...

Пищевые продуты и здоровое питание

Что такое здоровое питание?

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества. Это понятие включает в себя:

  • переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру; и
  • недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.

Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико-санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и смерти.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

  • Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки, не взирая на материальное положение их семей и уровень школы. Наоборот, недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве, может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность. Дети, имевшие серьезную недостаточность питательных веществ, получают при тестировании на IQ и знание фактической информации более низкие оценки, чем дети в специально выбранных группах сравнения.
  • Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Они контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющем их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут влиять на соответствующее поведение персонала, учителей, родителей и членов местного сообщества.
  • Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Исследования, проведенные в США и в других странах мира, показали, что тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям. Более того, как свидетельствует анализ эффективности школьных программ питания, в ходе реализации которых повышается доступность продуктов питания при одновременной помощи и просвещении в области питания, наблюдается значительное увеличение роста и/или веса детей, а также в ряде случаев улучшение посещаемости занятий и успеваемости.
  • Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Исследования показали, что по сравнению с другими способами, школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение. Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школах, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ.
  • Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним из наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение и социальные нужды. Улучшение охраны здоровья девочек приведет, в свою очередь, к улучшению здоровья их детей и семей. Многие из проблем, связанных с родами, могут быть в значительной степени решены путем обеспечения адекватного питания на более ранней стадии. Кроме того, оказание помощи в области питания повышает социальное значение женщины, поскольку именно женщина чаще всего готовит пищу для членов семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.
  • Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности. Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
  • Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.

Применение концепций проекта FRESH для улучшения питания и охраны здоровья в школах

Ключевой компонент #1: Школьная политика в области охраны здоровья

Школьная политика в области охраны здоровья представляет собой концепцию, на базе которой школы осуществляют мероприятия по планированию, внедрению и оценке программ, направленных на обеспечение здорового питания школьников. Такая политика должна соответствовать государственным и местным потребностям и стандартам и предусматривать активное участие школьного сообщества. Политика определяет набор школьных правил, касающихся охраны здоровья в целом и питания в частности, и должна:

  1. гарантировать качественное питание и осуществление других мер по укреплению здоровья на всех уровнях школьного образования;
  2. учитывать все виды и аспекты школьной деятельности, в которые необходимо внести изменения для достижения главных целей охраны здоровья и питания, включая:
    • выбор продуктов и обработку пищи
    • учебные программы по питанию и соответствующему просвещению, методики обучения и повышение квалификации учителей
    • доступность безопасной воды и санитарно-технических сооружений, создание приятной обстановки для принятия пищи и другие аспекты физической или психосоциальной обстановки, связанные с приготовлением и принятием пищи; и
  3. включать в себя положения, касающиеся мониторинга и реализации программы.

Ниже представлены конкретные аспекты школьной политики в области питания:

  • Школьники, родители, учителя и другой школьный персонал активно участвуют в работе школьной группы охраны здоровья, связанной с планированием и реализацией мероприятий по содействию охране здоровья и здоровому питанию.
  • Консультативная комиссия сообщества периодически проводит заседания с целью координации усилий школы и сообщества.
  • В школьную учебную программу включается просвещение в области питания, являющееся составной частью общего последовательного курса медико-санитарного просвещения.
  • Учителя и другой школьный персонал проходят обучение в области здорового питания и безопасности пищевых продуктов.
  • Во всех школьных зданиях и во время всех мероприятий предлагают питательные пищевые продукты.
  • Водохозяйственные и санитарно-технические сооружения строятся и обслуживаются так, чтобы продукты, предлагаемые в школе, были чистыми и безопасными для еды.
  • В список услуг по охране здоровья в школе входит проведение медосмотров с целью выявления учащихся, страдающих недостаточностью питательных веществ.

Ключевой компонент #2: Благоприятная для здоровья среда обучения

Обстановка в школе оказывает существенное влияние на эффективность и жизнеспособность мер по охране здоровья и организации здорового питания. Наилучшие результаты достигаются в том случае, когда техническое и психосоциальное окружение в школе способствует усилиям в области охраны здоровья и дополняет их.

 

Техническое окружение

Техническое окружение включает в себя школьное здание, классы, места питания, воду и продукты питания, предлагаемые в школе, а также саму местность, в которой находится школа. Ниже представлены связанные с питанием аспекты технического окружения, благоприятного для здоровья:

  • Санитария: чистая вода, санитарно-технические сооружения и надлежащее удаление отходов.
  • Ассортимент здоровой пищи: полезные для здоровья и высококачественные продукты и питание.
  • Приятная обстановка для приема пищи: достаточно просторная и комфортабельная обстановка для общения во время приема пищи и для получения удовольствия от процесса питания.
  • Сторонние поставщики: поставщики продуктов питания, находящиеся на школьной территории или рядом с ней и предлагающие различные продукты, содействуя тем самым усилиям школы в области охраны здоровья.
  • Специальные сооружения: сооружения, позволяющие осуществлять практическую деятельность, связанную с питанием, например, приготовление пищи, эксперименты с продуктами и выращивание продуктов.

Услуги в области питания и безопасность продуктов – ключевые факторы для создания благоприятной для здоровья физической обстановки в школе. Кроме того, школьные услуги в области питания наряду с соответствующим просвещением в школе усиливают воздействие информации о необходимости здорового питания.

 

Психосоциальное окружение

К психосоциальному окружению относятся социально-бытовые и психологические условия, влияющие на образование и здоровье школьников. Оно включает в себя культурные нормы и пожелания, касающиеся пищи и качества питания, высказываемые школьниками, родителями и школьным персоналом. Ниже представлены различные аспекты благоприятной для здоровья психосоциальной обстановки:

  • Поддержка: Обстановка должна способствовать формированию полезных для здоровья взглядов и соответствующим действиям школьного сообщества и должна поддерживать другие усилия в области охраны здоровья в школе.
  • Пример учителей: Учителя играют важную роль, являясь положительным примером для школьников и их наставниками. Питаясь с пользой для здоровья, они способствуют формированию у школьников здорового образа жизни.
  • Поддержка сверстников: Учащиеся могут обеспечить поддержку сверстникам, давая им рекомендации и постоянно напоминая о важности здорового питания.

Ключевой компонент #3: Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков

Многолетнее изучение практического опыта показывает, что эффективные программы просвещения в области питания могут, при относительно низких затратах, изменить форму поведения школьников и тем самым внести вклад в улучшение качества их питания. Медико-санитарное просвещение на основе развития практических навыков не просто снабжает учащихся фактами и информацией, а способствует формированию у них установок, системы ценностей и навыков, необходимых для осознанного выбора в пользу здорового образа жизни и для соответствующего практического обучения.

Основная цель школьного медико-санитарного просвещения – помочь учащимся перейти на здоровый образ жизни и создать условия, способствующие укреплению здоровья. Ниже представлены некоторые формы поведения и условия, отождествляемые обычно со здоровым питанием:

Формы поведения: Формы поведения, связанные с питанием, способствующие укреплению здоровья и развитию восприимчивости к учению, а также уменьшению недостаточности питательных веществ:

  • Употребление в пищу главным образом злаковых/хлебных продуктов, овощей и фруктов
  • Выбор в пользу продуктов из цельного зерна и свежих продуктов
  • Употребление в пищу продуктов, содержащих важные витамины и минералы, например, витамин А, витамин С, железо и йод
  • Умеренное потребление сахара, жиров и соли
  • Диета с низким содержанием жиров
  • Употребление безопасной воды в количествах, необходимых для здоровья и утоления жажды
  • Обязательное вскармливание грудью младенцев до четырех- – шестимесячного возраста

Условия: Условия, способствующие безопасному здоровому питанию, включают в себя:

  • Доступность безопасной воды и удаление отходов
  • Доступ к дешевой здоровой пище
  • Общественная поддержка здорового питания

Медико-санитарное просвещение в области питания должно уделять внимание пище, ее приготовлению и потреблению, рассматривая его в качестве важного и приносящего удовольствие аспекта человеческой жизни. Такое просвещение должно представлять собой последовательный курс обучения в начальной и средней школе, в котором здоровье рассматривается в его физическом, эмоциональном и социальном аспекте. Данный курс может преподаваться в рамках специального предмета или как часть других школьных дисциплин, а в идеале с использованием обоих этих вариантов.

Для расширения и углубления знаний школьников, выработки у них позитивных установок и развития навыков, позволяющих вести здоровый образ жизни, следует применять такие формы обучения, как лекции, дискуссии, дебаты, ролевые игры и аудиовизуальные средства. Выбор методов обучения должен основываться на способности конкретного метода повлиять на факторы, связанные с поведением в области питания. Например, лекция является эффективным средством для расширения и углубления знаний, но ее эффективность в деле изменения убеждений школьников оказывается гораздо меньшей. При формировании практических навыков более эффективными, чем лекции и дискуссии, являются практические занятия, например, по приготовлению различных видов здоровой пищи.

Ключевой компонент #4: Услуги в области охраны здоровья в школах

Услуги в области охраны здоровья в школах

Программы охраны здоровья в школах, предусматривающие оказание недорогих услуг в области здравоохранения, являются, как показывают исследования, одним из наиболее экономически эффективных видов государственных инвестиций в охрану общественного здоровья.

Услуги в области охраны здоровья в школах позволяют избежать возникновения условий и проблем, опасных для здоровья, снизить их остроту, осуществлять контроль за соответствующими заболеваниями или их лечение. Школа и местное сообщество должны решить, какие профилактические и лечебные мероприятия лучше всего оказывать в школах; кроме того, они должны избегать дублирования услуг, оказываемых в местных учреждениях и доступных для учащихся и школьного персонала.

Несмотря на то, что не все школы могут позволить себе предоставлять услуги в области охраны здоровья, там, где для этого имеются необходимые ресурсы, следует рассмотреть возможность оказания ряда услуг в области питания:

  • Обследование/Диагностика: Обследования могут включать в себя опросы, касающиеся потребления пищи, измерения массы тела и роста и анализы крови. На основании этих обследований можно оценить состояние здоровья и качество питания, включая выявление недостаточности питательных веществ, дефицита микроэлементов и признаков хронических заболеваний.
  • Лечение/Направление на лечение: На основании результатов обследования школы должны принимать меры по решению важных проблем, связанных со здоровьем. Если школа предлагает программы питания, снабжения микроэлементами, дегельминтизации или программы оказания консультационной помощи, следует просто согласовать с родителями, учащимися и другим школьным персоналом набор услуг по лечению и реализовать их. Если проблемы со здоровьем не удается решить на месте, школы должны быть готовы направить школьников (и персонал) в медико-санитарные и другие социальные учреждения сообщества. Для организации эффективных услуг по направлению нуждающихся в такие учреждения, школам необходимо наладить связи с этими учреждениями, обладать информацией об оказываемых ими услугах, качестве этих услуг, местонахождении учреждений, действующих расценках, часах работы, контактных данных и т.д. на текущий момент, а также узнавать (у клиента и/или в учреждении), удалось ли решить проблему.

Услуги в области питания в школах

Школьная столовая является местом, где учащиеся могут на практике реализовать свои познания в области здорового питания. Следовательно, столовая должна предлагать широкий выбор здоровой пищи и ограничивать доступность пищи с низкой питательной ценностью. Питание в школьной столовой должно основываться на национальных и региональных нормативах питания.

Скорее всего, дети, не получающие полноценного питания не будут хорошо учиться в школе, часто будут пропускать занятия и болеть. Таким образом, школы должны предусмотреть различные мероприятия по укреплению здоровья с целью обеспечения полноценного питания школьников. Ниже представлены примеры таких мероприятий:

  • Снабжение микроэлементами: Школы могут организовать снабжение отдельных школьников, которым с высокой степенью вероятности угрожают болезни, вызываемые недостатком питательных веществ, микроэлементами, в дополнение к обычному питанию. Среди этих элементов могут быть витамин А для предупреждения слепоты, железо в таблетках для предотвращения анемии и йодированное масло или соль для профилактики заболеваний щитовидной железы и предотвращения задержки в умственном развитии. Существуют надежные доказательства эффективности этих программ в деле повышения успеваемости школьников и в снижении уровня заболеваемости, инвалидности и смертности.
  • Программы питания: Соответствующие мероприятия включают в себя предоставление завтрака, обеда и/или легкой закуски по низким ценам или бесплатно. Цель этих мероприятий – повышение доступности продуктов питания при одновременном обеспечении здорового питания путем предоставления пищевых калорий, белков и микроэлементов школьникам, не имеющим полноценного питания. Как показывают исследования, реализация программ питания приводит к увеличению веса школьников, а в ряде случаев к росту посещаемости занятий и к повышению уровня овладения знаниями.
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий