10 принципов эффективного управления ресторанно-развлекательными предприятиями

Архив

Принципы. А что такое принципы? В толковом словаре В.Даля это понятие определяется как «… научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают». БСЭ, кроме того, к похожему по смыслу выражению добавляет, что это «…внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности …».

Энциклопедия социологии уточняет, что «Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих функций». И, наконец, Экономический словарь утверждает, что «Принципы управления – правила, которыми руководствуются субъекты управления. Принципы управления определяют требования к системе, процессу и механизму управления. Принципы управления изменяются с развитием общества».

Таким образом, это некие фундаментальные основания, краеугольные камни, на которых основывается управление, в частности – рестораном. В то же время они могут изменяться при заметном изменении нашего окружения и/или нашего отношения к этому окружению. Последним подчёркивается возможность субъективной составляющей, что находит отражение и в приведённых выше энциклопедических определениях. Кроме того, из определений явно просматривается зависимость принципов управления от особенностей управляемого объекта.

Попробуем сформулировать и прокомментировать основные принципы, следование которым позволяет руководителю и/или участвующему в управлении владельцу эффективно управлять ресторанно-развлекательным предприятием. Они продиктованы нашей практикой, изученной практикой успешных рестораторов и просто здравым смыслом. Эффективность в данном случае понимается в смысле повышения прибыльности предприятия. Формулируемые ниже принципы будут касаться разных сторон управленческой деятельности: от управления персоналом до организации собственно управленческого процесса. В силу особой важности вначале обсудим принципы, относящиеся к работе с персоналом.

 

Оплати съеденный обед

Тот, кто случайно подслушал хоть раз рассказ официанта: «Знаешь, а наш Генеральный сам оплачивает всё, что съест сам или его гости!», тот прекрасно поймёт, о чём идёт речь. Одно то, с какими чувствами это произносится, должно подвигнуть руководителя к скрупулёзному и щепетильному отношению к этому вопросу. Казалось бы, предельно простая формулировка и невысокая стоимость реализации принципа, а на самом деле влечёт за собой огромные «дивиденды» руководителю в русле управления персоналом. Это и один из факторов предотвращения злоупотреблений, это и один из аргументов для обеспечения и поддержки лояльности персонала к руководству, это и важнейший рычаг формирования у персонала нужного отношения к предприятию и его ресурсам, это и многие иные положительные моменты в эффективном управлении персоналом.

Читать также:
Тушеная капуста советских столовых

 

Люби персонал

Естественно, речь не идёт о физической любви. Но всегда нужно помнить, что персонал может способствовать эффективности предприятия, может быть нейтральным (пассивное противодействие), но может и активно противодействовать. Это, в первую очередь, определяется стилем руководства, подразумевающим определённое отношение к подчинённым людям. Знаю яркие примеры, образно говоря, «сюсюканья» с персоналом (либеральный стиль). Вроде руководитель хочет быть «в доску своим» и надеется на аналогичную ответную реакцию подчинённых. Не тут-то было. Результат всегда противоположный. Персонал, в конце концов, «садится на голову» руководителю, перестаёт его уважать, становится беспредельно ленивым (лучшие и работящие просто уходят) и предприятие постепенно чахнет. Знаю ярчайшие примеры прямо деспотического отношения к персоналу (тоталитарный стиль). Видел сам, как официанты стоят в углах пустого зала ресторана (присесть или уйти запрещено!) и томятся в ожидании гостей. Это может продолжаться по нескольку часов. К наступлению «гостевого» времени они уже заметно устают как физически, так и морально. И уже не до гостей. А что бурлит в головах?! Лучшее, как водится, лежит посередине, это демократический стиль. Его основные лозунги: «Делаем общее дело», «На сколько эффективно его сделаем, столько и получим», «Всё, что делается, делается ради этого дела», «Каждый объективно и гласно при подведении итогов получит пропорционально вкладу в конечный результат дела». Иначе говоря, есть ДЕЛО и на него направлено всё и все.

 

Справедливость вознаграждения за труд

Немаловажным фактором успешности предприятия является соотношение уровней денежной компенсации за труд. Как бы «зарплатная» ведомость не покрывалась завесой тайны, рано или поздно всё станет известно. Всегда найдётся один (одна), наделённый (наделённая) природным умом и наблюдательностью (а может и специально обученный навыкам сбора и первичной обработке информации). Он сумеет даже по косвенным данным всё определить и, в худшем случае, расскажет всем остальным. Не важно, сколько уровней в иерархии управления предприятием, но разница денежной компенсации за труд (дельта) между соседними уровнями руководителя и подчинённого не должна превышать 20-25%, в крайнем случае – 30%. Если это не так, то знающего подчинённого начинает изнутри точить «червячок» несправедливости. Он начинает «прохладнее» относиться к результатам работы (всё равно не ценят), начинает замечать «несправедливости», которые при других обстоятельствах не замечал бы («Да тут, оказывается, всё гнилое!») и т.д. Так появляются новые «червячки». В итоге, красивое с виду «яблоко», становится изнутри полностью источенным, пока просто не лопнет. Так будет потерян, возможно, весьма ценный работник. За ним последуют другие, он для этого сделает всё. Вторая часть принципа касается поощрений и наказаний. Они будут эффективны только при одном условии – полная объективность, гласность и понятность для всех, для всего коллектива.

Читать также:
Оперативная полиграфия

 

Учись сам и тяни за собой персонал

Управление сродни искусству, а искусство требует таланта. Поэтому нет школы, где бы «выпекали» готовых «на все 100» руководителей. Тем не менее, эффективных руководителей весьма много, хотя врождённо талантливы из них меньшинство. Залог успеха в постоянном стремлении познать всё новое в профессиональной отрасли. Существует множество доступных источников информации. С ними можно и нужно постоянно работать. Хорошо знаю на собственном опыте – один абзац или даже одна фраза из 2-3 прочитанных журналов может натолкнуть на мысль, которая, будучи реализованной, может повысить прибыльность предприятия если не в разы, то на много. Ну а повышение квалификации персонала один из важнейших факторов процветания предприятия. Хорошо известны результаты исследований: рубль, вложенный в это благое дело, может давать до 2000% отдачи. Но не быстро, в течение 2-3 лет. Ну и конечно, эта задача, как и все другие управленческие, должна решаться разумно (нужно точно определить степень важности для предприятия и точку приложения данного вложения).

 

Люби информацию

Этот принцип даже не требует особых комментариев. Управление процесс сугубо информационный. На «входе» управленца информация-сырьё обо всех видах ресурсов предприятия, его проблемах и задачах, а на «выходе» командная информация как продукт переработки сырья – какие ресурсы, как, когда, кому и для решения каких задач использовать, какой должен получиться результат. Поэтому постоянная «любовная» забота о наличии полной, достоверной, релевантной и в необходимой степени обработанной информации о состоянии и деятельности предприятия – неотъемлемая часть успешности эффективного управления. Ну и понятно, незаменимым инструментом для сбора, накопления, хранения и обработки информации является система автоматизации управления.

 

Сосредоточься на главном

Ресурсов на эффективное решение всех задач и задачек, проблем и проблемок предприятия никогда не хватало, не хватает и хватать никогда не будет. В противном случае необходимость в руководителе почти отпала бы. Поэтому, вместо раздачи «всем сёстрам по серьгам», нужно уметь найти главное в данный момент, определяющее наиболее ощутимый эффект в будущем, и туда направить необходимые ресурсы в полном объёме. Если есть остаток, то действовать далее аналогично. Если же ресурсы распыляются равномерно, то они просто пропадут напрасно.

 

Управляй расходами, экономь разумно

Так уж получается, что повысить прибыльность предприятия можно либо, в первую очередь, через увеличение доходности дорогими маркетинговыми мерами, либо снижением расходов. Второе всегда гораздо более эффективно. Однако это не значит, что нужно любой ценой снижать, например себестоимость борща. Так можно дойти до того, что его никто есть не будет. Но и здесь при скрупулёзном грамотном подходе можно найти резервы для экономии. Аналогично обстоит дело с персоналом. Огромные резервы всегда есть в эксплуатации оборудования, расходовании коммунальных услуг и т.п.

Читать также:
История изобретения котлет пожарских

 

Планируй и достигай

Планирование будущих достижений предприятия – залог успешности его развития. Естественно, оно должно быть объективным, т.е. базироваться на реальных текущих достижениях и реальных оценках объёма всех видов ресурсов, которые могут быть использованы в будущем. Только на основе объективных выверенных финансовых и операционных планов возможно эффективное управление предприятием. Утверждённый план – это как бы уже проложенная дорога к будущему, просматривающаяся до горизонта. Садитесь в автомобиль и езжайте. Аналогия неспроста. Этот процесс аналогично требует постоянного контроля всех режимов всех систем автомобиля и их коррекцию по необходимости и в зависимости от изменяющихся условий. На этапе планирования их все не учесть. Планирование даст ещё больший эффект, если конечную точку приезда сразу увязать с тем, куда пойдёт дальнейший путь. А это уже стратегическое планирование.

 

Постоянно думай над рисками

Реализация этого принципа тесно увязана с предыдущим, с планированием, и предполагает постоянный взгляд в будущее. Излишне кого-либо убеждать в том, что чем больше возможных неприятностей спрогнозировано до их появления и проведена подготовка по их преодолению, тем лучше будет конечный результат.

 

УПРАВЛЯЙ!!!

Иногда на семинарах задают примерно такой вопрос: «А вот я сделаю то-то и то-то из рекомендованного Вами и могу ли надеяться, что дальше будет всё хорошо?». Ответ прост до безобразия – НЕТ, НЕТ и НЕТ. Управление не может быть эпизодическим. Это постоянный скрупулёзный и нелёгкий труд выработки, принятия (взятия на себя ответственности за последствия) и реализации решений с постоянными передвижениями по информационному полю между будущим, настоящим и прошлым. Всё меняется непрерывно как внутри, так и вне предприятия. Информация об этом в определённой степени «устаревает» уже на пути от источника к потребителю, к управленцу. А ещё нужно принять по ней решение, довести до исполнителей и обеспечить начало его реализации. Поэтому управленец неизбежно всегда как бы запаздывает со своим решением. Поэтому так важно всегда глядеть в будущее. Поэтому так важно планирование. Поэтому так важно правильно взаимодействовать с исполнителями. Поэтому … (см. выше – принципы управления).

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий