Главная / Ресторанный рынок / Ресторанный рынок Ростовской области. Часть первая

Ресторанный рынок Ростовской области. Часть первая

Сфера общественного питания – одна из наиболее популярных сфер потребительского рынка и одна из наиболее потенциально опасных. Отраслевые особенности общественного питания обусловливают необходимость разработки и принятия особенных мер, обеспечивающих безопасность этих услуг для широкого круга потребителей.

Как показывает практика проводимых Комитетом защиты прав потребителей ЮФО проверок, нарушения в сфере общественного питания носят тотальный характер. Из более чем сотни проведенных Комитетом проверок не было ни одной организации общественного питания, в которой не было бы выявлено тех или иных нарушений законодательства о защите прав потребителей или санитарных требований.

Нарушения прав и законных интересов потребителей в большинстве организаций общепита начинаются уже перед входом. Речь идет об уже набившем оскомину нарушении – до сих пор вывески большинства организаций общепита не соответствуют обязательным требованиям.

Нередки случаи нарушения запрета на продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) как раньше говорили «в нагрузку». В организациях общественного питания чрезвычайно часто встречается такой пример этого нарушения как взимание платы за «музыкальное обслуживании». Подобные действия прямо запрещены пунктом 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей».

Безусловно, самыми опасными нарушениями являются нарушения, связанные с ненадлежащим качеством продуктов, используемых организациями общественного питания. Некачественные ингредиенты представляют потенциальную опасность не только для здоровья, но и для жизни широкого круга потребителей. И именно здесь как нигде важен оперативный и жесткий контроль со стороны государственных органов.

Но сегодня 294-м законом законодатель жестко регламентировал контрольно-надзорные возможности государственных органов. Круг полномочий местных администраций также четко ограничен законом о местном самоуправлении. Такие жесткие ограничения, безусловно, сказываются на результативности и эффективности контрольных мероприятий. Однако, надо помнить, что цель всех этих ограничений – защита прав предпринимателей, и они ни в коем случае не должны привести к вседозволенности на потребительском рынке товаров, работ, услуг, не должны повлечь нарушения другого, еще более многочисленного слоя населения – потребителей. Обеспечение безопасности жизни и здоровья наших сограждан является, согласно Конституции, по-прежнему главным государственным приоритетом. Понимание этого крайне важно в первую очередь в потенциально опасных не только для здоровья, но и для жизни сферах потребительского рынка, к каковым относится и сфера общественного питания.

Понятно, что плановые проверки один раз в три года вряд ли обеспечат должный уровень безопасности услуг общественного питания. Тем более не предотвратят нарушений внеплановые проверки по жалобам потребителей, когда права уже нарушены и вред здоровью (а то и жизни) уже причинен. Такие проверки – это уже инструмент наказания, но никак не предотвращения и профилактики опасных для жизни и здоровья потребителей нарушений.

В этих условиях, когда полномочия государственных органов крайне «зарегламентированы», возрастает роль общественных объединений потребителей. Эти объединения не являются ни государственными, ни муниципальными органами и на них не распространяются многочисленные ограничения. Чтобы повысить уровень безопасности услуг общепита для жизни и здоровья широкого круга потребителей необходимо организовать широкое взаимодействие и государственных органов, и органов местного самоуправления с общественными объединениями потребителей.

Для эффективного взаимодействия, сотрудничество госорганов и общественных организаций должно выражаться не в единичных примерах, а носить системный и даже плановый характер. Необходимо основательно разработать механизм такого взаимодействия – от дополнительной подготовки инспекторов союзов потребителей до механизмов реагирования на сигналы общественных организаций.

Немаловажным направлением я считаю и такой способ обеспечения безопасности услуг общепита для жизни и здоровья потребителей как добровольное принятие организациями общественного питания на себя дополнительных обязательств по обеспечению надлежащего уровня обслуживания. Учитывая сегодняшнюю тенденцию на снижение контрольного давления со стороны государственных органов, необходимо стимулировать формирование негосударственных механизмов саморегулирования этого сектора потребительского рынка. Можно, безусловно, популяризовать и добровольную сертификацию. Можно создавать и «полуобязательные» системы и механизмы координации деятельности организаций общепита. Однако наиболее перспективным и отвечающим сегодняшним тенденциям направлением я считаю создание саморегулируемых организаций в сфере общественного питания. Такие организации могут стать эффективными органами негосударственного контроля системы общепита. Именно с помощью саморегулируемых сообществ возможно внедрить практически на всем рынке общепита повышенные, по сравнению с обязательными нормативами, стандарты безопасности и качества обслуживания. Причем сделать это на добровольной основе, силами самих участников рынка.

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее