...

Вода и гигиена: Контрольный лист для оценки школьного водоснабжения и санитарно-гигиенической обстановки в школе

Описание программы:

Interagency Network for Education in Emergencies (INEE)/Межведомственная группа по организации и осуществлению образовательного процесса в чрезвычайных ситуациях

http://www.ineesite.org/school/water.asp

 

Данная информация или деятельность лежит в основе Ключевого компонента #2 проекта FRESH по эффективной охране здоровья в школах: вода, гигиена и окружающая среда.  Воздействие данной информации усиливается, если параллельно осуществляется деятельность в рамках трех других Ключевых компонентов проекта.

 

Вода и гигиена

В районах кризисных ситуаций основной причиной смертности обычно являются нехватка воды и санитарно-гигиенических сооружений. Следовательно, для обеспечения охраны здоровья учащихся и персонала все школы и образовательные учреждения должны располагать требуемым количеством безопасной воды, а также соответствующими санитарно-гигиеническими сооружениями.

 

Стратегия

Обеспечение требуемого количества воды и ее хранения

Чистой воды должно быть достаточно для удовлетворения различных потребностей школьников и персонала, в том числе для питья, мытья рук, приготовления пищи и уборки. Для школ, где реализуются программы питания школьников, Всемирная продовольственная программа (ВПП) установила минимально допустимое дневное количество воды на одного учащегося, равное 5 литрам, причем только в неблагоприятных ситуациях и на ограниченное время. Резервуары для хранения воды следует регулярно чистить и проверять, чтобы вода была безопасной для питья. В некоторых случаях может потребоваться помощь необразовательных организаций для очистки существующего колодца, строительства нового колодца или системы сбора дождевой воды.

 

Обеспечение школьников и учителей достаточным количеством правильно расположенных туалетов

 

Замечание по туалетам типа VIP:

Более дорогостоящие туалеты типа VIP обладают важным преимуществом перед обычными уборными с выгребными ямами, поскольку они предотвращают распространение мухами возбудителей инфекций. Туалет VIP состоит из ямы, накрытой плитой с отверстием, расположенной в полутемном здании, из которой через плиту и крышу здания выходит вентиляционная труба, на 0,5 метра поднимающаяся над крышей. Если в туалете темно, мухи летят на свет по вентиляционной трубе. На конце трубы установлена сетка, которая не позволяет мухам вылетать из туалета и распространять возбудителей инфекций.

Туалеты должны находиться по меньшей мере в 50 метрах от школы и в 30 метрах от какого-либо водного источника. В идеальном случае строятся туалеты типа VIP (Вентилируемый туалет улучшенного типа) и/или туалеты с древесной золой для борьбы с размножением мух. Необходимо наличие адекватных туалетов для мальчиков и девочек и для учителей, а также туалетов, доступных для маленьких детей и детей-инвалидов. Рядом с туалетами размещаются умывальники с мыльной водой (например, один измельченный кусок мыла растворяется в ведре или резервуаре с водой, в нижней части которого находится кран или задвижка). Согласно нормам, разработанным ВПП, одна туалетная кабина необходима на каждые 25 девочек и на каждые 100 мальчиков, и один писсуар необходим на каждые 40-60 мальчиков.

 

Обеспечение в школе и учебных помещениях чистоты и гигиены

Для ограничения распространения трансмиссивных болезней внутри и снаружи школ и учебных помещений должны поддерживаться чистота и порядок. Это необходимо не только по соображениям охраны здоровья, но также и для улучшения психосоциальной обстановки в школе. Классы, залы, коридоры и туалеты следует убирать ежедневно. Мусор и отходы удаляются со школьной территории или собираются, сбрасываются в мусоросборник и сжигаются. Во избежание распространения болезней на кухне, в местах приема пищи и в туалетах устанавливается оборудование для мытья рук. Школьная деятельность в области гигиены должна дополняться проведением кампаний в области медико-санитарного просвещения, цель которых не только формирование у учащихся соответствующего поведения, но и контроль за обстановкой в школе со стороны школьников, школьной администрации, учителей и родителей. Для осуществления необходимых мероприятий необходимо наличие в школе метел, лопат, ведер, чистящих средств, кос/мачете и т.д.

 

Контрольный лист

Вопросы общего характера:

1.1 Каковы основные проблемы в области охраны здоровья в регионе?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

1.2 Какие из этих проблем наиболее распространены среди учащихся/персонала школы?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

1.3 Установлена ли связь с экспертами необразовательной сферы для решения проблем с водой, гигиеной и медико-санитарным просвещением в школе?

 

___Да. С кем? ______________________________________________________________

___ Нет. К кому можно обратиться? ___________________________________________

 

 

 

2.Вода:

2.1 Откуда берется вода для школьного водоснабжения?

c Подземные воды (выкопанный колодец, скважина, родник)

2.1.a Чистый ли колодец?                                                                   ___Да      ___Нет

c Сбор дождевых вод

2.1.b Чистый ли резервуар для хранения?                                       ___Да      ___Нет

2.1.c Очищается ли вода?                                                                  ___Да      ___Нет

cПоверхностные воды (реки, озера) без обработки представляют основную угрозу для здоровья

2.2 Каково качество воды? ___________________________________________________

2.3 Кто его тестирует? ______________________________________________________

2.4 Как часто? _____________________________________________________________

2.5 Необходима ли очистка?                                                                       ___Да      ___Нет

2.5.a Проводится ли очистка?                                                               ___Да      ___Нет

2.5.b Как часто? _________________________________________________________

2.6 Достаточно ли воды?                                                                             ___Да      ___Нет

2.7 Доступна ли вода в течение всего времени школьного обучения? ___Да      ___Нет

2.8 Каков уровень поверхностных вод? ________________________________________

  • 2.9 Меняется ли количество имеющейся воды на протяжении школьного года? Т.е. сухой сезон/дождливый сезон? ___Да ___Нет

 

3.Гигиена

  • 3.1 Принятый способ дефекации?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

  • 3.2 Достаточно ли туалетов для учителей и школьников?

(См. приведенные выше нормативы ВПП)                                                ___Да      ___Нет

 

3.3 Знакомы ли люди с устройством и правилами использования туалетов? ___Да   ___Нет

 

3.4 Какие типы туалетов имеются? Дефекация на открытом месте недопустима

c Уборные с выгребной ямой

3.4.a Имеется ли перекрытие?                                                              ___Да      ___Нет

3.4.b Используется ли древесная зола для отпугивания мух?        ___Да      ___Нет

c Туалет VIP (Вентилируемый туалет улучшенного типа)

c Туалет со смывом

 

3.5 Расположены ли туалеты по меньшей мере в 30 метрах от источника питьевой воды?          ___Да      ___Нет

 

3.6 Подходят ли туалеты как для младших, так и для старших школьников? ___Да      ___Нет

 

  • 3.7 Имеются ли раздельные туалеты для учащихся и учителей мужского и женского пола? ___Да ___Нет

 

3.8 Могут ли пользоваться туалетами лица с инвалидностью?            ___Да      ___Нет

 

3.9 Имеются ли приспособления для мытья рук с мылом?                    ___Да      ___Нет

 

3.10 Чистые ли туалеты?                                                                             ___Да      ___Нет

 

3.11Чистятся ли они регулярно?                                                                 ___Да      ___Нет

 

  • 3.12 Кем?

 

3.13 Чем моются школьники или учителя?______________________________________

__________________________________________________________________________

 

3.14 Легко ли доступны эти средства?                                                      ___Да      ___Нет

 

3.15 Имеются ли в туалетах напоминания о необходимости соблюдения правил гигиены?         ___Да      ___Нет

 

3.16 Включено ли в школьную учебную программу медико-санитарное просвещение?

___Да      ___Нет

3.16.a Является ли охрана здоровья отдельной дисциплиной?

___Да      ___Нет

3.16.b Изучается ли охрана здоровья на основе одного или более предметов?

___Да      ___Нет

3.16.c Каких предметов?

3.17 Оценивается ли или контролируется поведение школьников в области гигиены? ___Да      ___Нет

3.17.a Как и кем?____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

4.Удаление твердых отходов

4.1 Куда направляются мусор и отходы? _______________________________________

c Сжигаются и закапываются на школьной территории

4.1.a Имеется ли контакт между мусоросборником и водным источником?______

______________________________________________________________________

4.1.b Находится ли мусоросборник на расстоянии по меньшей мере 100 метров от школы?          ___Да      ___Нет

 

c Удаляются с территории школы

 

5.Трансмиссивные болезни

5.1 Какие трансмиссивные болезни распространены в регионе?

c Болезни, передаваемые комарами

Какие? _______________________________________________________________

 

c Болезни, передаваемые грызунами (мышами/крысами)?

Какие? _______________________________________________________________

 

c Болезни, передаваемые мухами?

Какие? _______________________________________________________________

 

  • 5.2 Какие меры принимаются для предотвращения распространения трансмиссивных болезней?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

5.3 Чистая ли территория школы?                                                              ___Да      ___Нет

 

5.4 Косится ли трава для уменьшения количества насекомых и комаров и снижения опасности пожаров?          ___Да      ___Нет

 

  • 5.5 Имеются ли участки с застойной водой, служащие местом размножения комаров? ___Да ___Нет

Можно ли их ликвидировать?                                                                      ___Да      ___Нет

 

5.6 Какие имеются средства для уборки?

c Метлы

c Ведра

c Лопаты

c Косы/Мачете

c Прочие

 

5.7 Какие средства необходимы?_____________________________________________

_____________________________________________________________________

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий