Недетское питание

Огонёк ; 08.09.2008 ; 35 ( 5061 ) ; Недетское питание  Всеволод БЕЛЬЧЕНКОШкольные столовые превращаются в свалку фастфуда и «неликвида». Все остальное продавать в школе невыгодно. Как делается бизнес на детях, разбирался корреспондент «Огонька» 
Подростки-одна из самых привлекательных аудиторий для производителей потребительских товаров: во-первых, тинейджеры стремятся к потреблению, тратят с удовольствием и не задумываясь, во-вторых, подсев на товар в юности, люди частенько продолжают покупать его на протяжении всей жизни. Школьные столовые для предпринимателей-это стабильный заработок, отсутствие конкуренции и минимум расходов на рекламу. Но это все-в теории. В России же пока бизнес на подростках делают производители вредной пищи-от чипсов и сухариков до пирожков с повидлом. 
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ — ЕДА КАК СИМВОЛ
Почему подростки так любят все вредное? Дело в уловках маркетологов. 
-Сегодня целый ряд рекламных агентств специализируется именно на молодежной аудитории,-подтверждает исполнительный директор Международного института рекламы Сергей Горлов.-Правда, реклама действует на них, только если говорить на их языке, «бьет в точку». Для подростков очень важны символы. Фастфуд и вредная пища, так же как табак и алкоголь, воспринимаются ими именно как атрибуты самостоятельной жизни, а заведение быстрого обслуживания заменяет ресторан. Для них здесь важен не столько вкус еды, сколько ритуал взросления, возможность самостоятельно принимать решение. И если заведения фастфуда это понимают, то они, безусловно, перехватят подростковую аудиторию. 
-Для детей фастфуд-это прежде всего способ социализации,-соглашается председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.-Но вкус детям тоже нравится. Ведь в продуманном фастфуде нет случайных продуктов, их специально подбирают так, чтобы они привлекали детей. Да и маркетинг заведений быстрого обслуживания рассчитан именно на подростковую аудиторию: так, в некоторых сетях уже есть обеды для трехлетних детей, им выдают игрушки. Куда пойдет этот ребенок, когда у него появятся карманные деньги? Туда, где ему в три года сделали подарок. 
ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ — СОВЕТСКИЙ ФАСТФУД
Альтернативой вредным продуктам могли бы стать школьные столовые. Но до сих пор меню большинства из них состоит преимущественно из сладкой выпечки, бутербродов, соков с сахаром, картофельного пюре и макарон. Та же вредная еда, но некрасивая и неаппетитная. 
-Есть страны, где столовые больше напоминают фруктово-овощные буфеты: салаты, фрукты, рыба на пару. У нас же люди с детства привыкают к сладкому и жирному, так что им потом очень сложно переключиться на те же овощи,-сокрушается Дмитрий Янин.-Происходит это из-за невежества сотрудников санитарных служб и самих работников столовых. Они уверены, что булочка с маслом и стакан жирного молока-хороший школьный завтрак. 
-Что умеют делать повара, которые за 5-7 тысяч рублей работают в школе? Да ничего,-говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.-Необходима модернизация школьных столовых, системы школьного питания в целом. И речь идет не только о замене оборудования, нужна замена мозгов. При этом за питание детей должны отвечать не директора школ, а специалисты из индустрии питания, рестораторы. 
Многие директора школ с удовольствием ставят у себя автоматы с газировкой и сладостями, думают-и детям радость, и школе небольшой доход. О том, что те же шоколадные батончики детям противопоказаны, многие не знают. 
ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА — САБОТАЖ 
Нынешняя ситуация на рынке школьного питания может быть выгодна многим предприятиям. Для них школьные столовые стали своеобразной свалкой, куда можно сплавить неконкурентоспособные продукты. Запрет на вредную еду в школах для таких компаний-потеря рынка. 
-В школы действительно пытаются поставлять продукты, которые не пользуются спросом на рынке, не очень хороши по своим вкусовым и питательным характеристикам,-соглашается Дмитрий Янин.-Например, соки с сахаром, выпечка, дешевый чай и макаронные изделия, печенье, вафли и сырки, изготовленные по устаревшим рецептам. Их производители действительно постараются сохранить этот рынок. С похожей ситуацией мы уже сталкивались, когда общественные организации хотели ужесточить требования к детскому питанию. Государство и бизнес на это не пошли. 
Не в восторге будут и муниципальные комбинаты школьного питания, которые сейчас снабжают едой многие школы. Большинство из них готовят еду на устаревшем оборудовании, в соответствии с нормами и требованиями тридцатилетней давности. Руководители комбинатов школьного питания будут бороться за право кормить детей до конца, ведь школа-их единственный потребитель, а конкурировать на равных с частниками они не в состоянии. 
ЧЕТВЕРТАЯ ПРОБЛЕМА — ПРАВИЛА ИГРЫ
На Западе большинство школьных столовых отданы в управление профессиональным кейтеринговым компаниям. В России рынок кейтеринга также активно развивается-многие крупные предприятия уже передали заводские столовые в управление специализированным компаниям. Однако в школу частники пока что не спешат. 
-У ресторана есть большая прибавочная стоимость, а в школьной столовой ее нет, там цены должны быть низкими,-говорит Игорь Бухаров.-Рентабельность этого бизнеса невелика, а раз так-возможность покупать качественные продукты, платить нормальную зарплату ограничена. Во многом профессионалы не идут в школу именно по этой причине. 
-Система выстроена так, что наценка в школьной столовой очень мала,-соглашается вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов.-Сейчас крупнейшие операторы общественного питания пытаются выйти на этот рынок. Их останавливает низкая рентабельность. Они должны быть уверены-вложения вернутся, ведь им нужно обслуживать кредиты. 
По словам опрошенных «Огоньком» экспертов, решить проблемы с низкой рентабельностью можно двумя путями. Первый-поднять цены на питание в школе, но тогда оно будет недоступно многим ученикам, что неприемлемо. Второй способ-дотации предприятиям школьного питания либо субсидии малообеспеченным ученикам, которые позволят им купить подорожавший, но вкусный обед. 
Сегодня финансированием школьного питания занимаются регионы. У некоторых денег на дотации хватает, а у некоторых-нет. В такой ситуации бизнес не уверен в стабильности дотаций. 
Возможный выход из положения-создание федеральной программы по финансированию школьных обедов. Она станет гарантией того, что обеды будут оплачиваться, и сделает работу в школьных столовых выгодной. Похожие программы есть на Западе. Так, в США несколько десятков лет действует программа School Lunch, оплачиваемая из бюджета. 
Волнует бизнесменов и отсутствие гарантий по инвестициям. Нынешний закон, регламентирующий госзакупки, позволяет заключать с победителем конкурса контракты только на один год. Через год договор нужно перезаключать. Многие предприниматели в таких условиях боятся вкладывать свои деньги в модернизацию школьных столовых, ведь срок окупаемости современного кухонного оборудования-несколько лет. 
-Многие рестораторы опасаются, что через год их «попросят» из модернизированной столовой и пригласят туда другую фирму,-говорит Александр Иванов.-В такой ситуации вкладывать деньги в оборудование-большой риск. 
Другая особенность закона о госзакупках-победителем тендера на поставку в школу оборудования или продуктов становится тот, кто предложил меньшую цену. В итоге профессиональные рестораторы, взяв в управление столовую, будут вынуждены покупать дешевое, но неэффективное оборудование и экономить на продуктах. Идти на это-значит испортить реноме и потерять клиентов в других сегментах рынка. Пойти на это готовы далеко не все.  
МНЕНИЕ
Фастфуд, который кормится детьми

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее