и курсами по выбору для организации предпрофильного и профильного обучения. С 2007-2008 учебного года учащимися 41-й школы изучается 102 профильных и элективных курсов. На базе более чем тридцати школ успешно функционируют экспериментальные площадки муниципального уровня по апробации и внедрению различных методик обучения и образовательных программ. В 20 образовательных учреждениях создано 659 классов углубленного изучения отдельных предметов с общим охватом более 16 тысяч учащихся. Наряду с введением новых образовательных стандартов, учебных планов, учебно-методических комплексов, Управление образования обеспечило переход образовательных учреждений к единой системе оценки знаний учащихся в форме ЕГЭ. Накоплена нормативная база, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение системы итоговой аттестации выпускников по этой форме.  

Общие показатели ЕГЭ в системе образования г. Махачкалы за 2006-2008 годы выше средних показателей по РД. Отмечается их положительная динамика.

ЕГЭ выявил немало проблем в организации учебного процесса. И основной задачей Управления образования и руководителей образовательных учреждений на сегодня является полное обновление контрольно-оценочной системы и обеспечение овладения всеми выпускниками минимумом базового образовательного стандарта. И поэтому Управление образования активизировало работу по переводу образовательных учреждений в режим развития. В статус инновационных переведены гимназии №№4, 35, 37, лицеи №№3, 9.

Системный характер приобрело участие образовательных учреждений города в программе «Государственная поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные, образовательные программы». Результатом этой работы явилось получение Всероссийских миллионных грантов 28 образовательными учреждениями города, повторные гранты присуждены еще пяти школам. За эти средства приобретено более 260 персональных компьютеров, 28 телевизоров, 9 интерактивных досок, DVD-приставки и др. оборудование.

Все это позволит оптимизировать условия учебно-воспитательного процесса и повысить качество образования.

— Особую остроту сегодня приобретает профессиональная подготовка педагогов. Какие предусмотрены меры, стимулирующие педагогов, успешно внедряющих инновационные, информационные методики? 

— По одному из направлений нацпроекта «Поддержка лучших учителей ОУ», внедряющих инновационные программы, за четыре года 158 педагогов столицы получили 100-тысячное денежное поощрение за педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. В 2007-2008 гг. 14 педагогов получили гранты Президента РФ, трое — гранты Президента РД. 343 учителя и воспитателя представлены к различным наградам за результативность работы. В рамках профессиональных конкурсов «Учитель года», «Самый «классный» классный», «Сердце отдаю детям», «Академики детства» выявляются талантливые педагоги и воспитатели. Педработники образовательных учреждений города ежегодно становятся победителями и призёрами республиканского этапа этих конкурсов. Должное внимание оказывается образовательным учреждениям, принимающим участие в различных творческих конкурсах. В 2008 году, к примеру, Центр образования «Сказка» стал лауреатом Всероссийского проекта «Профессиональная команда страны», прогимназии №№66 и 42 — победителями Всероссийского конкурса «Школа России — 2008», Центр дополнительного образования Кировского района и подростковый Центр «Искорка» — обладателями гранта Президента РД за 2008 год. В конкурсе учреждений дополнительного образования первое место по Южному федеральному округу присуждено Центру дополнительного образования Кировского района.

Решению проблемы эффективности и результативности деятельности образовательных учреждений по всем направлениям способствует учреждённый в рамках национального проекта городской конкурс «Рейтинговая оценка деятельности ОУ».Осуществляется многоступенчатая социальная поддержка деятельности педагогов. С 2006 года всем классным руководителям ежемесячно выплачивается президентское вознаграждение в сумме 1 тысячи рублей. Успешно реализуются городская и республиканская программы «Одарённые дети». В предметных олимпиадах и конкурсах, мероприятиях, научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» ежегодно задействовано более 6-ти тысяч учащихся. Победителями республиканских и Всероссийских конкурсов и олимпиад становятся около 60-ти учащихся школ города. Меры поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста талантливой молодёжи, реализуются на различных уровнях.

Для одарённых детей с 2008г. на базе МОУ №46 функционирует летний лагерь, где они постигают азы научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем в работе с одарёнными детьми остаётся немало проблем. И мы работаем в этом направлении.

Проблему всестороннего развития личностных способностей учащихся по интересам успешно решают пятнадцать учреждений дополнительного образования города. В 673 кружках, студиях, спортивных секциях занимаются более 14 тысяч детей и подростков.

— Понятно, что основной контингент учащихся, охваченных учреждениями образования, составляют дети из малообеспеченных и социально-незащищённых семей. И они в первую очередь должны находиться в поле зрения педагогов. 

— Сегодня перед обществом остро стоит проблема профилактики беспризорности, безнадзорности и наркомании. Для предания конкретной направленности проводимой в этом направлении работе городское Управление образования совместно с кафедрой правоведения и прав человека ДГПУ приняло решение о создании на базе трёх образовательных учреждений филиалов кафедры и Центра правовой и социально-психолого-педагогической поддержки образовательных учреждений. Всё это позволит активизировать работу по предупреждению негативных явлений в подростковой среде, особенно наркомании.

— Горячее питание… Махачкала считается наиболее благополучным городом,где учащиеся получают его в полном объеме. 

— В рамках реализации городской программы «Организация питания учащихся в ОУ города» проделана большая работа по созданию необходимых условий для организации питания в городских и особенно поселковых школах. Обеспечено водоснабжение, проведен ремонт столовых ряда школ, приобретено технологическое оборудование на сумму около 2-x миллионов рублей. В настоящее время эта работа продолжается.

— Сегодня аккредитация и лицензирование образовательных учреждений республики находится на особом контроле…

— Управление образования, отделы образования районов серьёзное внимание уделяют обеспечению нормативно-правовой базы функционирования школ. В последние годы 98 из них прошли лицензирование и аккредитацию и обновили правоустанавливающие документы на ведение образовательной деятельности. На сегодняшний день только четыре школы города не имеют лицензий и свидетельств об аккредитации, 5 школ и 4 детских сада не имеют лицензий. Поставлена задача — до начала нового учебного года обеспечить необходимые правовые документы.

Должен отметить, что кропотливая работа Управления образования и образовательных учреждений города привела к ряду системных изменений в организации образовательных учреждений города: улучшению финансового обеспечения, обновлению содержания образовательного процесса и форм управления, внедрению инновационных процессов, повышению заинтересованности педагогов в достижении лучших результатов и поддержки одарённых детей. Но эта работа выявила и ряд вопросов и проблем, на решении которых сосредоточены усилия городского Управления образования, отделов образования районов и самих образовательных учреждений.

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=6557

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее