- Описание программы:
- Вода и гигиена
- Стратегия
- Обеспечение требуемого количества воды и ее хранения
- Обеспечение школьников и учителей достаточным количеством правильно расположенных туалетов
- Замечание по туалетам типа VIP:
- Обеспечение в школе и учебных помещениях чистоты и гигиены
- Контрольный лист
- Вопросы общего характера:
- 2.Вода:
- 3.Гигиена
- 4.Удаление твердых отходов
- 5.Трансмиссивные болезни
Описание программы:
Interagency Network for Education in Emergencies (INEE)/Межведомственная группа по организации и осуществлению образовательного процесса в чрезвычайных ситуациях
http://www.ineesite.org/school/water.asp
Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #2 проекта FRESH по эффективной охране здоровья в школах: вода, гигиена и окружающая среда. Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов проекта.
Вода и гигиена
В районах кризисных ситуаций основной причиной смертности обычно являются нехватка воды и санитарно-гигиенических сооружений. Следовательно, для обеспечения охраны здоровья учащихся и персонала все школы и образовательные учреждения должны располагать требуемым количеством безопасной воды, а также соответствующими санитарно-гигиеническими сооружениями.
Стратегия
Обеспечение требуемого количества воды и ее хранения
Чистой воды должно быть достаточно для удовлетворения различных потребностей школьников и персонала, в том числе для питья, мытья рук, приготовления пищи и уборки. Для школ, где реализуются программы питания школьников, Всемирная продовольственная программа (ВПП) установила минимально допустимое дневное количество воды на одного учащегося, равное 5 литрам, причем только в неблагоприятных ситуациях и на ограниченное время. Резервуары для хранения воды следует регулярно чистить и проверять, чтобы вода была безопасной для питья. В некоторых случаях может потребоваться помощь необразовательных организаций для очистки существующего колодца, строительства нового колодца или системы сбора дождевой воды.
Обеспечение школьников и учителей достаточным количеством правильно расположенных туалетов
Замечание по туалетам типа VIP:Более дорогостоящие туалеты типа VIP обладают важным преимуществом перед обычными уборными с выгребными ямами, поскольку они предотвращают распространение мухами возбудителей инфекций. Туалет VIP состоит из ямы, накрытой плитой с отверстием, расположенной в полутемном здании, из которой через плиту и крышу здания выходит вентиляционная труба, на 0,5 метра поднимающаяся над крышей. Если в туалете темно, мухи летят на свет по вентиляционной трубе. На конце трубы установлена сетка, которая не позволяет мухам вылетать из туалета и распространять возбудителей инфекций. |
Туалеты должны находиться по меньшей мере в 50 метрах от школы и в 30 метрах от какого-либо водного источника. В идеальном случае строятся туалеты типа VIP (Вентилируемый туалет улучшенного типа) и/или туалеты с древесной золой для борьбы с размножением мух. Необходимо наличие адекватных туалетов для мальчиков и девочек и для учителей, а также туалетов, доступных для маленьких детей и детей-инвалидов. Рядом с туалетами размещаются умывальники с мыльной водой (например, один измельченный кусок мыла растворяется в ведре или резервуаре с водой, в нижней части которого находится кран или задвижка). Согласно нормам, разработанным ВПП, одна туалетная кабина необходима на каждые 25 девочек и на каждые 100 мальчиков, и один писсуар необходим на каждые 40-60 мальчиков.
Обеспечение в школе и учебных помещениях чистоты и гигиены
Для ограничения распространения трансмиссивных болезней внутри и снаружи школ и учебных помещений должны поддерживаться чистота и порядок. Это необходимо не только по соображениям охраны здоровья, но также и для улучшения психосоциальной обстановки в школе. Классы, залы, коридоры и туалеты следует убирать ежедневно. Мусор и отходы удаляются со школьной территории или собираются, сбрасываются в мусоросборник и сжигаются. Во избежание распространения болезней на кухне, в местах приема пищи и в туалетах устанавливается оборудование для мытья рук. Школьная деятельность в области гигиены должна дополняться проведением кампаний в области медико-санитарного просвещения, цель которых не только формирование у учащихся соответствующего поведения, но и контроль за обстановкой в школе со стороны школьников, школьной администрации, учителей и родителей. Для осуществления необходимых мероприятий необходимо наличие в школе метел, лопат, ведер, чистящих средств, кос/мачете и т.д.
Контрольный лист
Вопросы общего характера:
1.1 Каковы основные проблемы в области охраны здоровья в регионе?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.2 Какие из этих проблем наиболее распространены среди учащихся/персонала школы?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.3 Установлена ли связь с экспертами необразовательной сферы для решения проблем с водой, гигиеной и медико-санитарным просвещением в школе?
___Да. С кем? ______________________________________________________________
___ Нет. К кому можно обратиться? ___________________________________________
2.Вода:
2.1 Откуда берется вода для школьного водоснабжения?
c Подземные воды (выкопанный колодец, скважина, родник)
2.1.a Чистый ли колодец? ___Да ___Нет
c Сбор дождевых вод
2.1.b Чистый ли резервуар для хранения? ___Да ___Нет
2.1.c Очищается ли вода? ___Да ___Нет
cПоверхностные воды (реки, озера) без обработки представляют основную угрозу для здоровья
2.2 Каково качество воды? ___________________________________________________
2.3 Кто его тестирует? ______________________________________________________
2.4 Как часто? _____________________________________________________________
2.5 Необходима ли очистка? ___Да ___Нет
2.5.a Проводится ли очистка? ___Да ___Нет
2.5.b Как часто? _________________________________________________________
2.6 Достаточно ли воды? ___Да ___Нет
2.7 Доступна ли вода в течение всего времени школьного обучения? ___Да ___Нет
2.8 Каков уровень поверхностных вод? ________________________________________
- 2.9 Меняется ли количество имеющейся воды на протяжении школьного года? Т.е. сухой сезон/дождливый сезон? ___Да ___Нет
3.Гигиена
- 3.1 Принятый способ дефекации?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- 3.2 Достаточно ли туалетов для учителей и школьников?
(См. приведенные выше нормативы ВПП) ___Да ___Нет
3.3 Знакомы ли люди с устройством и правилами использования туалетов? ___Да ___Нет
3.4 Какие типы туалетов имеются? Дефекация на открытом месте недопустима
c Уборные с выгребной ямой
3.4.a Имеется ли перекрытие? ___Да ___Нет
3.4.b Используется ли древесная зола для отпугивания мух? ___Да ___Нет
c Туалет VIP (Вентилируемый туалет улучшенного типа)
c Туалет со смывом
3.5 Расположены ли туалеты по меньшей мере в 30 метрах от источника питьевой воды? ___Да ___Нет
3.6 Подходят ли туалеты как для младших, так и для старших школьников? ___Да ___Нет
- 3.7 Имеются ли раздельные туалеты для учащихся и учителей мужского и женского пола? ___Да ___Нет
3.8 Могут ли пользоваться туалетами лица с инвалидностью? ___Да ___Нет
3.9 Имеются ли приспособления для мытья рук с мылом? ___Да ___Нет
3.10 Чистые ли туалеты? ___Да ___Нет
3.11Чистятся ли они регулярно? ___Да ___Нет
- 3.12 Кем?
3.13 Чем моются школьники или учителя?______________________________________
__________________________________________________________________________
3.14 Легко ли доступны эти средства? ___Да ___Нет
3.15 Имеются ли в туалетах напоминания о необходимости соблюдения правил гигиены? ___Да ___Нет
3.16 Включено ли в школьную учебную программу медико-санитарное просвещение?
___Да ___Нет
3.16.a Является ли охрана здоровья отдельной дисциплиной?
___Да ___Нет
3.16.b Изучается ли охрана здоровья на основе одного или более предметов?
___Да ___Нет
3.16.c Каких предметов?
3.17 Оценивается ли или контролируется поведение школьников в области гигиены? ___Да ___Нет
3.17.a Как и кем?____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.Удаление твердых отходов
4.1 Куда направляются мусор и отходы? _______________________________________
c Сжигаются и закапываются на школьной территории
4.1.a Имеется ли контакт между мусоросборником и водным источником?______
______________________________________________________________________
4.1.b Находится ли мусоросборник на расстоянии по меньшей мере 100 метров от школы? ___Да ___Нет
c Удаляются с территории школы
5.Трансмиссивные болезни
5.1 Какие трансмиссивные болезни распространены в регионе?
c Болезни, передаваемые комарами
Какие? _______________________________________________________________
c Болезни, передаваемые грызунами (мышами/крысами)?
Какие? _______________________________________________________________
c Болезни, передаваемые мухами?
Какие? _______________________________________________________________
- 5.2 Какие меры принимаются для предотвращения распространения трансмиссивных болезней?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.3 Чистая ли территория школы? ___Да ___Нет
5.4 Косится ли трава для уменьшения количества насекомых и комаров и снижения опасности пожаров? ___Да ___Нет
- 5.5 Имеются ли участки с застойной водой, служащие местом размножения комаров? ___Да ___Нет
Можно ли их ликвидировать? ___Да ___Нет
5.6 Какие имеются средства для уборки?
c Метлы
c Ведра
c Лопаты
c Косы/Мачете
c Прочие
5.7 Какие средства необходимы?_____________________________________________
_____________________________________________________________________