Критерии выбора пленочныхупаковочных материалов

Так как не существует одной пленки, удовлетворяющей всем требованиям, необходимо выбирать. Лучший способ выбрать ма­териал-это определить для себя свойства конечного продук­та, после чего подобрать наиболее соответствующий из до­ступных материалов. Однако даже имея большое разнообразие материалов, не всегда возможно подобрать наиболее подходя­щий. Решение этой проблемы состоит в использовании компо­зитных материалов, создаваемых ламинированием или покрытием

причем представляется возможным создать ком­позитную пленку с практически любыми свойствами, особенно при использовании алюминиевой фольги и бумаги в качестве слоев. В наше время выпускают тысячи видов многослойных

пленок.

Отправной точкой в любой задаче должен стать вопрос: ка­ким требованиям должен соответствовать конечный продукт? Как только ответ на этот вопрос будет найден, поиск пленки (или компонентов слоев) становится конкретным. Требования к пленке, применяемой в строительстве, сельском хозяйстве и садоводстве, обычно прямо сравнивают с таковыми для упако­вочных материалов, с выбором которых мы будем здесь иметь дело. Однако основные принципы справедливы и для выбора пленки для других целей.

Ниже обрисованы некоторые основные свойства, важные для различных видов упаковки, с учетом материалов, придающих эти свойства.

ТРЕБОВАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ УПАКОВЫВАЕМЫМ ПРОДУКТОМ

Требования со стороны продукта лучше всего оценивать, со­ставляя список вопросов, касающихся этого продукта. Ниже приведена серия вопросов с комментариями к ним.

1.   Какая пленка  необходима — прозрачная или нет?  Непро­-
зрачность пленки требуется для защиты продукта от УФ излу­-
чения или там, где содержимое упаковки имеет не очень рас­
полагающий вид. Например, если бы вареные бобы надо было
упаковать в пакет, то вряд ли для этого подошла бы прозрач­-
ная пленка. Если основной причиной порчи продукта является
УФ излучение, то можно использовать окрашенные прозрачные
пленки или прозрачные пленки с добавлением УФ поглотителей.
Если нужно оградить продукт от воздействия света,  то можно
ввести в пленку непрозрачный слой. Порча от воздействия УФ
излучения или света может заключаться всего лишь в обесцве­-
чивании продукта, но могут происходить и химические реакции,
что является потенциально опасным для пищевых продуктов и
фармацевтических препаратов.

Некоторые продукты выигрывают при применении прозрачной упаковки. Прозрачность иногда требуется для того, чтобы по­казать вид товара или его количество. В этих случаях полезно применять прозрачный ламинат, выполняющий и другие функ­ции — прочность, барьерные функции.

2.  Чувствительно ли  содержимое  к  воздействию  кислорода?
Многие пищевые продукты, такие, как печенье, сухое молоко,

хрустящий   картофель   и   другие   сухие   завтраки,   содержащие жир, чувствительны к воздействию кислорода из-за прогоркания жира. Очевидно, что в таком случае в состав пленки необхо­димо включить слой, непроницаемый для кислорода. В некоторых случаях   настолько   важно   перекрыть   доступ   кислорода,   что используют упаковки с созданием вакуума или с введением в упаковку инертных газов.  При использовании вакуумной  упа­ковки появляется большая разность давлений между содержимым и   атмосферой,   что   требует   применения   менее   проницаемой пленки.  Напряжения в  пакете и в местах сварки возрастают, что также влияет на выбор материала. Использование упаковки с продувкой газами (С02, азотом) повышает требования к про­ницаемости пленки для этих газов. К счастью, пленки, непро­ницаемые для кислорода,  обычно непроницаемы и для  С02 и азота,   что   облегчает   решение   проблемы.   При   использовании такого рода упаковок встает вопрос о надежной герметизации упаковки,   что   выдвигает   соответствующие   требования   к   сва­риваемости пленки.

3. Гигроскопично ли содержимое или склонно к высыханию?

В обоих этих случаях предъявляют высокие требования к проницаемости пленки для водяных паров и надежности сварки.

Печенье и сухие завтраки — примеры продуктов, требующих защиты от влаги, а табак и сигареты — продуктов, склонных к

высыханию и появлению у них затхлого вкуса.

4. Выделяет ли содержимое газы? При утвердительном ответетребуется применение вентилируемой упаковки, так как пленки

даже с высокой проницаемостью не дают возможность удалятьгазы из-за относительно малой поверхности. Простейший способ

вентиляции упаковки — создание вентиляционных отверстий в ней; но это палка о двух концах, и для предупреждения по¬

падания в упаковку влаги и воздуха извне иногда необходимо создание чего-то вроде обратного клапана.

5. Требуется ли механическая защита? Это важно, если упаковываются хрупкие предметы. Упаковка в таком случае

должна быть достаточно жесткой и прочной, чтобы служить защитой.

6. Вероятна ли потеря (или поглощение) запаха? Парфюмерные товары и косметика нуждаются в защите от потери запаха,

причем не только потому, что запах может ослабеть, но и потому, что остающийся запах не имеет ничего общего с перво¬-

начальным. Парфюмерия — это смеси большого количества летучих веществ. Компоненты тщательно подобраны и потеря одного

или двух из них может полностью изменить эффект. Высокоароматные пищевые продукты также должны быть хорошо защищены

по тем же соображениям. Для продуктов со слабым  важнее   поглощение   запаха   извне,   но   требования   к   прони­цаемости пленки остаются такими же.

7.Требует ли продукт замораживания при транспортировке и хранении? Если требует и применяют глубокое замораживание,
то необходимо применять морозоустойчивые пленки.

8. Будут ли  продукт перерабатывать в  упаковке?  Так  по­ступают при стерилизации сразу после упаковывания, тепловой
обработке   потребителем   («кипяти-в-оболочке»).   В   этом  случае требуется термостойкая пленка.

9. Возможно ли взаимодействие пленки и продукта? Существует   много   возможностей   воздействия   продукта   на   упаковку.
Продукты с высоким содержанием жира могут сильно влиять на такие материалы,  как  полиэтилен,   поэтому  если  по  каким-то
причинам необходимо применение полиэтилена, то надо исключить контакт между ними. То же касается применения необра-­
ботанной  бумаги.   Примером  другого  вида   взаимодействия   яв­ляется химическая реакция кислот и щелочей с алюминиевой
фольгой.

10.   Что  может  уменьшить  товарную  ценность  конкретного продукта?   Иногда   очень  трудно  ответить  на  этот  вопрос,   но
его влияние на выбор упаковки огромен. Проблема заключается в том, что товарная ценность обусловлена одним или многими
факторами,   такими,   как   вкус,   содержание   влаги,   текстура, внешний вид. Так как стоимость упаковки имеет большое зна-­
чение, то необходимо выделить наиболее важный фактор товар­ной ценности, чтобы бороться за его сохранение, а не тратить
все большее количество денег на увеличение слоев пленки для сохранения менее важных свойств. Например, можно пойти на
небольшую потерю вкуса для сохранения хрустящих свойств и наоборот — потерять   хрустящие   свойства   в   угоду   сохранения
вкуса. В этих случаях требуется пленка с различными барьерными свойствами.

11.  Каковы требования к сроку хранения? Это очень важный вопрос и ответ на него должен быть реалистическим. Конечно,
опасно считать его небольшим и рисковать полной потерей качества продукта. Однако принимать его слишком большим — это
значит поднять цену на продукт за счет чрезмерной защиты и поставить его в невыгодное положение на рынке.

РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ  (МАРКЕТИНГ)

Дополнительную информацию, полезную для выбора материала, можно получить при ответе на вопросы, касающиеся рыночных факторов.

1.   Каковы  климатические  условия?  Эти  условия,   учитывая содержимое упаковки, могут наложить определенные требования к барьерным свойствам пленки.

2.    Какова    система    распространения    товаров?    Наряду    с барьерными свойствами здесь налагаются требования к механи­-
ческим свойствам упаковки.

3. В магазине какого типа будут продавать товар и каковы его   «витринные»   требования?   Это   влияет   на   жесткость   упаковки.

4. Каковы предполагаются размеры упаковки? Это важно не только    для    жесткости    упаковки,    но    и    для    отношения
объем/поверхность,  что влияет на проницаемость для газов и водяных паров.

5.    Насколько   легко   должна   открываться   упаковка?   Это влияет на общие защитные свойства упаковки и выбор пленки с
соответствующими качествами.  Так,  например,  упаковка с отрывной лентой не подходит для пленки с высокой прочностью на
раздир.

6.   Каковы требования к нанесению печати? Если требуется нанесение нестираемой печати, то ее можно нанести на обрат-­
ную сторону прозрачной пленки, например ацетата целлюлозы, и ламинировать  его в  основную пленку.  Специальных эффектов
можно достичь, используя алюминиевую фольгу. На блестящей поверхности хорошо смотрятся неяркие прозрачные лаки, в то
время как мягкий бархатистый вид обратной матовой стороны фольги эффективен для нанесения печати.

 

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее