knopka

Пищевые продуты и здоровое питание

Что такое здоровое питание?

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества. Это понятие включает в себя:

Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико-санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и смерти.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

Применение концепций проекта FRESH для улучшения питания и охраны здоровья в школах

Ключевой компонент #1: Школьная политика в области охраны здоровья

Школьная политика в области охраны здоровья представляет собой концепцию, на базе которой школы осуществляют мероприятия по планированию, внедрению и оценке программ, направленных на обеспечение здорового питания школьников. Такая политика должна соответствовать государственным и местным потребностям и стандартам и предусматривать активное участие школьного сообщества. Политика определяет набор школьных правил, касающихся охраны здоровья в целом и питания в частности, и должна:

  1. гарантировать качественное питание и осуществление других мер по укреплению здоровья на всех уровнях школьного образования;
  2. учитывать все виды и аспекты школьной деятельности, в которые необходимо внести изменения для достижения главных целей охраны здоровья и питания, включая:
    • выбор продуктов и обработку пищи
    • учебные программы по питанию и соответствующему просвещению, методики обучения и повышение квалификации учителей
    • доступность безопасной воды и санитарно-технических сооружений, создание приятной обстановки для принятия пищи и другие аспекты физической или психосоциальной обстановки, связанные с приготовлением и принятием пищи; и
  3. включать в себя положения, касающиеся мониторинга и реализации программы.

Ниже представлены конкретные аспекты школьной политики в области питания:

  • Школьники, родители, учителя и другой школьный персонал активно участвуют в работе школьной группы охраны здоровья, связанной с планированием и реализацией мероприятий по содействию охране здоровья и здоровому питанию.
  • Консультативная комиссия сообщества периодически проводит заседания с целью координации усилий школы и сообщества.
  • В школьную учебную программу включается просвещение в области питания, являющееся составной частью общего последовательного курса медико-санитарного просвещения.
  • Учителя и другой школьный персонал проходят обучение в области здорового питания и безопасности пищевых продуктов.
  • Во всех школьных зданиях и во время всех мероприятий предлагают питательные пищевые продукты.
  • Водохозяйственные и санитарно-технические сооружения строятся и обслуживаются так, чтобы продукты, предлагаемые в школе, были чистыми и безопасными для еды.
  • В список услуг по охране здоровья в школе входит проведение медосмотров с целью выявления учащихся, страдающих недостаточностью питательных веществ.

Программы

Ключевой компонент #2: Благоприятная для здоровья среда обучения

Обстановка в школе оказывает существенное влияние на эффективность и жизнеспособность мер по охране здоровья и организации здорового питания. Наилучшие результаты достигаются в том случае, когда техническое и психосоциальное окружение в школе способствует усилиям в области охраны здоровья и дополняет их.

Техническое окружение
Техническое окружение включает в себя школьное здание, классы, места питания, воду и продукты питания, предлагаемые в школе, а также саму местность, в которой находится школа. Ниже представлены связанные с питанием аспекты технического окружения, благоприятного для здоровья:

Услуги в области питания и безопасность продуктов — ключевые факторы для создания благоприятной для здоровья физической обстановки в школе. Кроме того, школьные услуги в области питания наряду с соответствующим просвещением в школе усиливают воздействие информации о необходимости здорового питания.

Психосоциальное окружение

К психосоциальному окружению относятся социально-бытовые и психологические условия, влияющие на образование и здоровье школьников. Оно включает в себя культурные нормы и пожелания, касающиеся пищи и качества питания, высказываемые школьниками, родителями и школьным персоналом. Ниже представлены различные аспекты благоприятной для здоровья психосоциальной обстановки:

Программы

Ключевой компонент #3: Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков

Многолетнее изучение практического опыта показывает, что эффективные программы просвещения в области питания могут, при относительно низких затратах, изменить форму поведения школьников и тем самым внести вклад в улучшение качества их питания. Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков не просто снабжает учащихся фактами и информацией, а способствует формированию у них установок, системы ценностей и навыков, необходимых для осознанного выбора в пользу здорового образа жизни и для соответствующего практического обучения.

Основная цель школьного медико-санитарного просвещения — помочь учащимся перейти на здоровый образ жизни и создать условия, способствующие укреплению здоровья. Ниже представлены некоторые формы поведения и условия, отождествляемые обычно со здоровым питанием:

Формы поведения: Формы поведения, связанные с питанием, способствующие укреплению здоровья и развитию восприимчивости к учению, а также уменьшению недостаточности питательных веществ:

Условия: Условия, способствующие безопасному здоровому питанию, включают в себя:

Медико-санитарное просвещение в области питания должно уделять внимание пище, ее приготовлению и потреблению, рассматривая его в качестве важного и приносящего удовольствие аспекта человеческой жизни. Такое просвещение должно представлять собой последовательный курс обучения в начальной и средней школе, в котором здоровье рассматривается в его физическом, эмоциональном и социальном аспекте. Данный курс может преподаваться в рамках специального предмета или как часть других школьных дисциплин, а в идеале с использованием обоих этих вариантов.

Для расширения и углубления знаний школьников, выработки у них позитивных установок и развития навыков, позволяющих вести здоровый образ жизни, следует применять такие формы обучения, как лекции, дискуссии, дебаты, ролевые игры и аудиовизуальные средства. Выбор методов обучения должен основываться на способности конкретного метода повлиять на факторы, связанные с поведением в области питания. Например, лекция является эффективным средством для расширения и углубления знаний, но ее эффективность в деле изменения убеждений школьников оказывается гораздо меньшей. При формировании практических навыков более эффективными, чем лекции и дискуссии, являются практические занятия, например, по приготовлению различных видов здоровой пищи.

Программы

Ключевой компонент #4: Услуги в области охраны здоровья в школах

Услуги в области охраны здоровья в школах
Программы охраны здоровья в школах, предусматривающие оказание недорогих услуг в области здравоохранения, являются, как показывают исследования, одним из наиболее экономически эффективных видов государственных инвестиций в охрану общественного здоровья.

Услуги в области охраны здоровья в школах позволяют избежать возникновения условий и проблем, опасных для здоровья, снизить их остроту, осуществлять контроль за соответствующими заболеваниями или их лечение. Школа и местное сообщество должны решить, какие профилактические и лечебные мероприятия лучше всего оказывать в школах; кроме того, они должны избегать дублирования услуг, оказываемых в местных учреждениях и доступных для учащихся и школьного персонала.

Несмотря на то, что не все школы могут позволить себе предоставлять услуги в области охраны здоровья, там, где для этого имеются необходимые ресурсы, следует рассмотреть возможность оказания ряда услуг в области питания:

Услуги в области питания в школах
Школьная столовая является местом, где учащиеся могут на практике реализовать свои познания в области здорового питания. Следовательно, столовая должна предлагать широкий выбор здоровой пищи и ограничивать доступность пищи с низкой питательной ценностью. Питание в школьной столовой должно основываться на национальных и региональных нормативах питания.

Скорее всего, дети, не получающие полноценного питания не будут хорошо учиться в школе, часто будут пропускать занятия и болеть. Таким образом, школы должны предусмотреть различные мероприятия по укреплению здоровья с целью обеспечения полноценного питания школьников. Ниже представлены примеры таких мероприятий:

Читать далее