В бригаде — только школьники


Северная правда (Кострома) ; 13.11.2008 ; 131 ; В бригаде — только школьники

Надежда ЧИЧАГОВА

В какой судиславской школе лучше других поставлено трудовое воспитание ребят? Ответ очевиден. В Воронской муниципальной общеобразовательной, лауреате российского конкурса <Надежда>, лидере не только района, но и области. Не случайно поэтому на базе этой школы состоялся семинар учителей, где прошел большой разговор об ученических трудовых бригадах в образовательных учреждениях района. В далекие 80-е годы здесь начали с помощи совхозу по бригадному подряду и на основе аренды. Ученическую бригаду возглавил замечательный педагог, увлеченный человек, энтузиаст своего дела, инженер по образованию Леонид Константинович Мартынов. За это время многое перепробовано и пережито. Когда-то успешное хозяйство — совхоз <Воронский> — сейчас банкрот. Школа лишилась своей главной опоры, но в 90-е годы ученическая бригада имела свой трактор, автобус, необходимые сельхозорудия.  Останавливаться на достигнутом не собирались. И в сентябре 1993 года было создано <Школьное хозяйство> с шестью хозрасчетными подразделениями.  Костяком <Школьного хозяйства> была ученическая бригада. Возглавляет <Школьное хозяйство> все тот же неугомонный Леонид Константинович, который, заметим, работает на полставки, и та под вопросом, возможно, будет сокращена. Есть у него и заместитель — одиннадцатиклассница Кристина Гросс.

Когда она докладывала о работе ученической бригады со всеми экономическими выкладками, можно было подумать, что это говорит зрелый специалист с хорошей подготовкой. Кстати, она собирается стать экономистом. В 80-е годы был сделан важный шаг к сотрудничеству двух поколений земледельцев села, значение которого трудно сегодня переоценить. Эта учебная бригада возникла не на пустом месте. Воронские школьники уже более тридцати лет выращивают овощи, картофель, ягоды, которые стали основой школьного питания. Когда в Воронье обучалось более ста учеников, школьная бригада легко обслуживала плантацию картофеля и других овощей площадью в 2,5 гектара. Кроме того, выращивала зерновые культуры, обеспечивая земляков зерном. Урожайность картофеля доходила до 300 центнеров с гектара, капусты — далеко за 500 центнеров, ягод из собственного сада вполне хватало на заготовку варенья и компотов на всю зиму. А воронский засол огурчиков вообще можно считать чудом. Но есть несколько причин, о которых говорили педагоги, когда энтузиазм школьных бригад стал немного скисать. Сегодня в Воронской школе 76 учеников, в том числе 25 — в среднем звене. В иных школах и этого меньше, и демографический взрыв на селе пока не ожидается. Поэтому площадь под картофелем и овощами сокращена до полутора гектаров. Земля перестала получать полноценные нормы <витаминов плодородия>. Проще говоря, перегноя и минеральных удобрений. Базовое хозяйство рухнуло, а на закупку этих средств на стороне нужны приличные деньги. Пока спасаются чередованием мест для выращивания овощей. Благо такая возможность имеется у школы в собственности — двадцать гектаров пашни. Есть еще один повод для беспокойства: 30-40 тонн товарного картофеля на весь учебный год самим школьникам просто не съесть.  Как реализовать избыточный продукт? Не идти же мальчишкам и девчонкам на рынок. Но все же приходится ехать на рынок: то в Иваново, то в Галич, чтобы продать свой урожай. А это означает одно: у школьных бригад нет никакого стимула совершенствовать производство продукции земледелия, изменять устаревшие технологии агротехники, наращивать производство товарной массы.  Иначе говоря, нет нужды излишне напрягаться. Да и техника в школе старая, которую поддерживают и хранят как зеницу ока. На такой технике не до передовой технологии. Удивляет другое — здесь готовят (учат) трактористов с выдачей документов. В школе горды, что сумели сохранить этот профиль. Все мальчишки старшего звена получают права. Чтобы получить лицензию на это, надо было хорошо потрудиться и бывшим ученикам, и нынешним, разумеется, со своими старшими наставниками. В десятом классе ввели курс: основы агротехники полевых культур. Рынок между тем все настойчивее стучится в двери сельских школ: эпоха субботников завершается, и с этим надо считаться.  Леонид Константинович и его главная помощница Кристина Гросс ознакомили педагогов с работой школьной бригады. Рентабельность ее составила 57 процентов. Выработка на одного члена бригады — 867 рублей. Школьную столовую обеспечили овощами, заложили семена под урожай будущего года. И дети, и учителя питаются в столовой. Обед обходится в семь рублей. Притом полноценный. Плантации картофеля и овощей — это стихия не только учителя биологии, но и всего коллектива. Дети работают с полной отдачей, никто не увиливает от дел. Цель — воспитать ребят инициативными, предприимчивыми, трудолюбивыми. Педагоги убеждены, что за школьными бригадами с их хозрасчетными подразделениями — будущее. Они и советовали своим коллегам перенять рыночные методы работы на школьной ниве. И чтобы не быть голословными, они представили учителям полный экономический анализ по всем подразделениям, причем не за один год, а за последние пять-шесть лет.  Производственная деятельность <Школьного хозяйства> заслуживает более глубокого изучения учителями района и области и широкого его распространения. Но и здесь не все безоблачно. В учебном заведении можно набрать едва ли два — два с половиной десятка юных земледельцев, которые отвечают требованиям профессии по возрасту. (Они должны быть не моложе четырнадцати лет.) Нужно еще учесть и заинтересованность ребят в этом нелегком труде. С последним проще, здесь приучают к труду с первого класса.  Вот почему когда было создано <Школьное хозяйство>, то больших задач не ставили, но направление бригады четко обозначили: удешевить питание в школьной столовой, заниматься опытнической работой, а о главной цели мы уже написали. И результаты налицо: об одних вы уже прочитали, а вот и главный — около 46 процентов выпускников школы продолжает учиться, приобретая сельскохозяйственное образование. Правда, после окончания учебных заведений ребята не возвращаются на село, но учителя верят, что в скором будущем они будут востребованы, поскольку верят в возрождение села. Говорят, работаем на будущее. На вырученные деньги от реализации продукции школа сумела оформить кабинеты, которые, по утверждению учителей, не хуже городских. Приобрели на свои деньги трактор МТЗ-82, автобус, сеялку, телевизоры, музыкальные центры, видеокамеры, видеомагнитофоны и многое другое, что требуется для учебного процесса и отдыха ребят, а также для работы в поле. Как видите, деньги, потраченные на все это, далеко не символические. Ребята имеют возможность побывать на экскурсиях в других городах. Денег на такие поездки не жалеют.  Опытнической работой занимаются ученики всех школ района. Очень любят они испытывать новые сорта картофеля и добиваются хороших результатов. Жаль только, что стало труднее достать хороший сортовой материал, а элита школам вообще не доступна, дорогая она для них. А вообще, что только они не изучают: влияние густоты посадки картофеля, моркови на урожай, и, между прочим, находят оптимальные варианты. Использование сидератных посевов для обогащения почвы гумусом. Применяют чередование культур, биологические методы борьбы с вредителями. Исследования далеко не детские, многие из них актуальны и могут быть применены на практике. Не игра в труд, не урочные походы на пришкольный участок выращивают сельских профессионалов, а <взрослые> рыночные взаимоотношения, способные мотивировать участие подростка в сельскохозяйственном производстве. А главное, есть отличные наставники — Леонид Константинович и его жена Ольга Николаевна Мартынова — директор школы. Сегодня они лучшие. Что ж, если <Школьному хозяйству> удастся укрепить материально-техническую базу, то вынужденную залежь можно возродить, увеличить услуги населению по обработке огородов и участков. Но из-за дороговизны ГСМ приходится их сокращать. Вспомнили, что бывший губернатор В.А. Шершунов обещал воронским ребятам за их победу в областном конкурсе по системе трудового воспитания и обучения новый трактор. Но так получилось, к сожалению, не успел выполнить свое обещание. Может быть, нынешняя областная администрация выполнит обещание своего предшественника?  Пойдут ли этим путем другие школы? Вопрос этот далеко не праздный. Встретив мальчишек из другой сельской школы, я спросила, хотят ли они работать в <Школьном хозяйстве>, подобном воронскому и о котором вкратце поведала. Все дружно и уверенно отказались. Их родители неплохо зарабатывают и в деньгах не очень нуждаются. Но один из них, подумав, сказал, что он желал бы быть первым добровольцем в такой ученической бригаде. Как-то потеплело на душе, и остальные вдруг заговорили по-другому, мол, можно было бы и попробовать…  Приобретенные навыки пригодятся в жизни. И дело в том, что где-то здесь проходит граница между состоявшимся человеком и иждивенцем. А иждивенцев, если они не инвалиды, а молодые люди, полные сил и энергии, на селе всегда не любят…

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее