Инициативы президента


Тамбовский курьер (Тамбов) ; 21.10.2008 ; Инициативы президента

 

Большая перемена.

Президент Дмитрий Медведев не перестает радовать народ все новыми инициативами.

Не стала исключением и минувшая неделя. Аккурат в самой ее середине в Кремле состоялось заседание Совета по науке, технологиям и образованию, на котором глава государства заявил о необходимости помочь российским школам кадрами —  Необходимо стимулировать к работе в школе не только самих педагогов, но и привлекать специалистов из других областей, которые имеют высшее образование и склонность к педагогической деятельности. Уверен, что выпускники университета, получившие классическое образование, могут дать школе многое, — заявил Президент.

У Дмитрия Медведева есть полное право обсуждать подобные вопросы не только потому, что в стране самый главный. Еще в бытность вице-премьером правительства он курировал приоритетные национальные проекты, среди которых фигурирует и «Образование». Кстати, его реализация в течение двух с лишним лет уже дала свои плоды. Взять хотя бы Тамбов. За время внедрения нацпроекта в школах города на порядок выросла их оснащенность компьютерами, большинство учебных заведений областного центра получили возможность выхода в Интернет.

—  В августе 2006 года в наших школах один компьютер приходился примерно на 170 учеников, причем это была техника далеко не самых последних моделей, — вспоминает председатель городского комитета образования Нонна Буйло. — Но уже в декабре того же года мы сумели приобрести около 400 новейших компьютеров, а по федеральной программе получили на каждую школу пакет лицензионных программ, поэтому сегодня учебные заведения имеют лицензионное программное обеспечение. В настоящее время на один компьютер приходится 19 тамбовских школьников. Это средняя цифра, а в различных специализированных учебных заведениях, будь то лицеи или гимназии, ситуация даже лучше. Практически в каждом инновационном учреждении есть компьютерные классы и свободный доступ в Интернет, Ожидает ли она в ближайшем будущем тамбовские школы?  а также квалифицированные педагоги с соответствующим образованием и опытом работы.

Таким образом, ситуация за последние два-три года улучшилась. Однако Тамбову не удалось избежать общероссийской тенденции, которая состоит в том, что школам сегодня катастрофически не хватает молодых специалистов. Одна из главных проблем образования в Тамбове сегодня — это старение учительского корпуса. Средний возраст нынешнего тамбовского учителя — 45-48 лет. Причем из двухтысячного коллектива педагогов областного центра 262 -пенсионеры. Пока это еще не катастрофа. Но уже симптом. И он заставляет нас задуматься над тем, кто же придет на смену нынешним педагогическим кадрам. В настоящее время в школах города работает всего 66 молодых специалистов. В 2008 году учить тамбовских ребятишек пришли 15 молодых педагогов. В 2007 году приходило 28 человек.  Осталось — 8. Пока.

По мнению Нонны Буйло, существует несколько причин нынешней ситуации с молодыми специалистами в системе образования Тамбова. И одна из них, которую, пожалуй, надо было бы назвать проблемой номер один — это заработная плата начинающего учителя. Здесь ситуация вообще выглядела бы смешной, если бы не была такой печальной. И состоит она в следующем. На пороге тамбовской школы молодого сеятеля разумного, доброго и вечного ждет базовая зарплата в размере чуть более двух тысяч рублей. Плюс десяти-пятнадцатипроцентная надбавка за высшее образование. Да еще 30 процентов от этих двух тысяч за почетное звание молодого специалиста. Все. На большее рассчитывать не приходится, Квалификационная категория начинающему не светит — для того, чтобы подать на аттестацию, необходимо отработать как минимум три года. Да и не факт, что тебя в результате аттестуют. Учитывая то, какие жесткие требования сегодня предъявляются к аттестуемым, не каждый и решится на подобное. Кроме того, у молодого специалиста еще нет никакого стажа работы, поэтому доплаты за стаж он тоже не получает. И если он не набрал побольше часов, сами понимаете, что в финансовом итоге такой молодой специалист имеет. А как правило, новичок много часов и не набирает. Куда ему много? Ему бы для начала набрать не часов, а опыта, поднатореть как следует.  Поэтому учительская ставка здесь — в самый раз. А в этом случае зарплата новоиспеченного педагога не дотягивает даже до минимального размера оплаты труда. Поэтому директор школы доплачивает ему недостающую до 3265 рублей разницу из стимулирующего фонда. Так же, как техническому персоналу. В результате молодой учитель с в/о, возможно, даже без в/п, с ж/п и желанием нести знания подрастающему поколению оказывается на одной ступеньке с уборщицами, вахтерами и другими техработниками. При всем уважении к этим труженикам необходимо согласиться, что учитель — это все-таки нечто другое. А потому его труд должен оплачиваться иначе.

Кроме того, стоило бы подумать над созданием таких условий для учителя, чтобы работа в школе не пугала выпускников вузов, а наоборот, привлекала. Об этом также говорил в среду Президент. Речь велась о создании целого пакета, который бы получал педагог. По словам Нонны Буйло, в Тамбове уже начата работа по созданию для учителей набора льгот и других мер социальной поддержки. В частности, комитетом образования подготовлено предложение депутатам Тамбовской городской Думы рассмотреть вопрос о муниципальных доплатах молодым специалистам в размере 100 процентов от оклада. В случае внедрения этой инициативы в жизнь муниципальному бюджету необходимо будет взять на себя 70 процентов вышеназванной суммы, так как 30 процентов начинающий педагог уже получает по федеральной линии.

Понятно, что только увеличением заработной платы педагогов и принятием мер их социальной поддержки ситуацию в образовании коренным образом не изменить.  Понимая это, Президент предложил обсудить, что необходимо сделать для достижения высокого качества и нового содержания школьного образования, подумать о новой модели школы и требованиях к ней. В частности, Дмитрий Медведев заявил о необходимости создания комфортной и здоровой среды обитания школьников.  К примеру, в Тамбове сегодня уделяется особое внимание здоровью подрастающего поколения. В настоящее время в каждой школе есть паспорт здоровья школы и паспорт здоровья класса, разработанные совместно с городским комитетом здравоохранения и Роспотребнадзором. В нынешнем году в общеобразовательных учебных заведениях успешно внедряются комплексы «Здоровый ребенок», которые позволяют вести мониторинг здоровья каждого ученика.  Сегодня образовательные учреждения областного центра успешно участвуют в реализации федеральной программы по модернизации школьного питания. В семи школах установлено и действует новое технологическое оборудование для организации питания детей. В результате увеличивается число ребят, которые получают горячее питание в школе. Сейчас оно составляет более 70 процентов тамбовских школьников. А ведь всего два года назад было 46 с небольшим процентов. Но целенаправленная работа заинтересованных ведомств дала свои результаты.

Есть еще одна проблема, внимание к которой было привлечено недавней трагедией в школе райцентра Беляевка Оренбургской области. Речь об общеобразовательных учебных заведениях, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

В настоящее время в целом по стране 18 тысячам школ требуется такой ремонт, аварийными признаны около тысячи. 15 октября Дмитрий Медведев поручил в течение двух недель подготовить и представить ему план по ремонту всех школ, находящихся в аварийном состоянии. Правда, Тамбову предоставлять такие сведения не придется.  По информации, полученной нами в комитете образования Тамбова, согласно техническим паспортам, которые имеются в каждой школе областного центра, на сегодняшний день в городе нет аварийных школьных зданий. Однако это не говорит о том, что городские чиновники от образования смотрят на ситуацию сквозь розовые очки.

— У нас существует выборка по всем школам, в которой отмечено состояние всех зданий: что необходимо сделать, чтобы не допустить в них аварийной ситуации, — рассказывает Нонна Буйло. — К примеру, во время очередного планового объезда школ мы обнаружили, что козырек над входом в 26-ю школу начал крошиться — тут же решили начать срочные работы. В школе №31 в спортзале появились подозрительные трещины — мы поставили здание в план капитального ремонта.  Таким образом, большие перемены, которые, судя по выступлению Дмитрия Медведева на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, грядут или, по крайней мере, должны грянуть в самом недалеком будущем, на тамбовской земле уже получают свое конкретное воплощение. Никто не пытается приукрасить ситуацию — трудности есть, но есть и успехи, а главное — есть желание улучшить существующее положение. И это главное.

ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ.

Тему комментирует ректор ТГТУ, депутат Тамбовской областной Думы Сергей Мищенко:

— Если говорить об инициативах Президента Дмитрия Медведева в сфере школьного образования и его высказывании о том, что необходимо привлекать для работы в школе специалистов и из других областей, которые имеют высшее образование и склонность к педагогической деятельности, то могу с уверенностью заявить, что гуманитарные университеты с самого момента своего создания были нацелены на то, чтобы дать своим студентам не только фундаментальное, но и прикладное образование. Именно так все и происходит сегодня в нашей области. В частности, в ТГУ имени Г.Р. Державина параллельно с классическим университетским образованием ведется подготовка специалистов для педагогической сферы.  По сути, то, что уже существует сегодня на Тамбовщине, получило одобрение главы государства. Сегодня в области мы имеем несколько различных форм подготовки специалистов для образовательной отрасли, в том числе и целевую подготовку. В настоящее время эти вопросы требуют большего внимания, чем прежде. И когда обсуждаем заявленную тему, мы говорим не о том, что мы одобряем или не одобряем инициативы главы государства, а ведем речь о том, что в Тамбовской области уже идет планомерная целенаправленная работа в этом направлении. Мы уже осуществляем деятельность в этом направлении и сейчас думаем над тем, что нам необходимо делать для ее продолжения.

Это же касается и вопроса создания в России Координационного совета по проблемам школьного образования, о чем шла речь на заседании Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию. В нашем регионе такой совет уже работает.  Он был создан для координации действий в решении проблем не только школьного, но и профессионального образования. Ведь нельзя отрывать школьное образование от дальнейшей учебы и получения профессии. В настоящее время Координационный совет совместно с областным Советом ректоров уже проводит работу по оптимизации структуры школьного, а также среднего и высшего профессионального образования.  Таким образом, Тамбовщина сегодня идет в авангарде решения проблем российского образования. У нас есть для этого все возможности.

Константин САЖНЕВ.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее