Описание программы
Данная программа предназначена для школ, в которых реализованы программа/услуги в области питания. Данная программа поможет соответствующему школьному персоналу, включая поставщиков услуг в области питания, улучшить качество услуг и обеспечить эффективную реализацию программы.
Информация, включенная в данную программу, адаптирована Отделом ЮНЕСКО по продвижению качественного образования совместно с Программами по охране здоровья и развитию человека при Центре общеобразовательной подготовки Education Development Center, Inc. на основе следующей публикации:
Центр по контролю за заболеваниями и профилактике (2002). Показатель охраны здоровья в школе для оценки физической активности, качества питания и распространенности отказа от курения: Руководство для самооценки и планирования. Версия для начальной школы. Атланта, Джорджия. (Centers for Disease Control and Prevention (2002). School Health Index for Physical Activity, Healthy Eating, and a Tobacco-Free Lifestyle: A Self-Assessment and Planning Guide. Elementary school version. Atlanta, Georgia.) URL: http://www.cdc.gov/nccdphp/dash/SHI/elementary1.htm
Описание документа
Показатель охраны здоровья в школе представляет собой средство самооценки и планирования для выявления сильных и слабых сторон школьной политики и программ по распространению здорового образа жизни, разработки плана действий по укреплению здоровья школьников, а также вовлечения учителей, родителей, учащихся и местного сообщества в процесс совершенствования школьных программ и политики.
Вопросник/контрольный лист по услугам в области питания 1
Указания по использованию программы.
1. Создайте группу для выполнения поставленной задачи. Ниже представлен список возможных членов группы.
- Лицо, ответственное за услуги в области школьного питания
- Представитель(и) персонала, осуществляющего услуги в области школьного питания
- Школьная медсестра или медико-санитарный работник (если имеется)
- Учитель, отвечающий за медико-санитарное просвещение (если имеется)
- Учитель(я)
- Родитель(и)
- Школьник(и)
2. Сделайте копию Вопросника (страницы 4-7) для каждого члена группы и сделайте по крайней мере одну копию Оценочного листа (страница 3) и Вопросов по планированию (страницы 9-10).
3. Выдайте каждому члену группы копию Вопросника. Для регистрации работы группы используйте копии Оценочного листа и Вопросов по планированию. Положите оригиналы этих документов в удобное место, на случай если вам понадобятся новые копии.
4. На собрании группы:
- Обсудите каждый вопрос из Вопросника.
- Определите, как получить информацию, необходимую вам для точного ответа на все вопросы.
- После сбора всей информации ответьте на каждый вопрос и выберите соответствующую оценку на основе общего согласия. Используйте Вопросник для выявления сильных и слабых сторон школьной политики и для планирования необходимых мероприятий; не следует использовать Вопросник для оценки персонала.
- Впишите оценки (0-3) для каждого вопроса в Оценочный лист и подсчитайте общую Оценку.
- Используйте оценки, вписанные в Оценочный лист, для ответа на Вопросы по планированию в конце данного материала.
- Используйте результаты рассмотрения третьего вопроса в Вопросах по планированию для определения одного, двух или трех приоритетных мероприятий, которые вы будете рекомендовать для осуществления в этом году группе по определению показателя охраны здоровья в школе.
- Используйте ответы на Вопросы по планированию для того, чтобы решить, как вы представите результаты и рекомендации на очередном собрании группы.
Желаем вам успеха в ваших усилиях по укреплению здоровья молодого поколения!
Оценочный лист (сделайте копию перед использованием)
Указания
1. Внимательно прочитайте и обсудите Вопросник, содержащий вопросы и описание оценок для каждого пункта Оценочного листа.
2. Обведите оценку, подходящую для каждого пункта.
3. После выбора оценок для всех пунктов подсчитайте общую Оценку и ответьте на Вопросы по планированию, представленные в конце материала.
Полностью реализовано | Частично реализовано | На стадии разработки | Отсутствует | |
1. Программы обеспечения завтраками и обедами | 3 | 2 | 1 |
|
2. Разнообразие продуктов питания в школьном рационе | 3 | 2 | 1 |
|
3. Доступность молока пониженной жирности и обезжиренного | 3 | 2 | 1 |
|
4. Школьный рацион питания включает в себя разнообразные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира | 3 | 2 | 1 |
|
5. Питание на заказ, включающее фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира | 3 | 2 | 1 |
|
6. Места за пределами кафе, где предлагаются разнообразные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты, аппетитные и с пониженным содержанием жира | 3 | 2 | 1 |
|
7. Правила закупки и приготовления продуктов питания, позволяющие снизить содержание жира | 3 | 2 | 1 |
|
8. Реклама полезного для здоровья продуктового ассортимента кафе | 3 | 2 | 1 |
|
9. Чистое, безопасное приятное кафе | 3 | 2 | 1 |
|
10. Готовность к чрезвычайным ситуациям, связанным с питанием | 3 | 2 | 1 |
|
11. Сотрудничество между персоналом, осуществляющим услуги в области питания, и учителями
| 3 | 2 | 1 |
|
12. Ученая степень и аттестация лица, ответственного за услуги в области питания
| 3 | 2 | 1 |
|
13. Профессиональная подготовка лица, ответственного за услуги в области питания | 3 | 2 | 1 |
|
СУММЫ ПО СТОЛБЦАМ: Для каждого столбца сложите обведенные цифры и впишите полученную сумму в эту строку
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: Сложите представленные выше четыре суммы и впишите итоговый результат
| ||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА = (Общее количество баллов / 39) X 100%
|
Вопросник:
1. Программы обеспечения завтраками и обедами.
Предлагает ли школа программы обеспечения высококалорийными завтраками и обедами*, полностью доступными** для всех учащихся?
*Программы обеспечения высококалорийными завтраками и обедами представляют собой программы, разработанные в соответствии с национальными нормативами питания.
**Полностью доступные означает, что школа предлагает бесплатное питание и питание по сниженным ценам для учащихся из малообеспеченных семей.
3 = Да.
2 = Школа предлагает программы обеспечения завтраками и обедами, но они не полностью доступны для всех учащихся.
1 = Школа предлагает только программу обеспечения завтраками.
0 = Школа не предлагает программу обеспечения завтраками и обедами.
2. Разнообразие продуктов питания в школьном рационе.
Обеспечивает ли школьный рацион разнообразие продуктов питания**?
**Разнообразие означает, что школьная программа обеспечения питанием предусматривает наличие в рационе питания по меньшей мере двух видов овощей, фруктов и продуктов питания, содержащих цельные зерна.
3 = Да, всегда.
2 = Да, часто, но не всегда.
1 = Да, редко.
0 = Нет.
3. Доступность молока пониженной жирности и обезжиренного молока.
Предлагается ли школьникам молоко пониженной жирности* и обезжиренное молоко ежедневно?
*Пониженная жирность означает 1/2% или 1% жира.
3 = Да, молоко пониженной жирности и обезжиренное молоко предлагаются ежедневно.
2 = Ежедневно предлагается или молоко пониженной жирности или обезжиренное молоко.
1 = Молоко пониженной жирности или обезжиренное молоко предлагается, но не ежедневно.
0 = Ни то, ни другое молоко не предлагается.
4. Школьный рацион питания включает в себя аппетитные продукты с пониженным содержанием жира.
Включает ли школьный рацион ежедневно по крайней мере один аппетитный* продукт питания с пониженным содержанием жира** из каждой следующей группы продуктов: фрукты, овощи, продукты из зерновых культур*** и молочные продукты?
*Аппетитные продукты – продукты питания, с удовольствием употребляемые в пищу большинством школьников.
**Продукты с пониженным содержанием жира, – продукты питания, содержащие не более 3 граммов жира на порцию. В большинстве случаев сюда не включают такие продукты, как жареный картофель, другую жареную пищу, продукты питания, приготовленные с маслом или маргарином или намазанные ими, фрукты в пирогах, печенье, пирожные и другие кондитерские изделия.
***Продукты из зерновых культур с пониженным содержанием жира включают в себя макаронные изделия, крупы, хлебобулочные изделия и т.д.
3 = Да, из всех четырех представленных групп продуктов питания.
2 = Из трех групп продуктов питания.
1 = Из одной или двух групп продуктов питания.
0 = Питание не включает в себя ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из любой представленной группы продуктов.
5. Питание на заказ, включающее аппетитные продукты питания с пониженным содержанием жира
Включается ли в питание на заказ* ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из каждой следующей группы продуктов питания: фрукты, овощи, продукты из зерновых культур и молочные продукты?
*Питание на заказ означает возможность выбора школьниками отдельных продуктов питания из предлагаемого перечня; эти продукты питания обычно не являются частью комплексов, расходы на которые подлежат возмещению.
3 = Да, из всех четырех представленных групп.
2 = Из трех представленных групп.
1 = Из одной или двух представленных групп продуктов питания.
0 = Питание на заказ не включает в себя ежедневно по крайней мере один аппетитный продукт питания с пониженным содержанием жира из какой-либо представленной группы продуктов.
6. Места за пределами кафе, где предлагаются аппетитные продукты с пониженным содержанием жира.
Предлагаются ли во всех местах за пределами кафе* аппетитные фрукты, овощи, продукты из зерновых культур или молочные продукты с пониженным содержанием жира?
*Примеры мест за пределами кафе:
- торговые автоматы
- школьные магазины и буфеты
- торговые палатки
- специальные мероприятия
- собрания
- программы продленного дня (то есть организуемые школой программы после окончания уроков)
3 = Да, предлагаются в большинстве мест за пределами кафе или во всех местах.
2 = Предлагаются примерно в половине таких мест.
1 = Предлагаются менее чем в половине таких мест.
0 = Ни в одном из таких мест.
7. Правила закупки и приготовления пищи, позволяющие снизить содержание жира.
Соблюдает ли служба, ответственная за школьное питание, правила закупки и приготовления пищи, позволяющие снизить содержание жира в приготовленных продуктах питания?
- снятие твердого жира с бульона из охлажденного мяса и домашней птицы перед использованием.
- обработка продуктов питания перед приготовлением для снижения содержания жира.
- промывка поджаренного мяса горячей водой для удаления жира перед добавлением других ингредиентов.
- снятие кожи с домашней птицы перед приготовлением или после него.
- запекание мяса на решетке, в духовке или жарка на открытом огне, а не жарка на сковородке.
- запекание мяса и домашней птицы на решетке, позволяющей жиру стекать.
- приготовление овощей с использованием небольшого количества жира или вообще без жира.
- приготовление пищи в кастрюлях и сковородках с антипригарным покрытием, позволяющих обходиться без жира или растительного масла.
- приготовление заправок или приправ к салату с пониженным содержанием жира.
3 = Да, все девять представленных выше правил.
2 = От шести до девяти правил.
1 = От трех до пяти правил.
0 = Два правила или менее.
8. Реклама полезного для здоровья продуктового ассортимента кафе.
Рекламируется ли продуктовый ассортимент кафе с пониженным содержанием жира, натрия и с добавками сахара следующими способами?
- наглядная информация о питательности имеющихся продуктов.
- развешивание рекламных материалов, например, плакатов.
- распространение или отправка по почте меню кафе с ассортиментом полезных для здоровья продуктов питания.
- предоставление возможности дегустации.
- объявления по школьному радио или телевидению.
3 = Да, с помощью трех или более представленных способов рекламы.
2 = С помощью одного или двух способов.
1 = Нет, но подобная деятельность планируется.
0 = Реклама отсутствует.
9. Чистое безопасное приятное кафе.
Имеется ли в школе чистое безопасное приятное кафе, удовлетворяющее следующим критериям?
- технические конструкции (например, стены и покрытие пола) не требуют ремонта.
- столы и стулья не повреждены, их размер подходит для всех школьников.
- места не заполнены (то есть количество посетителей никогда не превышает 100% вместимости кафе).
- требуется соблюдение правил безопасного поведения (например, запрещается бегать, кидаться продуктами питания или кухонной утварью).
- столы и полы убираются между сменами или приемами пищи.
- используется декоративная отделка, соответствующая возрасту посетителей.
- установлены правила для предотвращения чрезмерного шума (например, нельзя свистеть).
- запахи приятные и не отталкивающие.
- при необходимости доступны столовые приборы для школьников со специальными медицинскими показаниями.
3 = Да, отвечает всем девяти представленным выше критериям.
2 = Пяти – восьми критериям.
1 = Трем или четырем критериям.
0 = Двум критериям и менее.
10. Готовность к чрезвычайным ситуациям, связанным с питанием.
Готов ли персонал, отвечающий за школьное питание, быстро и эффективно реагировать на следующие чрезвычайные ситуации, связанные с питанием?
- перегрузка.
- стихийные бедствия (например, перебои с электричеством, влияющие на работу холодильной техники).
- чрезвычайные ситуации, относящиеся к медицине (например, тяжелые аллергические реакции на продукты питания, диабетические реакции).
3 = Да, на все три типа чрезвычайных ситуаций.
2 = На два типа.
1 = На один тип.
0 = Нет.
11. Сотрудничество между персоналом, осуществляющим услуги в области питания, и учителями.
Использует ли персонал, осуществляющий услуги в области питания, следующие формы сотрудничества с учителями для усиления воздействия уроков по диетологическому воспитанию?
- участие в разработке и реализации программ диетологического воспитания.
- предоставление учебных и информационных материалов, усиливающих воздействие классных уроков.
- предоставление продуктов питания для проводимых в классе уроков диетологического воспитания.
- выработка новых идей для использования их на уроках диетологического воспитания.
- проведение урока или выступление с докладом перед учащимися.
- классные экскурсии по кафе.
3 = Да, три представленные выше формы сотрудничества или более.
2 = Одна или две формы сотрудничества.
1 = Нет, но такие планы существуют.
0 = Нет.
12. Ученая степень и аттестация лица, ответственного за услуги в области питания.
Имеет ли лицо, ответственное за услуги в области школьного питания, ученую степень, связанную с диетологией, и аттестацию в области данных услуг?
3 = Да, и ученую степень и аттестацию.
2 = Или ученую степень, или аттестацию, но не то и другое вместе.
1 = Ни ученой степени, ни аттестации, но работает для их получения.
0 = Ни ученой степени, ни аттестации и работа в этом направлении не ведется.
13. Профессиональная подготовка лица, ответственного за услуги в области питания
Участвует ли лицо, ответственное за услуги в области питания, по меньшей мере раз в год в программах профессиональной подготовки/непрерывного образования*, семинарах или конференциях, связанных с диетологией или диетологическим воспитанием?
*Профессиональная подготовка/непрерывное обучение означает возможность обучения без отрыва от производства (школа, область/район) и с отрывом от производства (крупный город, штат, государственное учреждение).
3 = Да.
2 = По одной теме, но не по остальным.
1 = Нет, но планирует участвовать в ближайшем будущем.
0 = Нет, и в ближайшем будущем не планирует.
Вопросы по планированию
(сделайте копию, перед тем как использовать)
Представленные ниже Вопросы по планированию помогут вашей школе определить приоритетные мероприятия, необходимые для совершенствования политики и программ по здоровому питанию.
Вопрос по планированию 1
Посмотрите на оценки, соответствующие каждому пункту. Исходя из этих оценок, определите сильные и слабые стороны политики и программы услуг в области питания, реализуемой в вашей школе.
Вопрос по планированию 2
Для каждой из выявленных слабых сторон напишите несколько рекомендуемых мероприятий для повышения оценок (например, предложите программу обеспечения доступными школьными завтраками).
Вопрос по планированию 3: Опишите каждое из мероприятий, предложенных в ответе на вопрос 2. Используйте для характеристики каждого мероприятия по пяти направлениям (важность, стоимость, время, привлечение сообщества, выполнимость) представленную ниже пятибалльную шкалу. Просуммируйте оценки по каждому мероприятию и получите общую оценку. С помощью общей оценки выберите одно, два или три приоритетных мероприятия, которые вы будете рекомендовать для реализации в этом году вашей школьной группе по охране здоровья.
Важность | Насколько важно для моей школы данное мероприятие? 5 = Очень важно 3 = Не очень важно 1 = Не важно |
Стоимость | Насколько дорогостоящими будут планирование и реализация мероприятия? 5 = Не дорогостоящими 3 = Не очень дорогостоящими 1 = Очень дорогостоящими |
Время | Сколько времени и усилий потребуется для реализации данного мероприятия? 5 = Мало или совсем не потребуется 3 = Не очень много 1 = Очень много времени и усилий |
Привлечение сообщества | Как воспримет школьное сообщество данную рекомендацию? 5 = С большим энтузиазмом 3 = С умеренным энтузиазмом 1 = Без энтузиазма |
Выполнимость | Насколько трудно будет выполнить рекомендуемое мероприятие? 5 = Нетрудно 3 = Не очень трудно 1 = Очень трудно |
Мероприятия | Важность | Стоимость | Время | Привлечение сообщества | Выполнимость | Баллы | Приоритет |
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
1 Центр по контролю за заболеваниями и профилактике (2002). Показатель охраны здоровья в школе для оценки физической активности, качества питания и распространенности отказа от курения: Руководство для самооценки и планирования. Версия для начальной школы. Атланта, Джорджия. (Centers for Disease Control and Prevention (2002). School Health Index for Physical Activity, Healthy Eating, and a Tobacco-Free Lifestyle: A Self-Assessment and Planning Guide. Elementary school version. Atlanta, Georgia.)