В период с 2004 по 2006 гг. на рынке общественного питания лидировали сети …………………………………………………………….. Помимо наращивания годового оборота, в развитии крупнейших сетей важное значение имеет территориальное расширении и увеличение количество точек. Так, по итогам 2006 года наибольшей сетью обладала компания …………………………. – в этот период количество точек приблизилось к отметке в 200 ед., а в начале 2007 года она была преодолена.
Таблица 1. Годовой оборот компаний-лидеров рынка общественного питания 2004- 2007 г., $млн.
№ | Компания | 2004 г., $млн. | 2005 г., $млн. | 2006 г., $млн. | 2007 г., $млн. |
1 | Макдоналдс |
|
|
|
|
2 | Ростик Групп |
|
|
|
|
3 | Группа Компаний А.Новикова |
|
|
|
|
4 | Кофе Хаус |
|
|
|
|
5 | Веста Центр Интернешнл |
|
|
|
|
6 | Ромашка Менеджмент |
|
|
|
|
7 | Ресторанный дом Андрея Деллоса |
|
|
|
|
8 | Крошка-Картошка («Технологии и питание») |
|
|
|
|
9 | Шоколадница |
|
|
|
|
10 | ГМР. Планета гостеприимства (Бразерс и Ко) |
|
|
|
|
11 | Лайт Лайф |
|
|
|
|
12 | Малахит |
|
|
|
|
13 | Кружка |
|
|
|
|
14 | Арпиком |
|
|
|
|
15 | Теремок |
|
|
|
|
16 | Фуд-Мастер |
|
|
|
|
17 | Маркон |
|
|
|
|
18 | Чайная ложка |
|
|
|
|
19 | Столичные рестораны |
|
|
|
|
20 | Рестораны Аркадия Левина |
|
|
|
|
21 | ПИР |
|
|
|
|
Источник: данные компаний
* Данные ИК «Финам»
** – Оборот Росинтер Ресторантс, консолидированный оборот корпорации Ростик Групп в 2005 году – $235 млн.
«Макдоналдс»
Первый ресторан McDonald’s был открыт в 1948 году в Сан-Бернардин, штат Калифорния братьями Ричардом и Морисом Макдональд. Сейчас McDonald’s – крупнейшая в мире сеть ресторанов общественного питания, включающая 31800 ресторанов в более чем 100 странах, из которых примерно 70% принадлежат франчайзи.
McDonald’s работает в России с 1990 года. Это первая компания, которая начала развивать рынок ресторанов быстрого обслуживания в России. По данным на середину 2006 г. в РФ действовало 147 ресторанов «Макдоналдс» и 15 кофеен под брэндом McCoffee. По официальным данным, «Макдоналдс» за 2006 год открыл в России 23 ресторана. Кроме того, было запущено 8 «МакКафе». Инвестиции в развитие составили более 1 млрд рублей.
На 1 апреля 2007 года в России работало 169 ресторанов «Макдоналдс», а также 27 «МакКафе». Рестораны «Макдоналдс» в России самые посещаемые в мире. В среднем в нашей стране на один ресторан приходится 1 млн посетителей. В Западной Европе это показатель составляет около 300 000 человек в год.
По данным на 1 мая 2008 года количество ресторанов «Макдоналдс» увеличилось до 192 точек.
В российском «Макдоналдсе» работает более 230 тыс. человек. За 2007 год они обслужили более 185 млн посетителей.
Помимо ресторанной сети ей принадлежит пищеперерабатывающий и распределительный центр «МакКомплекс» в Москве, в строительство которого было вложено $45 млн. В настоящее время около 84% сырья закупается у отечественных поставщиков. По подсчетам аналитиков «Макдоналдс», сеть в России занимает 54% рынка ресторанов быстрого обслуживания. В сети существует своя система воспитания кадров, в подготовку своих работников «Макдоналдс» тратит около $3 млн в год.
Темпы роста «Макдональдса» в России, по словам президента McDonalds в Восточной Европе Хамзата Хасбулатова, составили в 2004 г. 23%, а в 2005 г. – 26%. Этот рост обеспечивается в соотношении примерно 50 на 50 за счет открытия новых ресторанов и роста выручки в уже открытых.
По словам Х.Хасбулатова компания фокусирует внимание на расширении услуг. В 2005 году в меню были включены завтраки, состоящие из 12-13 новых блюд, в том числе привычных для всех яиц, блинов. Эффект от введения завтраков превзошел наши ожидания, поэтому в компании планируется развивать эту программу дальше. Если до сих пор завтраки были только в московских и петербургских ресторанах «Макдональдса» (на которые, правда, приходится 90% оборота в России), то с 2006 года завтраки были введены по всей стране. В России завтраки имеют большой потенциал для ресторанного бизнеса.
По собственным данным «Макдональдса», около 85% людей, которые хотели бы завтракать вне дома, в удобном месте и недорого, лишены такой возможности. В данный момент корпорация эту совершенно свободную нишу начинает разрабатывать. Президент «Макдональдса» в Восточной Европе Х.Хасбулатов выражает уверенность, что завтраки помогут привлечь посетителей в те часы, когда рестораны мало загружены. В США и Канаде, где завтраки входят в меню «Макдоналдса» уже много лет, их доля в дневном обороте составляет 15-20%.
В итоге, в 2007 году программа «МакЗавтрак» была запущена на всей территории Росcии. Около 80% всего объема производимой и реализуемой продукции «Макдоналдс» поступает от российских поставщиков. На принадлежащем компании «Маккомплексе» осталось три производственных линии, на которых делаются котлеты, булочки и пирожки (в 2004 году здесь ежедневно изготавливалось 552 тыс. булочек, 871 тыс. котлет, и 217 тыс. пирожков). Эта продукция экспортируется в 21 европейскую страну.
На мировом рынке MacDonalds переживает как успехи, так и терпит существенные убытки. Успешным проектом сети стало предложение модной молодежной одежды своей марки на американском рынке. McDonald’s преследовал цель привлечь в свои рестораны молодых людей и девушек. Футболки с логотипами MacDonalds стали очень модными и успешно продаются по достаточно высокий цене – 55$. В итоге, по данным Sandelman&Associates, в 2005 году fast food покупало на 17,5% больше женщин в возрасте от 16 до 24 лет.
В то же время сеть сталкивается с противодействием общественных организаций, организаций здравоохранения при экспансии на западно-европейский рынок.
В 2008-2010 гг. «Макдоналдс» планирует расширение своей сети, открытие около 50-60 точек в различных регионах страны. По утверждениям руководства компании перед ними стоит цель не просто сохранить темп роста сети в районе 20%, но и увеличить эти показатели.