04.08.09.Учение впрок.

Просветительство как фактор становления древней государственности, истории и культуры дагестанских народов всегда играло важнейшую роль в республике. 
Значимость образования в наши дни не только не снизилась, но и существенно возросла. Стратегия планомерных изменений в данной сфере должна соответствовать требованиям и духу времени. Особенно это актуально, когда определяющим фактором развития экономики является качественное и доступное обучение будущих кадров.

Надо сказать, до недавнего времени в школах Дагестана наблюдалась картина, ничем особенно не отличающаяся от любой другой территории Российской Федерации. Не все школьные здания соответствовали жестким требованиям, предъявляемым к помещениям, где обучаются дети, отмечалась определенная нехватка учебных пособий, зачастую в сельских школах отсутствовали компьютеры, не были организованы горячие обеды.

Безусловно, и в сложные времена существовали учебные заведения, которые за счет усилий и личной инициативы руководителей-энтузиастов могли позволить себе компьютерные классы, хорошие спортивные залы и внеочередной ремонт протекающей крыши.

Но с началом реализации нацпроекта в сфере образования позитивные процессы стали носить системный характер. Можно смело утверждать, что поддержка правительства стала решающим фактором в коренном переломе дел в этой области.

По состоянию на 2008-2009 учебный год в Дагестане функционируют 1655 государственных муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых обучаются почти 400 тысяч детей.

За время реализации приоритетного национального проекта «Образование» государственная поддержка оказана 312 учреждениям, построено 47 новых школ, отвечающих самым высоким требованиям.

В общей сложности в систему образования республики за этот период вложено более двух миллиардов рублей. Причем 643 миллиона с учетом затрат на питание школьников 1-4 классов поступило из республиканского бюджета.

— Реализация национального проекта в области образования — это огромный шаг вперед, — считает директор гимназии № 38 города Махачкалы Эльмира Абдурахманова. — Наша гимназия дважды принимала участие в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение», и оба раза мы одерживали победу. В общей сложности получили 2 миллиона рублей.

Приобрели компьютеры, интерактивные доски, спортивный инвентарь, телевизоры, мебель, кондиционеры. В общем, обновили материально-техническую базу по полной программе. Министерство образования Дагестана помогло нам оборудовать компьютерный класс и кабинет биологии. Многие наши педагоги добились победы в конкурсе «Лучший учитель».

Всего в республике по миллиону рублей получили 104 школы, внедряющие инновационные технологии. 346 педагогам — победителям конкурса «Лучший учитель» вручены премии по 100 тысяч рублей за счет федерального бюджета. Для поддержки талантливой молодежи перечислено на счета победителей творческих конкурсов и олимпиад более полутора миллионов рублей.

— В рамках нацпроекта к сети Интернет подключены 77 процентов школ, — говорит министр образования и науки РД Алексей Гасанов. — В 2008 году показатель количества учащихся на один компьютер был доведен до среднего по России, и теперь он равен 35 учащимся на один компьютер. С целью интеграции в единую информационную образовательную среду мы ввели в действие проект «Единый школьный портал», предусматривающий разработку и внедрение персональных сайтов каждой школы и объединение их в единую сеть.

Все эти усилия уже дают результат. Характерной особенностью системы общего образования Дагестана является преобладание сельских школ. Учитывая, что на селе обучается более 62 процентов учащихся, надежный автотранспорт для доставки детей к школам играет важнейшую роль. Это не только вопрос безопасности и удобства, а еще и фактор сохранения учебных заведений, а значит, развития и сбережения сельской инфраструктуры.

В 2008 году в республику поступило 126 автобусов, закупленных за счет средств федерального бюджета на общую сумму более 73 миллионов рублей. Кроме того, из республиканского бюджета выделено четыре миллиона рублей на приобретение пяти автобусов. Всего за время реализации нацпроекта для нужд общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, предоставлено 369 автобусов.

— Труднее всего нам далось решение двух проблем: организация горячего питания в школах и издание учебников родного языка, — добавляет Гасанов. — Инфраструктуру школьного питания пришлось строить с нуля. Выделение средств на организацию горячих обедов — обязательство муниципальных образований. Но их возможности ограничены, поэтому данную задачу взял под свой контроль президент республики Муху Алиев. В результате в прошлом году охват питанием школьников составил 100 процентов. Тревогу вызывало состояние национально-регионального компонента в школах. Но и с этой проблемой удалось справиться. Для совершенствования изучения родных языков в 2008 году было издано 18 новых учебников. А всего с 2006 года их было издано 76 наименований общим тиражом свыше 850 тысяч экземпляров на сумму 61 миллион рублей.

Создан экспертный совет, куда вошли крупные ученые-специалисты по родному языку и литературе, истории и географии Дагестана, культуре и традициям наших народов. В перечень республиканских школьных олимпиад была введена олимпиада по родной литературе и проведен конкурс «Лучший учитель родного языка». Впервые во всероссийском конкурсе учителей родных языков, проводимом в рамках всероссийского форума «Языки народов Российской Федерации — национальное богатство общества и государства», успешно приняли участие два наших учителя.

В богатой культурными и историческими традициями республике образование всегда имело первостепенное значение. Финансовая поддержка национального проекта в этой сфере дала в Дагестане ощутимый положительный эффект.

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=7628

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее