...

Вопросник/контрольный лист по услугам в области питания

Описание программы

Данная программа предназначена для школ, в которых реализованы программа/услуги в области питания. Данная программа поможет соответствующему школьному персоналу, включая поставщиков услуг в области питания, улучшить качество услуг и обеспечить эффективную реализацию программы.

 

Информация, включенная в данную программу, адаптирована Отделом ЮНЕСКО по продвижению качественного образования совместно с Программами по охране здоровья и развитию человека при Центре общеобразовательной подготовки Education Development Center, Inc. на основе следующей публикации:

 

Центр по контролю за заболеваниями и профилактике (2002). Показатель охраны здоровья в школе для оценки физической активности, качества питания и распространенности отказа от курения: Руководство для самооценки и планирования. Версия для начальной школы. Атланта, Джорджия. (Centers for Disease Control and Prevention (2002). School Health Index for Physical Activity, Healthy Eating, and a Tobacco-Free Lifestyle: A Self-Assessment and Planning Guide. Elementary school version. Atlanta, Georgia.)  URL: http://www.cdc.gov/nccdphp/dash/SHI/elementary1.htm

 

Описание документа

Показатель охраны здоровья в школе представляет собой средство самооценки и планирования для выявления сильных и слабых сторон школьной политики и программ по распространению здорового образа жизни, разработки плана действий по укреплению здоровья школьников, а также вовлечения учителей, родителей, учащихся и местного сообщества в процесс совершенствования школьных программ и политики.

Вопросник/контрольный лист по услугам в области питания 1

 

Указания по использованию программы.

 

1. Создайте группу для выполнения поставленной задачи. Ниже представлен список возможных членов группы.

  • Лицо, ответственное за услуги в области школьного питания
  • Представитель(и) персонала, осуществляющего услуги в области школьного питания
  • Школьная медсестра или медико-санитарный работник (если имеется)
  • Учитель, отвечающий за медико-санитарное просвещение (если имеется)
  • Учитель(я)
  • Родитель(и)
  • Школьник(и)

 

2. Сделайте копию Вопросника (страницы 4-7) для каждого члена группы и сделайте по крайней мере одну копию Оценочного листа (страница 3) и Вопросов по планированию (страницы 9-10).

 

3. Выдайте каждому члену группы копию Вопросника. Для регистрации работы группы используйте копии Оценочного листа и Вопросов по планированию. Положите оригиналы этих документов в удобное место, на случай если вам понадобятся новые копии.

 

4. На собрании группы:

  • Обсудите каждый вопрос из Вопросника.
  • Определите, как получить информацию, необходимую вам для точного ответа на все вопросы.
  • После сбора всей информации ответьте на каждый вопрос и выберите соответствующую оценку на основе общего согласия. Используйте Вопросник для выявления сильных и слабых сторон школьной политики и для планирования необходимых мероприятий; не следует использовать Вопросник для оценки персонала.
  • Впишите оценки (0-3) для каждого вопроса в Оценочный лист и подсчитайте общую Оценку.
  • Используйте оценки, вписанные в Оценочный лист, для ответа на Вопросы по планированию в конце данного материала.
  • Используйте результаты рассмотрения третьего вопроса в Вопросах по планированию для определения одного, двух или трех приоритетных мероприятий, которые вы будете рекомендовать для осуществления в этом году группе по определению показателя охраны здоровья в школе.
  • Используйте ответы на Вопросы по планированию для того, чтобы решить, как вы представите результаты и рекомендации на очередном собрании группы.

 

Желаем вам успеха в ваших усилиях по укреплению здоровья молодого поколения!

 

 

Оценочный лист (сделайте копию перед использованием)

Указания

1. Внимательно прочитайте и обсудите Вопросник, содержащий вопросы и описание оценок для каждого пункта Оценочного листа.

2. Обведите оценку, подходящую для каждого пункта.

3. После выбора оценок для всех пунктов подсчитайте общую Оценку и ответьте на Вопросы по планированию, представленные в конце материала.

 

  Полностью реализовано Частично реализовано На стадии разработки Отсутствует
1. Программы обеспечения завтраками и обедами

3

2

1

 

2. Разнообразие продуктов питания в школьном рационе

3

2

1

3. Доступность молока пониженной жирности и обезжиренного

3

2

1

4. Школьный рацион питания включает в себя разнообразные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира

3

2

1

5. Питание на заказ, включающее фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира

3

2

1

6. Места за пределами кафе, где предлагаются разнообразные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира

3

2

1

7. Правила закупки и приготовления продуктов питания, позволяющие снизить содержание жира

3

2

1

8. Реклама полезного для здоровья продуктового ассортимента кафе

3

2

1

9. Чистое, безопасное приятное кафе

3

2

1

10. Готовность к чрезвычайным ситуациям, связанным с питанием

3

2

1

11. Сотрудничество между персоналом, осуществляющим услуги в области питания, и учителями

 

3

2

1

12. Ученая степень и аттестация лица, ответственного за услуги в области питания

 

3

2

1

13. Профессиональная подготовка лица, ответственного за услуги в области питания

3

2

1

СУММЫ ПО СТОЛБЦАМ: Для каждого столбца сложите обведенные цифры и впишите полученную сумму в эту строку

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: Сложите представленные выше четыре суммы и впишите итоговый результат

 

 
ОБЩАЯ ОЦЕНКА = (Общее количество баллов / 39) X 100%

 

 

 

Вопросник:

1. Программы обеспечения завтраками и обедами.

Предлагает ли школа программы обеспечения высококалорийными завтраками и обедами*,  полностью доступными** для всех учащихся?

 

*Программы обеспечения высококалорийными завтраками и обедами представляют собой программы, разработанные в соответствии с национальными нормативами питания.

**Полностью доступные означает, что школа предлагает бесплатное питание и питание по сниженным ценам для учащихся из малообеспеченных семей.

 

3 = Да.

2 = Школа предлагает программы обеспечения завтраками и обедами, но они не полностью доступны для всех учащихся.

1 = Школа предлагает только программу обеспечения завтраками.

0 = Школа не предлагает программу обеспечения завтраками и обедами.

 

2. Разнообразие продуктов питания в школьном рационе.

Обеспечивает ли школьный рацион разнообразие продуктов питания**?

 

**Разнообразие означает, что школьная программа обеспечения питанием предусматривает наличие в рационе питания по меньшей мере двух видов овощей, фруктов и продуктов питания, содержащих цельные зерна.

 

3 = Да, всегда.

2 = Да, часто, но не всегда.

1 = Да, редко.

0 = Нет.

 

3. Доступность молока пониженной жирности и обезжиренного молока.

Предлагается ли школьникам молоко пониженной жирности* и обезжиренное молоко ежедневно?

 

*Пониженная жирность означает 1/2% или 1% жира.

 

3 = Да, молоко пониженной жирности и обезжиренное молоко предлагаются ежедневно.

2 = Ежедневно предлагается или молоко пониженной жирности или обезжиренное молоко.

1 = Молоко пониженной жирности или обезжиренное молоко предлагается, но не ежедневно.

0 = Ни то, ни другое молоко не предлагается.

 

4. Школьный рацион питания включает в себя аппетитные продукты с пониженным содержанием жира.

Включает ли школьный рацион ежедневно по крайней мере один аппетитный* продукт питания с пониженным содержанием жира** из каждой следующей группы продуктов: фрукты, овощи, продукты из зерновых культур*** и молочные продукты?

 

*Аппетитные продукты – продукты питания, с удовольствием употребляемые в пищу большинством школьников.

 

**Продукты с пониженным содержанием жира, – продукты питания, содержащие не более 3 граммов жира на порцию. В большинстве случаев сюда не включают такие продукты, как жареный картофель, другую жареную пищу, продукты питания, приготовленные с маслом или маргарином или намазанные ими, фрукты в пирогах, печенье, пирожные и другие кондитерские изделия.

 

***Продукты из зерновых культур с пониженным содержанием жира включают в себя макаронные изделия, крупы, хлебобулочные изделия и т.д.

 

3 = Да, из всех четырех представленных групп продуктов питания.

2 = Из трех групп продуктов питания.

1 = Из одной или двух групп продуктов питания.

0 = Питание не включает в себя ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из любой представленной группы продуктов.

 

5. Питание на заказ, включающее аппетитные продукты питания с пониженным содержанием жира

Включается ли в питание на заказ* ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из каждой следующей группы продуктов питания: фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты?

 

*Питание на заказ означает возможность выбора школьниками отдельных продуктов питания из предлагаемого перечня; эти продукты питания обычно не являются частью комплексов, расходы на которые подлежат возмещению.

 

3 = Да, из всех четырех представленных групп.

2 = Из трех представленных групп.

1 = Из одной или двух представленных групп продуктов питания.

0 = Питание на заказ не включает в себя ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из какой-либо представленной группы продуктов.

 

6. Места за пределами кафе, где предлагаются аппетитные продукты с пониженным содержанием жира.

Предлагаются ли во всех местах за пределами кафе* аппетитные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур или молочные продукты с пониженным содержанием жира?

 

*Примеры мест за пределами кафе:

  • торговые автоматы
  • школьные магазины и буфеты
  • торговые палатки
  • специальные мероприятия
  • собрания
  • программы продленного дня (то есть организуемые школой программы после окончания уроков)

 

3 = Да, предлагаются в большинстве мест за пределами кафе или во всех местах.

2 = Предлагаются примерно в половине таких мест.

1 = Предлагаются менее чем в половине таких мест.

0 = Ни в одном из таких мест.

 

7. Правила закупки и приготовления пищи, позволяющие снизить содержание жира.

Соблюдает ли служба, ответственная за школьное питание, правила закупки и приготовления пищи, позволяющие снизить содержание жира в приготовленных продуктах питания?

 

  • снятие твердого жира с бульона из охлажденного мяса и домашней птицы перед использованием.
  • обработка продуктов питания перед приготовлением для снижения содержания жира.
  • промывка поджаренного мяса горячей водой для удаления жира перед добавлением других ингредиентов.
  • снятие кожи с домашней птицы перед приготовлением или после него.
  • запекание мяса на решетке, в духовке или жарка на открытом огне, а не жарка на сковородке.
  • запекание мяса и домашней птицы на решетке, позволяющей жиру стекать.
  • приготовление овощей с использованием небольшого количества жира или вообще без жира.
  • приготовление пищи в кастрюлях и сковородках с антипригарным покрытием, позволяющих обходиться без жира или растительного масла.
  • приготовление заправок или приправ к салату с пониженным содержанием жира.

 

3 = Да, все девять представленных выше правил.

2 = От шести до девяти правил.

1 = От трех до пяти правил.

0 = Два правила или менее.

 

8. Реклама полезного для здоровья продуктового ассортимента кафе.

Рекламируется ли продуктовый ассортимент кафе с пониженным содержанием жира, натрия и с добавками сахара следующими способами?

 

  • наглядная информация о питательности имеющихся продуктов.
  • развешивание рекламных материалов, например, плакатов.
  • распространение или отправка по почте меню кафе с ассортиментом полезных для здоровья продуктов питания.
  • предоставление возможности дегустации.
  • объявления по школьному радио или телевидению.

 

3 = Да, с помощью трех или более представленных способов рекламы.

2 = С помощью одного или двух способов.

1 = Нет, но подобная деятельность планируется.

0 = Реклама отсутствует.

 

9. Чистое безопасное приятное кафе.

Имеется ли в школе чистое безопасное приятное кафе, удовлетворяющее следующим критериям?

 

  • технические конструкции (например, стены и покрытие пола) не требуют ремонта.
  • столы и стулья не повреждены, их размер подходит для всех школьников.
  • места не заполнены (то есть количество посетителей никогда не превышает 100% вместимости кафе).
  • требуется соблюдение правил безопасного поведения (например, запрещается бегать, кидаться продуктами питания или кухонной утварью).
  • столы и полы убираются между сменами или приемами пищи.
  • используется декоративная отделка, соответствующая возрасту посетителей.
  • установлены правила для предотвращения чрезмерного шума (например, нельзя свистеть).
  • запахи приятные и не отталкивающие.
  • при необходимости доступны столовые приборы для школьников со специальными медицинскими показаниями.

 

3 = Да, отвечает всем девяти представленным выше критериям.

2 = Пяти – восьми критериям.

1 = Трем или четырем критериям.

0 = Двум критериям и менее.

 

10. Готовность к чрезвычайным ситуациям, связанным с питанием.

Готов ли персонал, отвечающий за школьное питание, быстро и эффективно реагировать на следующие чрезвычайные ситуации, связанные с питанием?

 

  • перегрузка.
  • стихийные бедствия (например, перебои с электричеством, влияющие на работу холодильной техники).
  • чрезвычайные ситуации, относящиеся к медицине (например, тяжелые аллергические реакции на продукты питания, диабетические реакции).

 

3 = Да, на все три типа чрезвычайных ситуаций.

2 = На два типа.

1 = На один тип.

0 = Нет.

 

11. Сотрудничество между персоналом, осуществляющим услуги в области питания, и учителями.

Использует ли персонал, осуществляющий услуги в области питания, следующие формы сотрудничества с учителями для усиления воздействия уроков по диетологическому воспитанию?

 

  • участие в разработке и реализации программ диетологического воспитания.
  • предоставление учебных и информационных материалов, усиливающих воздействие классных уроков.
  • предоставление продуктов питания для проводимых в классе уроков диетологического воспитания.
  • выработка новых идей для использования их на уроках диетологического воспитания.
  • проведение урока или выступление с докладом перед учащимися.
  • классные экскурсии по кафе.

 

3 = Да, три представленные выше формы сотрудничества или более.

2 = Одна или две формы сотрудничества.

1 = Нет, но такие планы существуют.

0 = Нет.

 

12. Ученая степень и аттестация лица, ответственного за услуги в области питания.

 

Имеет ли лицо, ответственное за услуги в области школьного питания, ученую степень, связанную с диетологией, и аттестацию в области данных услуг?

 

3 = Да, и ученую степень и аттестацию.

2 = Или ученую степень, или аттестацию, но не то и другое вместе.

1 = Ни ученой степени, ни аттестации, но работает для их получения.

0 = Ни ученой степени, ни аттестации и работа в этом направлении не ведется.

 

13. Профессиональная подготовка лица, ответственного за услуги в области питания

 

Участвует ли лицо, ответственное за услуги в области питания, по меньшей мере раз в год в программах профессиональной подготовки/непрерывного образования*, семинарах или конференциях, связанных с диетологией или диетологическим воспитанием?

 

*Профессиональная подготовка/непрерывное обучение означает возможность обучения без отрыва от производства (школа, область/район) и с отрывом от производства (крупный город, штат, государственное учреждение).

 

3 = Да.

2 = По одной теме, но не по остальным.

1 = Нет, но планирует участвовать в ближайшем будущем.

0 = Нет, и в ближайшем будущем не планирует.

 

Вопросы по планированию

(сделайте копию, перед тем как использовать)

 

Представленные ниже Вопросы по планированию помогут вашей школе определить приоритетные мероприятия, необходимые для совершенствования политики и программ по здоровому питанию.

 

Вопрос по планированию 1

Посмотрите на оценки, соответствующие каждому пункту. Исходя из этих оценок, определите сильные и слабые стороны политики и программы услуг в области питания, реализуемой в вашей школе.

Вопрос по планированию 2

Для каждой из выявленных слабых сторон напишите несколько рекомендуемых мероприятий для повышения оценок (например, предложите программу обеспечения доступными школьными завтраками).

Вопрос по планированию 3: Опишите каждое из мероприятий, предложенных в ответе на вопрос 2. Используйте для характеристики каждого мероприятия по пяти направлениям (важность, стоимость, время, привлечение сообщества, выполнимость) представленную ниже пятибалльную шкалу. Просуммируйте оценки по каждому мероприятию и получите общую оценку. С помощью общей оценки выберите одно, два или три приоритетных мероприятия, которые вы будете рекомендовать для реализации в этом году вашей школьной группе по охране здоровья.

 

Важность Насколько важно для моей школы данное мероприятие?

5 = Очень важно 3 = Не очень важно 1 = Не важно

Стоимость Насколько дорогостоящими будут планирование и реализация мероприятия?

5 = Не дорогостоящими 3 = Не очень дорогостоящими 1 = Очень дорогостоящими

Время Сколько времени и усилий потребуется для реализации данного мероприятия?

5 = Мало или совсем не потребуется 3 = Не очень много 1 = Очень много времени и усилий

Привлечение сообщества Как воспримет школьное сообщество данную рекомендацию?

5 = С большим энтузиазмом 3 = С умеренным энтузиазмом 1 = Без энтузиазма

Выполнимость Насколько трудно будет выполнить рекомендуемое мероприятие?

5 = Нетрудно 3 = Не очень трудно 1 = Очень трудно

 

Мероприятия Важность Стоимость Время Привлечение сообщества Выполнимость Баллы Приоритет
 

 

             
 

 

             
 

 

             
 

 

             
 

 

             

 

 


1 Центр по контролю за заболеваниями и профилактике (2002). Показатель охраны здоровья в школе для оценки физической активности, качества питания и распространенности отказа от курения: Руководство для самооценки и планирования. Версия для начальной школы. Атланта, Джорджия. (Centers for Disease Control and Prevention (2002). School Health Index for Physical Activity, Healthy Eating, and a Tobacco-Free Lifestyle: A Self-Assessment and Planning Guide. Elementary school version. Atlanta, Georgia.)

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий