Считаем деньги | Полбюджета на полкостюма

Абакан (Абакан) ; 22.10.2008 ; Считаем деньги | Полбюджета на полкостюма

Андрей Кедрин

О целевых республиканских программах, так же как и о приоритетных национальных проектах, слышали, думается, все жители Хакасии. Найти проблему и наметить план по ее решению — таков общий принцип, по которому составляются эти документы. Но далеко не всегда удается добиться успеха на практике: реальность вносит свои, и порой довольно странные, корректировки. И зачастую получается так, что даже полезные идеи, получившие всемерную поддержку, по истечении положенного срока оказываются так и не реализованными до конца. Не мертвыми, но и не особо живыми.

Есть такая штука

За последние несколько лет целевые программы как разновидность финансового инструмента получили большую популярность. Пример подал федеральный центр, создав приоритетные национальные проекты. Деньги давали не просто так: в каждом случае на местах должны были потратить на те же цели не меньше, чем получили.  Так что впоследствии нацпроекты оказались дополнены в регионах аналогичными, относительно небольшими по объему статьями расходов в местном бюджете.  Критиков и у федеральных, и у региональных программ предостаточно Главное обвинение заключается в том, что подобными способами удается лишь, условно говоря, заткнуть дыру. То есть за счет вливания денежных средств решить лишь некоторые (и не всегда самые главные) проблемы в одной из отраслей. С другой стороны, надо же с чего-то начинать, в конце концов.  А что представляет собой целевая программа на практике? На уровне муниципалитета все просто и понятно: есть необходимость, к примеру, обновить кровли многоэтажных домов старой постройки. Допустим, требуется на это 50 миллионов рублей. За раз такую сумму в Хакасии вряд ли кто-то осилит. Поэтому у муниципальной власти есть только один выход: исходя из собственных возможностей, подсчитать, сколько средств она может выделять ежегодно. Пусть это будет пять миллионов в год. Соответственно, для того чтобы провести все работы, требуется разработать программу, которая позволила бы поэтапно проводить работы, начиная с домов, которые находятся в худшем состоянии, и постепенно переходить к тем, что еще могут обойтись без ремонта. Заодно в документ, кроме собственно средств на работы и стройматериалы, может понадобиться ввести расходы на обследование жилья, компенсирование инфляции, разработку проектов и так далее. Словом, само понятие «программа» подразумевает комплексный подход к проблеме. Важной ее особенностью является и то, что, раз принятая, она должна исполняться в течение всего срока, на который рассчитана. Забота о будущем налицо.

Бюджетные киты

Теперь посмотрим, что получается у нас на уровне региона. Бюджет Хакасии, как и любого другого субъекта, — документ крайне сложный по своей структуре. А потому готовится и обсуждается он не один месяц. Немудрено: попробуйте до копейки расписать собственные доходы и расходы на год вперед, и при этом так, чтобы не превысить отведенные рамки, — поймете, каково министерствам и депутатам.  Теоретически структура главного финансового документа может быть проще.  Допустим, профильные министерства определяют главные задачи на ближайшие три-четыре года и разрабатывают целевые программы. В таком случае в бюджете указывается лишь конкретная сумма, которая должна быть выделена на них. А подробно о том, как и на что расходуются деньги, указывается непосредственно в программе, которая утверждается отдельно.

Нечто подобное в Хакасии и пытаются создать. В регионе, по разным оценкам, принималось, было принято и работает до 32 целевых программ. Из них девять рассчитаны на один год и реализуются в настоящее время.  О том, какие цели преследовали разработчики, можно судить из названий. Вот, например, «Дети Хакасии» — она включает в себя четыре направления: «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды» и «Дети-сироты». Или взять проект «Развитие образования в РХ». А есть еще «Школьная парта», «Развитие материально-технической базы пожарных и спасательных сил». Другие проекты касаются профилактики правонарушений, борьбы с социально значимыми заболеваниями и так далее.

Что касается средств, то на девять краткосрочных программ из бюджета 2008 года должно быть выделено 367,7 миллиона рублей. В 2009-м расходы несколько увеличатся — до 396,5 миллиона. Все бы хорошо, но… за все время ни одна из программ не была профинансирована полностью. Как правило, по данным Контрольно-счетной палаты РХ, выделяется лишь в пределах 50% полагающихся средств. Напрашивается сравнение — это то же самое, как если бы кто-то решил купить костюм, но денег хватило только на пиджак. Носить его можно и с джинсами, но хотелось все-таки не этого…

К осени текущего года ситуация была не лучше: выделено было в среднем 26% от предусмотренных законом о бюджете денег. Можно, конечно, предположить, что год еще не закончен, а поэтому необходимые средства будут выплачены. Но если, к примеру, в позапрошлом году на программу, касающуюся профилактики правонарушений, было выделено лишь 60% от положенного, а в прошлом ситуация была не лучше, то особых оснований считать, что теперь дела пойдут лучше, у нас нет.

А что Москва?

У целевых программ, кроме чисто утилитарных, есть еще и политическая задача. Это

— своего рода демонстрация того, что регион готов развиваться и решать свои проблемы. А заодно и лишняя возможность попросить денег у федерального центра, если своих не хватает на эту самую готовность и решимость. У нас недостаток средств в бюджете стал вещью обычной. По идее, под благородное дело можно было бы попросить помощи в Москве. Но тут возникает сложность: программы ведь не финансируются полностью не только потому, что заканчиваются деньги. Иногда исполнители не вовремя запрашивают средства или возникает другая трудность, чисто бумажного характера. В результате формально получается, что деньги у нас есть. А в Москве сидят люди практичные. На запрос о выделении дополнительных средств там всегда могут напомнить, что на регион и так потрачено немало. За счет бюджета страны все школы Хакасии подключены к Интернету, региону предоставлены лекарства на несколько миллионов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, передано оборудование в учебные заведения — тоже на несколько миллионов. При желании можно припомнить еще с десяток подобных благотворительных жестов.

Еще хуже, что республиканский бюджет исполняется с техническим профицитом. То есть, грубо говоря, предусмотренные законом деньги не успевают потратить вовремя. Но в Москве разбираться в причинах не собираются. Вместо этого там посмотрят скупые цифры отчетов и спросят в ответ на письмо о помощи: «А как это вы, такие бедные, вместо того чтобы жить в долг и брать кредиты в банках, за-кончили полугодие с лишним миллиардом в казне?» Подобный ответ, кстати говоря, руководство Хакасии уже получило совсем недавно.

Недодел или передел?

В результате республика вынуждена отказываться от одних проектов в пользу других. Недавний пример: с прошлого года учащиеся начали получать дополнительное питание в школе. Стакан молока каждому ребенку обеспечивался за счет бюджета республики. В 2009 году этого уже не будет -программа «Школьное молоко» была рассчитана на год и свое существование прекратила. Следующей же так и не появилось. На рассмотрение депутатов Верховного Совета недавно представлена другая, под названием «Школьное питание». Несмотря на название, на еду в рамках этого проекта средства выделять не будут. Деньги должны пойти на ремонт и реконструкцию столовых, где уже не будут давать детям молоко — только традиционные обеды и завтраки. На остальное не предусмотрено денег. Понятно, что на все их и не хватит, но дело в другом. Пока нет гарантий, что даже самая полезная и замечательная программа будет финансироваться в полной мере. Даже наличие денег в казне, как можно судить по результатам прошлых лет, проблему не решает. Их не всегда берут или дают вовремя, а потом заканчивается финансовый год, а вместе с ним — возможность выполнить задуманное. Через некоторое время об одной программе постепенно забывают и создают новую. А ее ждет похожая судьба.  Рецептов от этой болезни республиканского бюджета пока не найдено.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее