...

Выбор декоративно-художественных средств.

Время накладывает черты архитектуры, особенности национальной жизни на интерьер. Если взглянем на картину Б. Кустодиева «В московском трактире» (1916г.), то почувствуем своеобразие быта московских низов начала XXв., выраженное посредством таких аксессуаров интерьера, как граммофон, резной шкаф, клетки с певчими птицами, подносы на стене и т.д.

Основными критериями при выборе средств декоративно-художествен-ного решения интерьера можно считать следующее: архитектурно-художест-венная тема интерьера, его общий замысел; тип предприятия, особенности обслуживаемого контингента посетителей.

Когда человек находится в ресторане в течение нескольких часов, то он может внимательно рассмотреть панно или декоративную посуду. Например, панно в кафетерии должно быть понято с 1 взгляда, а сюжет панно в зале ресторана должен постигаться постепенно. Если посетитель будет находить в нем по мере наблюдения все новые и новые детали, то интерес к панно будет длительным. Тонкие нюансные цветовые и фактурные отношения сделают панно труднее осваиваемым. Представляется целесообразным ориентиро-ваться не на применение постоянного дорогостоящего декора (мозаичные панно или отделка стены ценными породами дерева), а на украшения, которые легко можно было бы заменить: декоративные ткани, декоративную посуду, крупноформатные фотографии и т.д. Так, в молодежном кафе интерьер может быть более насыщен декором, формы более активны, чем  в кафе, которое посещают пожилые.

Украшая зал, важно соблюсти меру, не «переборщить», не перегрузить его декоративными деталями, вследствие чего он станет пестрым, беспокойным. Если в зале нет украшений, это не означает, что интерьер его не интересен. Декоративные функции могут нести и мебель, и светильники, и шторы, и раздвижные перегородки, фактура стен.

К ошибкам, которые допускаются при оформлении интерьера, следует отнести соседство панно, декоративно-прикладных изделий с техническим оборудованием помещения и торгово-технологическим оборудованием. Например, в национальном ресторане рядом с крестьянскими лавками, прялкой, конской сбруей (которые придают залу своеобразный колорит старины), можно увидеть радиатор отопления, вентилятор, электрический выключатель, которые подрывают доверие посетителя к обстановке, делает ее нелепой.

Требует вкуса и художественной культуры взаимное размещение элементов убранства. Соседство двух произведений искусства разной степени броскости заставляет поблекнуть произведение, решенное в мягкой манере. Так, соседство яркого и броского витража и скромной чеканки или черно-белого фотопанно делают чеканку и фотопанно невыразительными, невзрачными.

Предметы декоративно-прикладного искусства и ткани в интерьере. Изделия декоративно-прикладного искусства: посуда, одежда, изделия из тканых материалов, предметы домашнего обихода, декоративные вазы, настенные тарелки. В ресторанах декоративно-прикладные изделия приме-няются как по их унитарному назначению, так  и как украшения. В первую группу входят: драпировочные ткани, ковры, мебель в народном стиле, фирменная посуда, посуда для цветов, светильники ремесленного производства, подсвечники, одежда официантов, сшитая в стиле народных традиций или в стиле определенной исторической эпохи. Ко второй группе могут быть отнесены, такие предметы, украшения как  вазы, кувшины, тарелки, оружие, игрушки, шкуры животных и их чучела, старинная одежда.

Ткани в интерьере применялись всегда широко. Они защищают обедающих от взглядов прохожих, от избытка солнечной радиации, благодаря высокому звукопоглощению способствуют уменьшению шума. Значение тканей возрастает в связи с необходимостью  индивидуализации интерьеров предприятий, смягчения строгих форм и линий архитектуры.

В залах ресторанов ткани применяют в виде штор и гардин на окнах, портьер на дверях, ковров настенных и напольных, ковровых покрытий пола, обивки стульев, кресел, диванов, а также в виде скатертей и салфеток. Для обивки мебели должны применяться цвета сочные, насыщенные. В больших залах, расчлененных на несколько зон, можно устанавливать кресла разных цветов и форм.

Широкое распространение в качестве обивочного материала получила искусственная кожа. Однако, у натуральных тканей есть преимущество: они мягче, теплее, от них не лоснится одежда, мебель кажется уютнее.

Выбор цвета штор и портьер не ограничивается. Обычно отдается предпочтение тканям светлых тонов, мягко контрастирующих со стенами. В помещениях, где посетитель находится недолго, – в вестибюле, аванзале, этот контраст может быть более ощутимым. Если окна выходят на юг или запад, цвет штор не ограничивается, они могут иметь и теплый, и холодный оттенок. При северной и восточной ориентации следует отдавать предпочтения тканям с преобладанием теплых тонов. Рекомендуется менять шторы от времени года. Для лета – более интенсивной окраски, т.к. солнце разбеливает цвет, обесцвечивает материал. Надо избегать холодных тонов в недостаточно освещенных помещениях, т.к. они будут казаться мрачными. Не следует применять ворсовые и буклированные ткани, т.к. они поглощают много света и  излишне затемняют помещения.

Драпировочная ткань может выступать основным элементом в композиции зала, дополнять основную тему интерьера или быть нейтральной. Ткань определяет облик зала, развивает тему названия кафе или ресторана. К числу нейтральных штор относятся шторы одноцветные, тюлевые гардины.

Панно. Панно вытеснили картины. Художественно обогащая интерьер, панно конкретизирует его облик. Современное панно отличает большая композиционная свобода. Оно не имеет обрамлений и нередко скомпоновано из разномасштабных элементов. Панно охватывает весь интерьер. Допустимы самые разнообразные сочетания материалов: из металлической ленты и пластикового шнура; панно, выполненные посредством выжигания по дереву или древесностружечной плите, путем травления по стеклу, чеканка и стеклобетон, резьба по гипсу и теснение по коже.

В качестве сюжетов панно в ресторане подходят пейзажи: городской сельский, горный, морской, лесной. Например, фотопанно изображает черепичную кровлю. Могут быть использованы исторические сюжеты, сценки из народного быта, натюрморт, изображения праздника и т.д.

Для панно надо выбирать наиболее выигрышные, хорошо обозреваемые участки зала. Нежелательно располагать панно на стене с окном. Будучи самой яркой деталью на стене, окно сделает панно незаметным, невыразительным. Неприемлемо также соседство панно с дверями. В этом случае дверь лучше маскировать декоративным экраном.

В больших залах может быть несколько панно. Часто одному из них отводится главная роль в зале, остальные панно развивают тему основного.  В ресторанах панно нередко размещают у танцплощадки, эффектно образуя композиционный центр зала. В этом случае надо иметь в ввиду следующее: панно не должно быть слишком ярким, насыщенным, т.к. во время концертного представления будет мешать зрителю. В свою очередь, надо размещать панно так, чтобы оркестр не закрывал его. Так, если использовать броские тона в зале небольших размеров, то тем самым будет подчеркнуто, усилено впечатление замкнутости.

Получили распространение бессюжетные панно, красота которых основана на выявлении эстетических качеств применяемых материалов.

Особую выразительность приобретает панно с подсветкой искусственным или естественным светом (витраж). В последнее время панно выполняют из стеклобетона. Цветомузыка  создает своеобразную атмосферу в интерьере.

2.7 Окружающий пейзаж как средство художественного обогащения интерьера. Включение интересного, самобытного пейзажа в поле восприятия клиента предприятия питания является одним из самых эффективных средств создания неповторимого интерьера. Объектами наблюдения могут быть: панорама города; фрагмент городского пейзажа, имеющий историческую и художественную ценность; парадные фрагменты улиц, площадей, набережных;  природные пейзажи: горы, море, река, лес.

Когда ресторан приходится строить в уже сложившейся застройке, нередко прибегают к устройству внутренних двориков. Планировка здания имеет О-образную форму. Водоем, валуны, растения, собранные в живописную композицию, прекрасны в любое время года.

Нежелательно раскрывать из окон зала индустриальный пейзаж. Когда невозможно исключить промышленные объекты из поля зрения, то не следует выполнять вертикальные ограждения здания в виде стеклянной стены. Шторы надо выбирать непрозрачные. Зеленые насаждения должны быть плотными и густыми.

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий