Главная / Архив / Зима 2014-2015 / Обучение при аттестации рабочих мест

Обучение при аттестации рабочих мест

Обучение при аттестации рабочих мест

Проведение АРМ – трудоемкий и довольно сложный процесс, который, в свою очередь, требует профессиональной подготовки всех участников. Обучение сотрудников, руководителей, специалистов по аттестации, членов комиссии, специалистов по охране труда требует особого внимания, так как от компетентности и качественной подготовки в вопросах охраны труда зависит достоверность и объективность результата.

Обучение специалистов по аттестации.

Наличие компетентных специалистов со стороны аттестующей организации является обязательным при предоставлении услуг в области охраны труда, играет немаловажную роль при получении аккредитации, при аттестации испытательной лаборатории. Специалисты по аттестации – главные фигурирующие лица в процессе. Они ведут оценку гигиенических факторов, определяют степень травмоопасности и обеспечения средствами коллективной защиты. Чтобы заниматься столь сложным процессом, необходимо глубокое знание вопросов, знание нормативно-правовых актов, которые, как мы знаем, довольно часто видоизменяются, вносятся новые поправки. Специалист должен учитывать эти изменения и успешно применять их на практике. Для того, чтобы иметь право заниматься аттестацией, ему необходимо будет, прежде всего, пройти полный курс обучения, подтверждением которого является свидетельство/удостоверение о специальной подготовке по измерению ВОПФ рабочей среды и трудового процесса и о других видах подготовки в области труда. К общим требованиям относят: наличие высшего, среднего или дополнительного образования по соответствующему профилю, стаж работы от одного года до трех лет. В ходе обучения специалист по аттестации должен освоить в полной мере следующие вопросы:

  • современное состояние нормативной и правовой базы АРМ в РФ;
  • правовые и социально-экономические аспекты АРМ, установление компенсаций и льгот, их обоснование;
  • проведение качественной проверки рабочих мест;
  • роль в составе аттестационной комиссии;
  • методологические и метрологические аспекты проведения измерений ВОПФ, которые входят в общее понятие — оценка гигиенических факторов. Измерение и оценка параметров занимает одно из ведущих мест в АРМ, поэтому специалисту важно научиться давать объективную оценку следующим параметрам: микроклимата, световой среды, виброакустических факторов, неионизирующих и ионизирующих электромагнитных излучений и полей, ультрафиолетового и лазерного излучения, аэроионного состава воздуха, тяжести и напряженности трудового процесса;
  • время воздействия факторов на окончательные результаты АРМ; формирование перечня рабочих мест;
  • оформление результатов, ответственность за нарушение порядка аттестации;
  • составление плана мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда в производственном процессе.

Специалист по аттестации занимает одну из ведущих позиций в АРМ. От него во многом зависит полученный результат по условиям труда рабочих мест. Дать объективную оценку, знать специфику каждого рабочего места – под силу только высококвалифицированному специалисту.

Обучение членов комиссии.

При обучении членов аттестационной комиссии также освещаются вопросы охраны труда. Напомним, что в состав аттестационной комиссии входят, в соответствии с последним нормативным актом, регулирующим проведение АРМ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. В программу по обучению членов аттестационной комиссии входят следующие вопросы, в которых также необходимо уметь разбираться, применять на практике:

  • подготовка документов для проведения АРМ;
  • система управления профессиональными рисками;
  • нормативно-правовая база, регулирующая проведение и содержание АРМ;
  • методология организации оценки условий труда;
  • приведение наименования профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
  • методология предоставления компенсаций и льгот работникам (порядок обеспечения молоком, другими равноценными пищевыми продуктами, предоставление дополнительных отпусков, сокращение режима рабочего дня, доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях;
  • установление обязательных, предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • порядок обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами коллективной защиты;
  • ответственность при нарушении законодательства об охране труда;
  • методология подготовки рабочих мест к процессу АРМ;
  • выделение аналогичных и нестационарных рабочих мест;
  • умение разрабатывать план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий;
  • порядок предоставления материалов, отчетности по АРМ в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ.

Члены аттестационной комиссии несут ответственность за организацию и проведение аттестации. Прочные и основательные знания вопросов охраны труда помогут достигнуть достоверности результатов. Подробнее об их функциональных обязанностях Вы можете узнать в материале: «Комиссия по аттестации рабочих мест».

Обучение сотрудников и руководителей.

Обучение по охране труда работников является прямой обязанностью работодателя, в соответствии со ст. 212 и 225 ТК РФ. Работники, которые не прошли определенный инструктаж, чаще всего являются жертвами не обстоятельств, как принято полагать, а безответственности работодателей, руководителей структурных подразделений. Каждый работник и работодатель должны знать правила охраны труда на персональных рабочих местах, прежде чем заниматься трудовой деятельностью. Министерство труда и социальной защиты РФ разработало проект Приказа об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда для работников организаций и руководителей, вступление в силу которого, ожидается с 1 января 2013 года. По словам директора Департамента условий и охраны труда Валерия Коржа, порядок был разработан с целью уменьшения профессиональных рисков, сохранения здоровья и жизни работников, так как причиной несчастных случаев является не только неудовлетворительная организация условий, но и зачастую действия самих работников, которые не прошли определенного инструктажа. Обучение будет реализовываться по следующим формам: специальное обучение, инструктаж, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, безопасным методам и приемам выполнения работ. Государственный контроль за соблюдением Порядка, а также качеством выполнения работ по обучению осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

На первом Всероссийском съезде обучающих организаций, состоявшемся 30 июня 2011 года в Нижнем Новгороде, на котором рассматривался вопрос о совершенствовании организации работы, одной из причин несчастных случаев была названа именно ненадлежащая подготовка сотрудников и работодателей. На съезде впервые затронули вопросы дифференциации видов обучения для различных групп работников на основе государственных требований к образованию, квалификаций с учетом потребностей производства, что, в последствие, легло в основу Приказа об обучении охране труда.

Обучение при аттестации рабочих мест, проверка знаний требований охраны труда всех участников АРМ является неотъемлемой частью. Недостатки в изучении столь сложного вопроса являются одной из причин, обуславливающих возрастающее количество несчастных случаев в трудовом процессе.

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее