...

Школьные мероприятия по дегельминтизации: обзор

Описание программы:

Всемирная продовольственная программа помогает странам по всему миру в разработке и реализации программ школьного питания. В связи с тем, что гельминтозы сводят на нет положительный эффект от реализации программ школьного питания, организация во всех своих проектах поддерживает проведение мероприятий по дегельминтизации и усовершенствованию школьных водохозяйственных и санитарно-технических сооружений. Настоящий обзор посвящен причинам и способам осуществления школьных мероприятий по дегельминтизации.

Информация, включенная в данную программу, адаптирована Отделом ЮНЕСКО по продвижению качественного образования на основе следующей публикации:

ВПП/ЮНЕСКО/ВОЗ 1999. Руководство по школьному питанию. Рим: Всемирная продовольственная программа. (WFP/UNESCO/WHO 1999. School Feeding Handbook. Rome: World Feeding Programme.)

Описание документа:

Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #4 концепции FRESH эффективной охраны здоровья в школах: услуги в области охраны здоровья в школах. Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов концепции.

ГЕМЬМИНТОЗЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И УЧЕБУ

Высокая распространенность кишечных паразитарных инфекций тесно связана с бедностью и с плохой гигиеной окружающей среды, признаками которой являются:

  1. отсутствие безопасного для здоровья водоснабжения
  2. загрязнение окружающей среды человеческими испражнениями,
  3. отсутствие обуви;
  4. плохая гигиена окружающей среды и личная гигиена.

В долгосрочном плане гельминтозы повышают уязвимость человека к другим инфекциям, снижают способность к обучению и замедляют рост детей.

Кишечные паразитарные инфекции негативно влияют на состояние здоровья значительной части детей школьного возраста в развивающихся странах, приводя к общему дискомфорту и вызывая тяжелые симптомы, такие как боль в животе, тошноту и кашель. Эти симптомы тесно связаны с «интенсивностью кишечных паразитарных инфекций» (обычно называемой «гельминтной нагрузкой»): чем выше гельминтная нагрузка, тем тяжелее симптомы.

Кроме того, гельминтозы, вызываемые анкилостомами, приводят к потери крови, поскольку эти гельминты сосут кровь из стенок кишечника. Это может вызывать железодефицитную анемию, снижение работоспособности и ухудшение физического состояния.

Для школьников характерны высокоинтенсивные инфекции, вызываемые круглыми глистами (Ascaris lumbricoides), анкилостомами (Ancylostoma duodenale and Necator americanus) и власоглавами (Trichuris trichiuria). Таким образом, лечение именно этой возрастной группы – легкий доступ к которой предоставляет школьная система – позволяет добиться максимального улучшения состояния здоровья и успеваемости.

Положительный эффект после проведения лечения гельминтозов у школьников

Улучшение состояния здоровья и питания:

  • В Занзибаре тяжело инфицированные школьники, живущие в районах с высокой распространенностью инфекции, проходили курс лечения мебендазолом три раза в год. Как показали исследования, лечение позволяет спасать ежегодно четверть литра крови на одного ребенка при затратах, составляющих всего 15 (I S US cents) центов США в год на ребенка (а именно 5 центов США на курс лечения, включая стоимость таблетки, составляющую 3 цента США, и стоимость доставки лекарства, равную примерно 2 центам США).
  • Дегельминтизация приводит к резкому увеличению роста детей. В одном случае в Кении излечившийся от гельминтоза школьник в течение четырех месяцев после прохождения курса лечения вырос на один сантиметр больше, чем школьники, получавшие плацебо[i].

Улучшение успеваемости:

В недавних исследованиях высказывается предположение, что кишечные паразитарные инфекции негативно влияют на когнитивные функции школьников.[ii]  Исследование, проведенное в Ямайке, выявило значительное улучшение кратковременной памяти детей с тяжелой формой инфекции спустя девять недель после лечения.[iii]

2. ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЕГЕЛЬМИНТИЗАЦИИ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует химиотерапию в качестве доступной и экономически эффективной стратегии борьбы с гельминтозами у детей школьного возраста, вызываемыми круглыми глистами, власоглавами и анкилостомами.

Периодически осуществляемый курс дегельминтизации представляет собой доступное и экономически эффективное непродолжительное мероприятие, позволяющее контролировать распространенность кишечных паразитарных инфекций.

Лечение однократной дозой мебендазола (500 мг) или альбендазола (400 мг), принимаемых перорально, эффективно, безопасно и недорого. Непосредственное преимущество химиотерапии – снятие гельминтной нагрузки, что немедленно облегчает симптомы и снижает распространенность инфекции. Кроме того, ВОЗ рекомендует в качестве важных стратегий контроля за инфекционными заболеваниями улучшенные санитарно-технические сооружения и безопасное водоснабжение, а также медико-санитарное просвещение по профилактике кишечных паразитарных инфекций.

Если, согласно исследованиям, распространенность кишечных паразитарных инфекций среди школьников превышает 50%, рекомендуется курс лечения без предварительного обследования, что более выгодно с точки зрения экономической эффективности и транспортных расходов.

Интервал между курсами лечения определяется с учетом эпидемиологических, фармакологических и социально-экономических факторов. С точки зрения эпидемиологии, ключевое значение имеют частота и сезонные колебания распространенности инфекции. В идеальном случае курс лечения следует начинать вскоре после окончания сезона максимальной распространенности инфекции. Согласно исследованию, проведенному Азиатской организацией по контролю за паразитарными инфекциями (APCO), соответствующий курс химиотерапии должен проводиться два раза в год при распространенности инфекции ниже 50% и три раза в год, если данный показатель превышает 50%. Необходимо подчеркнуть, что решение по интервалам между курсами лечения следует принимать с учетом местных условий[iv].

Курс химиотерапии следует проводить три раза в год, если распространенность инфекции превышает 50%, или реже с учетом местных условий.

3. ИНТЕГРИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕГЕЛЬМИНТИЗАЦИИ В ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

3.1 Стратегия

В случае подтверждения высокой распространенности кишечных паразитарных инфекций среди школьников, необходимо перед разработкой школьной программы дегельминтизации ответить на следующие вопросы:

  • Какова политика правительства, касающаяся школьной дегельминтизации и привлечения учителей к раздаче лекарств?
  • Существует ли рабочая государственная программа по контролю за кишечными паразитарными инфекциями? Если существует, каковы ее задачи, стратегия (интервал между курсами лечения, используемые лекарства, канал – на базе лечебного учреждения и/или школы?) и географический охват?
  • Каковы возможности государственных учреждений по диагностике паразитарных инфекций? Имеются ли обученный лабораторный технический персонал и основные доступные средства диагностики?

Когда следует осуществлять мероприятия в рамках школьной дегельминтизации?

Даже если распространенность кишечных паразитов превышает 50%, потребность в диагностике инфекций минимальна и в индивидуальном обследовании перед прохождением курса лечения нет необходимости. Изменения интенсивности и распространенности кишечных паразитарных инфекций необходимо регистрировать документально, проводя периодические мелкомасштабные паразитологические исследования для ответа на следующие вопросы: a) следует ли продолжать осуществление мероприятий по дегельминтизации и b) следует ли изменить частоту курса лечения (то есть проводить курс вместо двух три раза в год или наоборот).

3.2 Задачи школьной программы дегельминтизации

Цель дегельминтизации – снижение интенсивности и распространенности кишечных паразитарных инфекций у детей для поддержки позитивного воздействия программы школьного питания на успеваемость и состояние питания школьников.

3.3 Требования по обучению

Для назначенных работников министерств здравоохранения и образования необходимо проводить однодневные учебные семинары. На этих семинарах рассматриваются следующие вопросы: a) негативное воздействие кишечных паразитов на состояние здоровья и успеваемость; b) основания для реализации школьной программы дегельминтизации; c) характеристики лекарственного препарата и схема лечения; и d) профилактика кишечных паразитарных инфекций путем усовершенствования водохозяйственных и санитарно-технических сооружений и формирования навыков гигиены.

В состав выбранного персонала могут входить: по одному учителю от каждой школы (желательно учитель, отвечающий за медико-санитарное просвещение) и один человек из сектора здравоохранения на местном уровне. Работники системы здравоохранения контролируют распределение лекарств. Учителя, обученные раздаче лекарств, отвечают за проведение учебных занятий по медико-санитарному просвещению в дни лечения.

3.4 Механизм раздачи лекарств

Рекомендуемая частота осуществления курса дегельминтизации от двух до трех раз в год с помощью однократной дозы антигельминтика; 400 мг альбендазола, 500 мг мебендазола, пирантел (жевательная таблетка 250 мг, дозировка 10 мг/кг при однократном приеме) или левамизол (жевательная таблетка 40 мг, дозировка 2,5 мг/кг при однократном приеме). Альбендазол наиболее эффективен при инфицировании анкилостомами, которые являются одной из важных причин анемии. Антигельминтики хранятся и распределяются с помощью поддерживаемой ВПП программы школьного питания. Лекарства должны поставляться в школы вместе с продуктами питания. Учителя раздают лекарства детям в специальные лечебные дни. Другие дети, присутствующие в школе в день раздачи, также могут пройти курс лечения.

Стоимость одной таблетки антигельминтика (например, альбендазола) лежит в диапазоне от 3 до 5 центов США (включая доставку).

3.5 Контроль и оценка

Необходимо собрать данные по охвату инфицированных школьников программой дегельминтизации. Изменение распространенности и интенсивности кишечных паразитарных инфекций и других показателей (например, состояния питания) регистрируется Министерством здравоохранения, которое направляет поступившие отчеты в ВПП для информирования.

Система отчетности должна ориентироваться на решение организационных задач, позволяя руководителям программы выявить существующие проблемы и принять меры по их решению. В каждой школе, охватываемой программой, отчет составляется опытным учителем, отвечающим за раздачу лекарств детям.


[i]  Стефенсон Л.С. и др. После курса лечения альбендазолом один или два раза в год кенийские школьники, инфицированные алкилостомой Trichuris trichiura и Ascaris lumbricoides, быстрее прибавляют в весе. Journal of Nutrition,  1993, 123: 1036-46. (Stephenson LS et al. Weight gain of Kenyan school children infected with hookworm, Trichuris trichiura and Ascaris lumbricoides is improved following once- or twice-yearly treatment with albendazole. Journal of Nutrition, 1993, 123: 1036-46.) [ii]  Ноукс К и Банди. Влияет ли гельминтоз на умственную деятельность и успеваемость? Parasitology Today, 1994, 10 (1): 14-18. (Nokes C and Bundy DAP. Does helminth infection affect mental processing and educational achievements? Parasitology Today, 1994, 10 (1): 14-18.) [iii]  Ноукс К и др. Паразитарный гельминтоз и когнитивные функции  школьников. Proceedings of the Royal Society of London, 1992, 247: 77-81. (Nokes C et al. Parasitic helminth infection and cognitive functions in school children. Proceedings of the Royal Society of London, 1992, 247: 77-81.) [iv] Отчет о неформальных консультациях по использованию химиотерапии для контроля  за распространенностью среди людей инфекций, вызываемых передающимися через почву гельминтами. Всемирная организация здравоохранения, Женева 29 апреля – 1 мая 1996. (Report of the Informal Consultation on the Use of Chemotherapy for the Control of Morbidity due to Soil-Transmitted Nematodes in Humans. World Health Organization, Geneva 29 April-1 May 1996.)

Савиоли Л. и др. Осторожно, гельминты: Новое в использовании антигельминтной химиотерапии. Parasitology Today, 1997. (Saviioli, L. et al. Intestinal Worms Beware: Developments in the Use of Anthelminthic Chemotherapy. Parasitology Today, 1997.)

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий