Педсовет с федеральным министром

Оренбуржье (Оренбург) ; 03.09.2008 ; 131-132 ; Педсовет с федеральным министромКак мы уже сообщали, накануне нового учебного года в Оренбуржье приезжал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Он побывал в учебных заведениях Оренбурга и Саракташа, встречался с самой многодетной российской семьёй Стремских, познакомился с культурным комплексом <Национальная деревня>, посадил дерево в парке <Салют, Победа!>, а затем принял участие в областном августовском совещании педагогов. Темой его стало социальное партнёрство школы и общества. Поэтому в зал драмтеатра были приглашены представители законодательной и исполнительной власти, главы городов и районов, руководители крупнейших предприятий.
Важнейшей частью региональной образовательной политики назвал социальное партнёрство школы и общества губернатор Алексей Чернышев. В своём выступлении он подробно охарактеризовал ситуацию в образовании, куда направляется каждый четвёртый рубль областного бюджета. Речь шла о реализации нацпроекта <Образование>, о подготовке школ к учебному году, о государственной поддержке талантливой молодёжи и профориентации, в том числе и при помощи губернаторского набора в вузы. Губернатор проанализировал итоги ЕГЭ, отметив успехи, но не забыв про 30,3 процента неудов по математике и 12,2 процента двоек по русскому языку. Небыли забыты и дополнительное образование, и поддержка семьи, и дошкольное воспитание, и взаимодействие образования с бизнес-сообществом. Серьёзную озабоченность губернатора вызывает дисбаланс потребностей производства и профилей подготовки специалистов. Нужны квалифицированные рабочие, станочники, инженеры, технологи, а вузы по-прежнему выпускают много экономистов и юристов, количество которых в области уже вдвое превышает реальные потребности. Значительная часть выпускников вузов и колледжей не работает по специальности, не закрепляется на селе.
Генеральный директор ПО <Стрела> Александр Маркман в своём выступлении предложил
вернуться к практике госраспределения: выпускник получает гарантированное рабочее место и обязан отработать определённый срок. Но министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко возразил, что это противоречит Конституции РФ, где сказано о праве на бесплатное образование, но ничего нет про обязанность отработать за него. Кадровые перекосы и проблемы надо преодолевать рыночными, экономическими мерами.
Андрей Фурсенко отметил успехи региона в развитии системы дополнительного и дошкольного образования, во внедрении пилотного проекта школьного питания, в работе по созданию ресурсных центров.
Что касается образования в целом по стране, то он прямо заявил: <Учим мы пока нездорово!> И дело не только и не столько в низкой зарплате педагогов. Ценность ЕГЭ, по мнению министра, в том, что этот независимый экзамен показывает реальный уровень знаний, результат работы каждой школы, каждого учителя и всей системы образования. И он показал, например, что математику у нас не знает четверть выпускников, вплоть до незнания таблицы умножения. Примерно столько же юных россиян не владеют русским языком. И это факт, а не недостатки ЕГЭ! В стране, которая должна решать проблему жилья, оказалось, некому строить и проектировать — повсеместно этим занимаются мигранты из Средней Азии, а проекты производственных зданий заказывают за границей — получается дешевле, эффективнее.
Впрочем, рассказывая о трудностях и проблемах, Андрей Александрович подчеркнул:
<Мы достаточно сильны, чтобы эти проблемы преодолеть>. В отношении экономической поддержки глава российского образования был настроен, так сказать, федерально, заявив, что помогать нужно дотационным регионам, а такие самодостаточные области, как Оренбуржье, должны полагаться на свои силы. Губернатору Алексею Чернышеву пришлось напомнить, что наша область-донор отдаёт до 70 процентов налоговых поступлений в федеральный центр, оставляя себе 30 процентов. Если посчитать, то некоторые регионы, которым помогает центр, имеют даже больше, чем наша область.
Отвечая на вопросы, Андрей Фурсенко подчеркнул, что старается не повторять официальные инструкции, а, в основном, выражает личное мнение. В частности, он считает, что за степени и учёные звания в школе доплачивать не надо, платить надо только за конкретную работу. Занятия по начальной военной подготовке в школе тоже не нужны — есть физкультура и другие предметы, которые воспитывают силу, ловкость, чувство патриотизма. А собрать-разобрать автомат можно научиться за несколько часов. Армии нужны здоровые, хорошо и широко образованные люди. Что касается перехода на новую систему оплаты труда учителей, то она ложится на плечи регионов. Министр честно сказал, что финансовой поддержки из центра на это пока не запланировано, деньги нужнее системе начального профессионального образования.
Наша область — одна из четырёх в России, которые федеральный министр выбрал для личного знакомства, для изучения нашего педагогического опыта. Значит, область пользуется известностью в педагогических кругах страны. Павел АВИНОВ.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее