...

Выработка политики в области охраны здоровья в школах:

Описание программы:

Настоящая программа предназначена для лиц, участвующих в выработке политики, связанной с охраной здоровья в школах. Оно может быть использовано для определения круга проблем, по которым должна вырабатываться такая политика с целью удовлетворения потребностей данной школы (или района), а также для получения консультаций экспертов и разработки соответствующего содержания. Программа, разработанная вначале для педиатров, участвующих в программах школьного здравоохранения, напоминает нам о том, что специалисты в области охраны здоровья являются важными и ценными партнерами не только благодаря их способности оказывать конкретные медицинские услуги, но и в связи с тем, что они могут выступать в роли консультантов в отдельных областях политики охраны здоровья и медико-санитарного просвещения. Настоящая программа особенно полезна для лиц, отвечающих за принятие политических решений, при ее совместном использовании с результатами недавно проведенной (или обновленной) оценки нужд местного сообщества и примерами существующей политики в области охраны здоровья.

Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics), 1997. Охрана здоровья в школе: Подготовка руководителей. (School Health: Train the Trainers). Доступна на Веб-сайте организации, посвященном охране здоровья в школах (http://www.schoolhealth.org) по адресу

http://www.schoolhealth.org/trnthtrn/trainmn.html

 

Описание документа:

Составленный по результатам Конференции по вопросам обучения руководителей в области охраны здоровья в школах (School Health Leadership Training Conference), организованной Американской академией педиатрии  в 1997 году, этот документ должен стимулировать педиатров и помочь им в деле поддержки местных школьных здравоохранительных программ.

Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #1 проекта FRESH эффективного школьного здравоохранения: политика в области охраны здоровья в школах.  Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов проекта.

Политика представляет собой основу для достижения целей и решения задач, сформулированных в общей программе школьного здравоохранения. Направления политики должны охватывать все проблемы, выявленные в результате оценки потребностей сообщества (community needs assessment) и влияющие на здоровье (физическое и психосоциальное) учащихся и персонала школы. При плодотворной совместной работе отдельных лиц, в том числе школьного персонала, учащихся, родителей, лидеров сообщества и экспертов, по определению содержания политики сам процесс обсуждения способствует нахождению консенсуса и поддержке деятельности в рамках программы школьного здравоохранения. Используйте представленную ниже информацию для оценки адекватности политики вашей школы и для определения путей совершенствования этой политики.

Этап 
1: 

 

 

 

Что необходимо учесть в политике школьного здравоохранения

 

Политика может охватывать одну из представленных ниже проблем или все эти проблемы.

(üüü Отметьте галочкой все проблемы, которые должны учитываться в политике вашей школы. Обведите в кружочек те из них, которые в настоящее не находят адекватного отражения в политике.)

 

  • q Права, дискриминация и вопросы пола, например:

 

  • – дискриминация, связанная с различиями в религии, принадлежностью к определенной касте или с этническим происхождением
  • – притеснения и насилие на сексуальной почве
  • – увеличение сроков образования для беременных учащихся и учащихся, воспитывающих детей
  • – набор работников и обучение школьников, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом

 

  • q Занятия с особыми категориями учащихся, например:

 

  • – специальные услуги в области образования
  • – образование и услуги (например, развитие речи, трудовая и физическая терапия, консультации и др.) для учащихся с инвалидностью
  • – образование для беременных подростков или подростков, воспитывающих детей

 

  • q Экологические проблемы, например:

 

  • – водохозяйственные и санитарно-гигиенические сооружения
  • – условия питания
  • – безопасность школьных зданий и площадок
  • – отсутствие токсичных веществ (асбест, свинец и т.д.)
  • – доступность для учащихся с ограниченными возможностями

 

  • q Программы медико-санитарного просвещения, например:
  • – требования к учащимся
  • – обучение и выдача соответствующих удостоверений учителям
  • – содержание учебной программы

 

  • q Усилия в рамках школы/сообщества по решению важных проблем, связанных с охраной здоровья, например:

 

  • – Сокращение потребления наркотиков, алкогольных и табачных изделий
  • – Повышение физической активности
  • – Уменьшение темпов распространения ВИЧ-инфекции и других видов инфекции, передаваемых половым путем, и борьба с дискриминацией больных СПИДом
  • – Неумышленные травмы и насилие

 

  • q Программы школьного питания
  • q Услуги в области здравоохранения, например:

 

  • – требования по вакцинации
  • – наблюдение за здоровьем
  • – отчеты о состоянии здоровья
  • – диагностика и профилактика заразных болезней
  • – медицинское лечение гельминтозов, дефицита микроэлементов и других болезней
  • – ВИЧ-инфекция
  • – аттестация медико-санитарных учреждений

 

  • q Меры по оказанию неотложной помощи и связанная с этим ответственность

 

 

Скоординированные школьные здравоохранительные программы чаще всего включают следующие восемь компонентов:

(В отведенных местах напишите, какие направления политики реализуются в вашей школе по каждому из указанных пунктов.)

 

  • 1. Медико-санитарное просвещение (спланированная последовательная программа, охватывающая физические, психические, эмоциональные и социальные аспекты охраны здоровья)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

  • 2. Физическое воспитание (спланированная последовательная программа, способствующая физическому здоровью и включающая виды деятельности, которыми могут заниматься учащиеся на протяжении всей жизни)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

  • 3. Услуги в области школьного здравоохранения (профилактика болезней и принятие мер на ранней стадии, неотложная помощь, направление в медико-санитарные учреждения района и ведение детей с хроническими заболеваниями)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

  • 4. Услуги в области питания (питательные и вкусные продукты, окружающая среда, способствующая богатому выбору полезных продуктов, поддержка просвещения в области питания)

 

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

  • 5. Безопасная обстановка в школе (включая физический и психосоциальный климат в школе)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

  • 6. Консультации, услуги в области психологии и социальные услуги (связь с отдельными людьми, группами и системами, включая посещение детей в школе и направление их в местные медико-санитарные учреждения)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

  • 7. Содействие охране здоровья персонала (медицинский осмотр, просвещение и физическая деятельность для преподавательского состава и персонала, что поможет персоналу продемонстрировать приверженность охране здоровья и стать положительным примером для школьников)

 

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

  • 8. Привлечение родителей и местного сообщества (широкий спектр ресурсов и поддержка, улучшающая здоровье и самочувствие учащихся)

 

Комментарий: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

Политика в области охраны здоровья в школе часто связана с такими аспектами как:
  • Проверка проведения вакцинации

 

  • Наблюдение за здоровьем и периодический медосмотр с направлением в медицинские учреждения и заключением (включая медицинское обследование с точки зрения возможности занятий спортом)

 

  • Диагностика и профилактика заразных заболеваний

 

  • Назначение лекарств, выдаваемых по рецептам и находящихся в свободной продаже

 

  • Ведение медицинских карт школьников

 

  • Обеспечение персоналом медико-санитарных учреждений

 

  • Охрана здоровья и безопасность в аспекте окружающей среды

 

  • Меры по оказанию неотложной помощи и ответственность

Вопросы, связанные с услугами по охране здоровья, для решения которых может потребоваться выработка или пересмотр политики:

 

  • Квалификация персонала, оказывающего медико-санитарную помощь, наблюдение и контроль за такой помощью.

 

  • Конфиденциальность информации о здоровье и доступ к медицинским картам.

 

  • Направление на лечение, особенно учащихся со сложными медицинскими показаниями.

 

На что еще следует обратить внимание при выработке политики в области охраны здоровья в вашей школе?

 

  • 1. __________________

__________________

  • 2. __________________

__________________

  • 3. __________________

__________________

  • 4. __________________

__________________

  • 5. __________________

__________________

  • 6. __________________

__________________

  • 7. __________________

__________________

  • 8. __________________

__________________

__________________

 

 

 

 

Этапп 
2: 

Как выработать политику

 

Обзор существующих в настоящее время направлений политики.

 

  • Возможность получения документов от руководителя школы, департамента образования или других местных органов власти, отвечающих за образование.

 

  • Направление запросов в другие организации, оказывающие услуги в области охраны здоровья детей и подростков сообщества, с целью ознакомления с направлениями их политики.

 

 

Составление списка обязанностей и ответственности лиц, участвующих в реализации и поддержке политики в области школьного здравоохранения. Например:

 

  • Школьный совет или другие органы власти, отвечающие за образование

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

  • Школьный медицинский консультант или врач

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

  • Специальный школьный персонал

Кто: ________________________________________________________________

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

Кто: ________________________________________________________________

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

  • Другие важные лица

Кто: ________________________________________________________________

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

Кто: ________________________________________________________________

Обязанности/ответственность: __________________________________________

____________________________________________________________________

 

Составление списка других ключевых фигур для совместной с ними работы по планированию или пересмотру политики в области школьного здравоохранения. Например:

 

  • Старшая школьная медсестра или координатор деятельности медико-санитарных учреждений.

 

  • Председатель школьного совета по здравоохранению (если имеется).

 

  • Другой школьный персонал (например, руководители школы, учитель (или учителя), ответственный за медико-санитарное просвещение, физическую культуру или специальное образование; школьный персонал, ответственный за обслуживание или безопасность оборудования).

 

  • Родители.

 

  • Учащиеся.

 

  • Организации района, оказывающие услуги в области здравоохранения школьникам.

 

  • Ресурсы района: лица, обладающие опытом в разработке политики в области здравоохранения (например, районные или региональные органы народного образования, юрисконсульты школьных советов, представители союза учителей, персонал местного департамента здравоохранения или школьный врач, медсестра или координатор услуг в области здравоохранения из соседнего района).

 

  • Государственные ресурсы: школьная медицинская сестра – консультант, государственные агентства по образованию и здравоохранению; и государственные ассоциации школьных советов, руководителей школ, школьных медсестер, школьных учителей или директоров специальных образовательных учреждений.

 

 

Сбор информации, касающейся стандартов, установленных или рекомендованных правовыми документами, профессиональными организациями и ассоциациями, экспертными группами и группами поддержки и социологами.

 

  • Существуют национальные, государственные и местные законы, влияющие на политику в области школьного здравоохранения (например, государственные законы в области образования, государственная система выдачи лицензий или сертификатов лицам, осуществляющим медицинское обслуживание, законы, регулирующие распределение лекарств в школах, законы, касающиеся лиц с ограниченной трудоспособностью и т.д.)

 

  • Национальные, государственные и местные стандарты или оптимальные практические способы реализации скоординированной программы школьного здравоохранения охватывают широкий спектр знаний и навыков в области:

 

  • – Медико-санитарного просвещения: составляющие курса обучения, квалификация персонала.
  • – Услуг по охране здоровья: обязанности и квалификация, обслуживание конкретных потребностей учащихся с проблемами со здоровьем, уровень медицинской помощи (медосмотр, принятие мер, направление в медицинское учреждение и заключение).
  • – Безопасной и полезной для здоровья обстановки в школе: физический и социально-эмоциональный климат.
  • – Физического воспитания и занятий спортом: укрепление физического здоровья.
  • – Питания: доступ к питательным продуктам и классный инструктаж по выбору продуктов питания.
  • – Содействия охране здоровья персонала: положительный пример для школьников.
  • – Консультации, услуги в области психологии и социальные услуги: медосмотр, принятие мер и направление в медицинское учреждение.
  • – Вовлечение родителей и местного сообщества: ресурсы для улучшения здоровья учащихся.

 

  • Руководство для действий на местном уровне, касающееся конкретных вопросов и проблем.

 

 

Резюме

 

В целом, практические действия в области школьного здравоохранения являются лишь отражением политики, в рамках которой они осуществляются. Разумная политика, добросовестно претворяемая в жизнь, является фундаментом, на котором возводится здание охраны здоровья и создаются благоприятные для ребенка условия обучения. Она обеспечивает соответствие результатов медико-санитарного просвещения его целям и задачам, а также использование ограниченных школьных ресурсов самым оптимальным образом с целью решения наиболее важных проблем, связанных с охраной здоровья и затрудняющих процесс обучения школьников в конкретном районе. Поэтому время, потраченное на разработку правильной политики, окупится сторицей. Кроме того, это требует согласованных усилий всех объектов этой политики – включая школьный персонал, учащихся и их семей – для того чтобы удовлетворение их потребностей также стало целью политики. Усилия же признанных экспертов в области образования, здравоохранения и других секторов приведут к выработке согласованных стандартов, которые, как показывают исследования и практический опыт, позволяют получить наилучшие результаты.

 

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий