...

Техника доклада и речи

Доклад – это общедоступное для понимания и предназначенное для определенной целевой аудитории. В отличие от доклада, реферат – это профессиональные выступления, ориентированные на специальную аудиторию. Как доклады, так и рефераты всегда должны подготавливаться с учетом интересов и степени подготовки аудитории.

Прежде чем приняться за содержательную сторону, докладчик должен задуматься о слушателях (специалисты, уровень владения языком, восприимчивость), продолжительности (время на доклад, на промежуточные вопросы, на дискуссию) и о характере доклада (по написанному тексту или свободное изложение). После этого проводится тщательная проработка содержания. Следует подобрать аргументы и исследовать их пригодность. Маловажные детали нужно опускать. Докладчик должен владеть материалом. Затем собранный материал упорядочивается. Для этого существуют разные методы. Отдельные главы доклада размещаются (по смыслу или по времени), логически объединяются или оформляются в форме беседы (тезис и антитезис). Другой метод состоит в дедуктивном или индуктивном построении. Первое переходит от общего к частному, а второе – наоборот.

Подготовка проводится до начала доклада. Для этого нужно проверить наличие конспекта и карточек с ключевыми словами, видеопроектора и компьютера, демонстрационного экрана и слайдов, флипчата (магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота) и фломастеров, видеомагнитофона и видеофильмов, доски и мела, настольной лампы на трибуне докладчика, принести в зал стакан и минеральную воду. Следует обдумать о размещении слушателей (в форме буквы U, рядами, амфитеатром) и оценить их предполагаемое количество.

Ниже представлено сопоставление некоторых правил поведения для начала и конца доклада:

____________________________________________________________________________________

Начало доклада                                                                                 Конец доклада                              

____________________________________________________________________________________

Цель: пробудить интерес слушателей                                     Цель: построить заключительную часть

и добиться их расположения                                                    доклада таким образом, чтобы достичь

                                                                                                    наилучшего эффекта.

____________________________________________________________________________________

Подойти к трибуне выпрямившись, спокойно и                     Конечные формулировки должны

уверенно. Не плестись, не шататься, не                                состоять из законченных фраз. горбиться и не наклонять голову.                                           Запомнить заключение наизусть, чтобы

                                                                                                   не заглядывать в конспект.

Не сразу начинать говорить. Выдержать паузу,                   

пока не наступить тишина. Хорошие доклады                      Доклад не должен заканчиваться скучно,

начинаются с паузы.                                                                слова не должны уйти в песок.

 

Наладить визуальный контакт со слушателями.                  Не обещать, что доклад закончится

Обвести взглядом аудиторию.                                               через пять минут, если это не 

                                                                                                  соответствует действительности.

Начинать говорить медленно и спокойно.

Говорить четко и понятно. Первые слова                               В конце не должно возникнуть

должны произвести впечатление.                                           впечатление, что докладчик

                                                                                                   сильно устал.

Несколько слов об аудитории. Сказать, что                        

докладчику известно, кто пришел, что ожидают                    Дать слушателям советы, напутствия.

от докладчика. Выяснить, что общего у                                  Подбодрить слушателей, вселить в

докладчика и слушателей. Расположить к себе                     них надежду, внушить оптимизм.

аудиторию. Пробудить внимание.

                                                                                                    Закончить доклад раньше, чем все

Ослабить напряженность слушателей.                                   начнут мечтать об окончании и

Создать спокойную атмосферу. Говорить так,                       проявлять беспокойство, вздыхать

чтобы каждый слушал охотно.                                                 и шаркать ногами.

 

Начинать с позитива. Доказать присутствующим,                  Следить, чтобы никто не отвлек от

что доклад действительно стоит послушать.                          докладчика внимание на стадии

                                                                                                     завершения. Позаботиться, чтобы

Не пытаться втереться в доверие слушателей,                      помощники не начали прежде

раздавая им преувеличенные комплименты.                         времени суетиться в аудитории,

                                                                                                     когда докладчик произносит

О себе говорить немного. Не казаться скучным.                     последние слова.

Не сообщать, как хорош докладчик. Другим

скучно слушать, когда кто-то себя расхваливает.                   Аплодисменты раздадутся, только

Слушатели в восторге от лектора, который                             когда слушатели поймут, что

говорит о них.                                                                              доклад закончен. Должно сразу

                                                                                                     стать ясно, что последнее слово

Большая доля ораторского успеха приходится на                  действительно было последним.

интересное начало. Вступление должно

пробудить благожелательность аудитории.

только затем можно успешно представить

свои взгляды.

 

Избегать следующих начальных слов:

Извинения

Слишком мало времени на подготовку,

… к сожалению, я плохой оратор,

… не хочу наводить на вас скуку,

… то, что я скажу, вы конечно давно знаете.

_____________________________________________________________________________________

Хорошим началом доклада может быть:                             Что можно сказать в заключение?

Сама тема,                                                                        Перекинуть мостик к началу доклада.

вопросы по теме, риторические вопросы,                           Сделать обобщение.

увлечь участников, привлечь их                                         Сделать выводы.

к сотрудничеству                                                               Обрисовать альтернативы.

акустические эффекты, оптические эффекты                      Апеллировать к аудитории.

провокация, шок,                                                               Призвать действовать.

подходящее к теме актуальное событие,                             Примирить, объединить.

небольшая история,                                                            Развеселить, сравнивать.

привлекательная цель,                                                       Привести цитату.

тезис – антитезис,                                                              Рассказать историю.

цитата,                                                                              Предложить тост.

событие из личной жизни,                                                  Дать больше, чем слова: угощение,

экскурс в историю,                                                             сувениры…

принесенные с собой «продукты»,                                      Быть щедрым, делать пожертвования,

даты и факты                                                                     участвовать в фонде.

_____________________________________________________________________________________

Источник: Bergner, H.-M.& Moderne Rhetorik, Kommunikation im Beruf, Heidelberg, 2005, S. 12 und 13

 

Для самого доклада также имеются некоторые правила игры, на которые стоит обратить внимание.

 

  • Манера держать себя: внешний облик, аккуратная и неброская одежда, оратор должен производить впечатление человека, полного жизненных сил, бодрого и выспавшегося. Аккуратная прическа, не посматривать на часы.
  • Язык и речь: говор, темп и ритмичность речи, ударения, громкость, повторы, деловитость или экспрессивность, построение фраз, иностранные слова.
  • Контакт с аудиторией: визуальный контакт (см. главу 3.3.2).
  • Как докладчик избегает «убийственных» фраз? Например, «Это не вписывается в нашу концепцию», «Так было всегда», «Это нам никогда не удастся», «Это не наше дело».

Докладчик должен стремиться к конкретике (какой, когда, где…?), например, «Как вы себе это представляете?», «Какую концепцию вы имеете в виду?», задавать вопросы по существу: «Почему…?», «Почему предложение не вписывается в концепцию?» Смотреть вперед: «Что должно произойти, чтобы…?», «Что должно произойти, чтобы предложение стало приемлемым?»

  • Докладчик не должен использовать вербальные смягчители выражений. Это выражения, которые ставят под сомнение убедительность фразы и свидетельствуют о неуверенности и недостаточной стойкости собственного мнения. Например, «Давайте-ка попробуем…», «В общем и целом я за это решение…» или «Я за это решение…», или «Собственно говоря, общее впечатление было довольно положительным…»

В том же порядке решение могло звучать так: «Сделаем так:…», «Я за это решение…» или «Он/она по общему впечатлению мне понравился».

 

  • Использовать риторические обороты: речевые обороты – гиперболы (черепашьим шагом), или речевые образы (а он зубаст!), или идиомы как риторический вопрос или умышленное прерывание высказывания (вы ведь не хотите…).
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий