Школьное питание

Вечерний Екатеринбург (Екатеринбург) ; 17.12.2008; Школьное питание

 

Серьёзную проблему можно решить… вкусно

  В ЧКАЛОВСКОМ РАЙОНЕ Екатеринбурга прошёл практический семинар для руководителей учреждений образования и здравоохранения, предприятий питания, родителей и учителей на тему: «Организация школьного питания: опыт, проблемы, перспективы развития». Инициаторы мероприятия — специалисты администрации района — пригласили гостей в лицей № 180, на базе которого можно было не только поговорить на важную тему, но и воочию убедиться в том, что в школьной столовой имеются все возможности для того, чтобы готовить вкусно и изобретательно.
Началось мероприятие, как и положено, с доклада, который сделала начальник отдела образования администрации Чкаловского района Татьяна ОНОХОВА. Её выступление называлось «Программно-целевой подход к управлению процессом организации питания школьников в Чкаловском районе». Его с интересом выслушали все приглашённые гости, в том числе и начальник управления образования администрации Екатеринбурга Евгения УМНИКОВА, и заместитель главы администрации Чкаловского района Александр ГАЛЬ­ПЕРИН. К тому же на большом экране по ходу разговора были представлены интерьеры столовых школ № 20 и № 86, гимназии № 135, лицея № 180 и разнообразная справочная информация (данные о затратах на ремонт столовых, покупку мебели и т. д.)
После этого участники семинара разошлись по аудиториям, для того чтобы принять участие в работе «круглых столов».

Руководители и специалисты администраций районов, отвечающие за организацию питания, обсуждали тему «Управление организацией школьного питания на муниципальном уровне».
Представители родительских комитетов, органов ученического самоуправления, педагоги, руководители предприятий — организаторов школьного питания рассмотрели очень интересный и важный вопрос: что означает понятие «здоровое питание».

Специалистам отделов по потребительскому рынку администраций районов, работникам столовых, родителям и детям было интересно наметить перспективы, которые помогут сделать школьное питание качественным и разнообразным. Педиатры, диетологи, специалисты городского управления здравоохранения и екатеринбургского Роспотреб­надзора обсудили вопросы взаимосвязи питания и здоровья школьников.
Когда научная часть встречи подошла к концу, наступило самое приятное: участникам семинара был предложен школьный обед, приготовленный на основе школьного меню. Салат из свежей капусты с брусникой, борщ с морской капустой, котлета «Богатырская» с розовым пюре и компот из кураги пришлись всем по душе. А представленная «на десерт» выставка блюд и бутербродов, приготовленных поварами комбината школьного питания Чкаловского района, просто очаровала. Это было изобретательно, привлекательно и очень вкусно.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Пять раз поешь — получи пять баллов

О том, какую роль оказывает несбалансированное питание на организм школьников, рассказывает главный специалист-эксперт центрального екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области Марина КОРОТКОВА. — Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний (ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения). По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы — в 6 раз. Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание (завтрак, обед). А посещение детьми групп продлённого дня разрешается только при условии, что они 2-3 раза получат горячую еду.

Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ (белков, витаминов и микроэлементов). Особенно велика потребность школьников в продуктах, содержащих животный белок. При умственной нагрузке потребность в животном белке увеличивается.

При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому ежедневно ребёнку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты. Такие продукты, как яйца, сыр, творог, школьник обязательно должен получить не реже 2-3 раз в неделю. Продукты, богатые животным белком, следует употреблять в первую половину дня, что учитывается при составлении меню школьных завтраков и обедов. При учебных нагрузках возрастает по­требность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей. В питании школьников необходимо широко применять овощи, фрукты, натуральные соки. Так, в день школьник должен съедать около 400 граммов овощей, 250 — картофеля и 200 — фруктов. Поэтому в школьное питание обязательно включаются разнообразные блюда из овощей (салаты из свежих овощей, заправленные растительным маслом, овощные гарниры, запеканки и т. д.) Для повышения биологической ценности блюд по требованию Роспотребнадзора в школьном питании города используется только витаминизированный хлеб, который обогащён витаминами В1, В2, В6, РР, фолиевой кислотой, железом, кальцием. В меню также включается витаминизированный напиток «Золотой шар». Для восполнения дефицита йода используется только йодированная соль.

НАША СПРАВКА

Как сообщают специалисты екатеринбургского Роспотребнадзора, регулярно контролирующие организацию горячего питания в школах города, по данным на октябрь, охват организованным горячим питанием школьников составляет 89,3%. Наиболее высокий процент охвата школьников горячим питанием — в образовательных учреждениях ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА (92,2%), наиболее низкий — ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА (85,5%). Крайне низкий охват горячим питанием старшеклассников (от 30 до 45%) выявлен в 9 школах города: N№ 146, 165, 122, 129, 138, 80, 117, 67, 14. Только половина учащихся 5-9 классов получают организованное горячее питание в школах N№ 146, 14, 62, 117, 138. Всего 8,2 % учеников постоянно соблюдают режим питания, 35 % школьников нарушают его систематически. Каждый третий школьник ест мало мяса, молока, сливочного масла, фруктов, овощей. Эти продукты они получают 2-3 раза в неделю и реже. В меню каждого третьего школьника рыба появляется только один раз в несколько недель. Особенно серьёзной проблемой является дефицит ряда витаминов и микроэл­ментов, в частности витамина С (у 60-70% обследованных детей), витамина А — у 34-64%, витаминов группы В — у 21-51%, а также дефицит кальция — у 86-92% детей.

НА КОНТРОЛЕ

Вопрос организации горячего питания учащихся городских школ находится на постоянном контроле в администрации Екатеринбурга. Так, в ноябре текущего года данная проблема обсуждалась на совещании у заместителя главы города Михаила МАТВЕЕВА, где было подчёркнуто, что необходимо добиваться достижения стопроцентного охвата горячим питанием всех школьников. Руководителям администраций районов, образовательных учреждений и базовых предприятий школьного питания было предложено: усилить контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на пищеблоках;

_ принять меры по повышению качества используемых в питании детей продуктов и готовых блюд;

_ усилить контроль за выполнением требований к рациональному питанию школьников;

_ расширить работу по внедрению во всех школах образовательной программы «Разговор о правильном питании».

Подготовила Ольга ЗАКОРЮКИНА.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее