Оценка программ питания

Описание программы:

Содержание настоящей программы является адаптацией, произведенной Отделением ЮНЕСКО по развитию качественного образования, следующей публикации:

 

ВОЗ/ФАО/Организация международного образования 1998. Информационная серия ВОЗ на тему школьного здравоохранения — Документ 4: Здоровое питание: Необходимый элемент школы, пропагандирующей здоровый образ жизни. Женева: ВОЗ.

 

Описание документа:

Настоящий документ предназначен для оказания заинтересованным лицам содействия в пропаганде и организации действий по развитию здорового питания посредством школ. Он приводит убедительные доводы в пользу необходимости предпринять действия касательно культуры питания и поведенческой модели здорового питания, понятий и качеств Школы, пропагандирующей здоровое питание, а также конкретных   способов, которыми школы могут использовать свой организационный потенциал для улучшения питания среди молодых людей, школьного персонала и семей. Документ описывает, каким образом можно использовать каждый из четырех компонентов  FRESH для улучшения культуры питания.

 

FRESH предлагает стратегический проект для разработки программы эффективного школьного здравоохранения. Планирование и оценка представляют собой необходимые процессы, позволяющие адаптировать проект к местным ресурсам и потребностям. Тщательное планирование и документирование результатов повышает успех и эффективность мероприятий программы школьного здравоохранения.

Оценка является мощным средством, которое может быть использовано для информирования о и укрепления программ школьного здравоохранения. К основным целям большинства оценок относят обеспечение информации о степени соответствия между процессом реализации и планом реализации, а также о том, имеет ли программа запланированный эффект.

 

Оценка позволяет:

 

 

 

Ответственные чиновники, в том числе члены команды школьного здравоохранения или назначаемые ею сотрудники, должны регулярно производить проверку процесса реализации и эффективности программ школьного здравоохранения. Все группы, задействованные в программе, должны иметь возможность предоставлять информацию. На основе результатов собранной при оценке информации лица, участвующие в планировании и реализации программ, принимают решения относительно программы и ее различных компонентов.

 

Непрерывная оценка

 

Оценка является жизненно важным элементом школьной программы и должна осуществляться с начала программы и в течение всего процесса ее реализации. Основа для оценки закладывается в самом начале процесса реализации, когда оцениваются потребности, определяются задачи и планируются мероприятия. В то же время необходимо создать план оценки и контрольный механизм в целях регистрации хода достижения целей и задач. В ходе реализации, оценка необходима для осуществления контроля над процессом с тем, чтобы можно было производить усовершенствования и вносить коррективы, где необходимо.   В конце или после заранее заданного периода, оценочные мероприятия производят оценку результатов и эффекта программ и выявляют необходимость улучшения программы. Затем цикл начинается снова с вопроса о дальнейшем изменении, которое необходимо осуществить.

 

Типы оценки

 

Два основных типа оценки лучше всего подходят для оценивания программ школьного здравоохранения: промежуточная и итоговая оценки.

 

 

I.    Промежуточная оценка  

 

Этот тип оценки определяет, насколько хорошо происходит реализация программы. Процесс оценки должен быть непрерывен с тем, чтобы определить какие программы были осуществлены, для кого и когда. Это поможет оценить успешность продвижения по направлению к целям и задачам программы. Оценка процессов планирования, разработки и реализации программ обеспечивает информацией, на основе которой могут быть осуществлены текущие корректировки и создана документация для тех, кто хочет узнать об опыте реализационного процесса. К методам промежуточной оценки относят осуществление подсчетов, ведение учета и проведение интервью с преподавателями, школьным руководством и другими лицами.

 

Промежуточная оценка дает ответы на такие вопросы как:

 

 

 

II.    Итоговая оценка

 

Итоговая оценка определяет, были ли достигнуты итоговые задачи и в какой мере. Она имеет дело с эффектом программ и позволяет определить, произошли ли какие-либо изменения вследствие реализации программы. В случае использования традиционной разработки, предшествующей и следующей за испытанием, производится сравнение количественных и качественных показателей состояния здоровья, связанного с питанием, поведенческих моделей, знаний, взглядов и/или убеждений перед и после реализации программы. Таким образом, элементы данных, собранные во время оценки потребностей  могут представлять большое значение для процесса оценки результатов. К количественным данным относят объективные числовые показатели, в том числе соотношение веса к росту, распространенность здоровой поведенческой модели и условия неполноценного питания. Качественные данные содержат субъективные представления и чувства, в частности чувство подчиненности  чьим-то пищевым предпочтениям и удовлетворенность по поводу своего состояния питания.

 

Итоговая оценка позволяет продемонстрировать выигрышные стороны школьных программ профилактики здоровья или их дальнейшей необходимости. На результаты оценки следует обратить внимание сообщества, кроме того, их можно использовать для убеждения принять участие в программе.

 

Итоговая оценка дает ответы на такие вопросы как:

 

 

 

 

 

 

 

Оценка является компонентом программы, которым часто пренебрегают из-за недостатка таких ресурсов, как время, персонал или бюджет. Для стран с ограниченными ресурсами оценка меры соответствия реализации программ реализационным планам может представлять большую целесообразность, чем оценка их воздействия на здоровье, поведенческую модель и связанные с этим условия, которая может быть дорогой и сложной для осуществления. Поэтому страны с ограниченными ресурсами должны инвестировать в процесс оценки с тем, чтобы запланированная программа была эффективно реализована перед произведением итоговой оценки.

 

Там где позволяют ресурсы, в итоговой оценке можно использовать контрольную группу для того, чтобы определить степень влияния программ питания на учащихся или других ее участников. Контрольная группа представляет собой школу в аналогичной среде с похожими начальными характеристиками, как-то возраст, пол и социальный статус учащихся и соотносимой доступностью ресурсов в школе и сообществе. Оценка контрольной группы осуществляется в период, проведения школой, реализующей программы питания, анализа ситуации, при использовании того же оценочного формата. При прошествии предварительно определенного периода, например от одного до трех лет, обе школы проходят ту же оценочную процедуру во второй раз. Разница в изменениях знаний, взглядов, поведения и состояния здоровья между школой, реализующей программы питания, и контрольной группой сравнивается по каждому оцениваемому элементу. После завершения процедуры оценки контрольная группа может также реализовать программы питания, основываясь на данном документе. Эксперты должны строго руководствоваться этическими нормами в вопросе о создании и отборе контрольной группы.

 

 

Что и как оценивать

 

Нижеследующая таблица предлагает обзор различных программных компонентов, которые могут быть подвергнуты оценке с примерами количественных и качественных вопросов для промежуточной и итоговой оценки. В настоящей таблице приведена не вся информация,  поскольку программы и задачи проектов здравоохранения и питания различны и зависят от местных условий и вклада различных секторов. Оценка должна основываться на задачах, сформулированных на этапе планирования, и осуществляться в сотрудничестве с командами по планированию и другими участниками программы.

 

Эти программные компоненты могут быть оценены посредством различных методов, выбор которых зависит от результата или процесса, подвергаемого оценке. В число часто используемых методов входят анкетирование, фокус-группы, обсуждения в классе, наблюдения и интервью. Например, интервью можно применять в отношении преподавателей, учащихся, родителей, координаторов, работников здравоохранения и членов сообщества для определения меры, в которой программа разрешает соответствующие проблемы. Осуществить оценку охвата программы и состояния здоровья можно посредством анализа записей и проведения интервью о школьным и общественным руководством. Медицинские обследования обеспечивают количественные измерения по конкретным показателям здоровья, в частности по уровню железа и холестерина в крови. Что касается успехов в образовании, знания можно измерить путем проведения устных или письменных тестов, взгляды —  посредством вопросов для написания эссе, а навыки — посредством прямого наблюдения или анкет о здоровье. Методы исследования, использованные  для анализа ситуации в начале программы для сбора исходной информации, можно использовать снова для измерения изменений.

 

Отчет об успехе и  достижениях

 

Процедура оценки приносит пользу и может считаться завершенной только тогда, когда о ее результатах доложено тем, кому они необходимы и кто может их использовать. Ценность процедуры возрастает, если о результатах докладывается с регулярным использованием одних и тех же объективных критериев для обеспечения непрерывности и соотносимости. Отчеты о произведенной оценке следует разрабатывать так, чтобы они содержали интересный и легкий для понимания материал для многих лиц и групп, в том числе персонала, членов сообщества и семей.  Результаты оценки могут быть использованы для инициации дискуссии, дебатов или предложений, направленных на дальнейшее развитие и поддержку здорового питания и для профилактики здоровья в школах.

 

Оценка программ питания: Что измерять и как

 

Компоненты

            Примеры возможных оценочных вопросов

 

Большая политика, политики сообщества и школы

 

— Действует ли в школе комплексная политика в отношении профилактики здоровья и программ питания?

— Реализуется ли и внедряется ли эта политика согласно прописанным стандартам?

— Выделены ли ресурсы и назначены ли ответственные лица для содействия программам питания?

— Как руководство, преподаватели, учащиеся и родители оценивают политику?

 

Цели и задачи

 

— Хорошо ли определены цели и задачи и устанавливают ли они критерий согласно которому можно измерить мероприятия программ и результаты?

— Можно ли воздействовать на задачи, установленные в отношении состояния здоровья, моделей поведения или условий?

 

Целевые группы

 

— Привлекаются ли преподаватели, учащиеся, школьный медицинский персонал, родители и представители сообщества к планированию программ, ориентированных на них?

— Какая доля учащихся, родителей и других соответствующих групп задействована в программах профилактики здоровья и питания?

— Улучшилось ли связанное с питанием состояние здоровья целевых групп?

 

Медико-санитарное просвещение и профессиональная подготовка преподавателей

 

— Как оценивают учащиеся, преподаватели и родители программу обучения?

— Все ли занятия и учебные мероприятия в отношении здорового питания реализованы как было запланировано?

— Способствует ли просвещение в области питания формированию знаний, взглядов, убеждений и навыков, необходимых для усвоения здоровой поведенческой модели или создания условий благоприятных для здоровья?

— Предоставляется ли воспитателям, ответственным за реализацию просвещения в области питания, обучение по месту работы?

— Не испытывают ли преподаватели каких-либо психологических затруднений при реализации различных разделов учебной программы?

 

Здоровая образовательная среда

 

— В какой мере в столовой и других подобных школьных учреждениях предоставляется здоровая пища?

— Соблюдаются ли меры безопасности в отношении пищи?

— Удовлетворены ли учащиеся школьной средой, предназначенной для питания и общения?

 

Услуги школьного здравоохранения

 

— В какой мере службы школьного здравоохранения обеспечивают обследование в отношении показателей питания?

— Удовлетворены ли учащиеся, преподаватели и родители услугами, оказываемыми школьным здравоохранением?

 

Продовольственные программы и программы питания

 

— В какой мере программы распространения пищевых добавок и добавок микроэлементов улучшают состояние здоровья их участников?

— Обнаруживают ли продовольственные программы и программы питания ощутимые результаты? Назовите их.

 

Оценка программ питания: Что измерять и как (прод.)

 

Компоненты

            Примеры возможных оценочных вопросов

 

Участие сообщества и семьи и растущий охват

 

— В какой мере члены сообщества участвуют в школьных программах питания?

— Изменили ли родители культуру питания в доме в результате программ школьного питания?

— Как оценивают родители и члены сообщества профилактику здоровья и мероприятия относительно здорового питания?

 

Физическая активность, отдых и спорт

 

— Как часто учащиеся, преподаватели и родители принимают участие в программах физической активности и других мероприятиях активного образа жизни?

— Скоординированы и дополняют ли друг друга программы физической активности и питания?

 

Консультирование и социальная поддержка

 

— Насколько удовлетворены учащиеся, преподаватели и родители консультационными услугами в области питания и социальной поддержкой, оказываемыми школами?

 

Профилактика здоровья среди школьного персонала

 

— Предлагаются ли персоналу мероприятия по профилактике здорового питания?

— Помогает ли школьному персоналу профилактика здоровья в усвоении здоровых поведенческих моделей или создании условий, благоприятствующих здоровому питания?

 

 

 fresh.unesco.ru

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее