Что кризис готовит Школе

Время и Деньги (Казань) 14.01.2009 ; 2 ( 2949 ); Что кризис готовит Школе

Выпуск: 2(2949) от 14 января 2009 года
Рубрика: Общество
Автор: София САЙГАНОВА, «ВиД»

На коллегии Министерства образования и науки РТ не только подвели итоги прошедшего года, но и совещались о том, как татарстанской школе, средней и высшей, пережить кризис. В работе коллегии принял участие Премьер-министр Рустам Минниханов, а также руководители республиканских министерств и ведомств, руководители городских и районных управлений образования, директора школ и ректоры вузов республики.
Основания для тревоги есть. Министр труда, занятости и соцзащиты Айрат Шафигуллин предупредил о том, что в республике могут остаться без работы 190 тысяч человек, а «зона риска» составит 250-300 тысяч человек. И хотя очередь из желающих работать в школе не стоит, тем не менее проблемы трудоустройства и общего снижения жизненного уровня так или иначе коснутся и педагогов, прежде всего, начинающих.
По словам министра труда и занятости, из 50 тысяч выпускников профессиональных колледжей и училищ трудоустройство гарантируется лишь 19,5 тысячам. Впрочем, 30 тысячам выпускникам вузов так же непросто будет найти место сейчас, когда на предприятиях и в организациях идут сокращения.
Число профессиональных училищ уменьшилось в минувшем году с 96 до 78. Айрат Шафигуллин сказал, что республике необходимы лишь 45 центров подготовки, которые будут давать и начальное, и среднее профессиональное образование, а также заниматься переподготовкой кадров. Министр считает необходимым сохранить систему подготовки квалифицированных кадров для предприятий, поскольку необходимость в них вскоре появится.
Ректор КГТУ имени Туполева Юрий Гортышев в своем выступлении предложил на 200 человек увеличить прием в этот вуз по востребованным специальностям. Он уверен, что вузы могут с успехом давать начальную и среднюю профессиональную подготовку, встраивая эти курсы в программу высшей школы. Кроме того, КГТУ разработал программу переподготовки по нескольким десяткам специальностей (для машиностроения, ИТ-технологий и других).
Начальник управления образования Нижнекамского района Равис Шакиров, выступая, обратился к проблеме феминизации школы. Кто будет растить настоящих мужчин, если в районе, где более 2000 учителей, только 195 мужчин, из них 22 пенсионера, более 40 — руководителей школ? Равис Музагитович предложил пополнить учительское сообщество за счет военных, которые останутся не у дел в период реформирования армии. Рустам Минниханов поддержал это предложение, по его словам, предварительные переговоры с Министерством обороны РФ на этот счет уже ведутся.
Может быть, появление в классах бывших офицеров и поднимет дисциплину, но вот сумеют ли они стать толковыми предметниками? Единицы из них, конечно, справятся, а вот если счет пойдет на десятки… Методике их не обучают, а практика показала, что хороший инженер вовсе не обязательно потянет преподавание математики или черчения, не всякий блестящий переводчик сумеет научить иностранному языку. То же касается и военных. У нас в республике уже есть опыт, когда в девяностые годы преподавать татарский язык доверяли людям, далеким от педагогики, лишь бы языком владели. В итоге они отбивали у детей всякий интерес к языку.
Министр образования и науки Наиль Валеев, оценивая в своем докладе работу просвещенцев в минувшем году, рассказал о результатах реализации приоритетного национального проекта «Образование». Благодаря ПНПО заложены основы формирования демократического механизма поиска лидеров в образовании, отработаны проектные методы управления образовательным учреждением (три школы РТ признаны лучшими в России в 2007 и 2008 годах), более чем 8 тысяч учащихся сельских школ получили доступ к качественному образованию в базовых школах, ежегодно число лауреатов премии среди талантливой молодежи многократно превышает установленную для Татарстана квоту, в школы поставлены 905 «кабинетов» на общую сумму 219,5 млн. рублей.
В 2008 году в рамках проекта значительно увеличился приток финансов за счет интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов: 15 учреждений начального и среднего профессионального образования нашей республики признаны победителями конкурсных отборов и получат более миллиарда рублей; на эксперимент по совершенствованию организации питания школьников выделено 172,1 млн. рублей, из них 80 млн. — из федерального бюджета, что позволило провести капитальный ремонт 66 школьных столовых и установить современное оборудование; в 1-м квартале 2009 года в школы республики за счет средств бюджета РТ будет поставлено оборудование для 296 предметных кабинетов на общую сумму 62 млн. рублей.

По словам Н.Валеева, в 2009 году из-за кризиса придется отказаться от некоторых направлений ПНПО: от стимулирования общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные общеобразовательные программы, от оснащения общеобразовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием, от приобретения школьных автобусов.
Начальная школа, по мнению министра, наиболее подготовлена к переходу на новые образовательные стандарты. В средней и старшей школе ситуация менее радужная. Именно здесь менее всего используются деятельностные технологии обучения, темпы работы учащихся замедляются.
Новые проблемы возникли у национальной школы: на основании приказа Минобрнауки России государственная аттестация по всем общеобразовательным предметам должна проводиться только на русском языке. Министерству и депутатам Госсовета и Госдумы надо искать выход из сложившейся ситуации, если республика намерена сохранять национальную школу.
В прошлом году, уже третий год подряд, республика по количеству призеров Всероссийских олимпиад уступила лишь Москве и Санкт-Петербургу. В 2009 году значительно расширен перечень олимпиад, победители и призеры которых пользуются льготами при поступлении в вузы.
В истекшем 2008 году в республике получила развитие единственная региональная программа в РФ по грантовой поддержке подготовки талантливой молодежи в лучших российских и зарубежных образовательных и научных центрах.
В связи с подготовкой к Универсиаде-2013 возникла необходимость выделения в грантовой программе направления «подготовка высококвалифицированных специалистов в области физкультуры, спорта и туризма», в рамках которого на обучение направлены 24 тренера хоккейных команд со всей республики.
Рустам Минниханов в своем завершающем коллегию выступлении сообщил, что кризис кризисом, а об образовании правительство не забудет. В 2009 году на эту отрасль в бюджете запланированы самые крупные расходы — 30 млрд. рублей. Учтены и рост зарплаты, и коммунальные расходы, будет сохраняться принцип «выравнивания» базы различных муниципальных образований, в том числе и в просвещении. Да и такие важные вещи, как закупка школьных автобусов, на самом деле не откладываются до лучших времен, а переносятся на третий-четвертый кварталы.
По мнению Премьера, министерство должно настойчивее представлять интересы республики на федеральном уровне, причем активно участвовать не только в различных федеральных программах, но и в законодательной деятельности, в частности, по разграничению полномочий центра и региона.
Регулирование рынка труда, сказал Минниханов, только на федеральном уровне невозможно, необходимо заниматься этим и на местах, в частности, следить за судьбой выпускников школ, профессиональных колледжей, контролировать прием выпускников ссузов в вузы республики. Что же касается самих вузов, то надо привлечь республиканских экспертов к лицензированию вузов, реализовывать проект по созданию на базе КГУ федерального университета. Коснулся Премьер и поборов в образовательных учреждениях, в отношении которых министерство должно, на его взгляд, занимать самую жесткую позицию.
Завершил он свое выступление призывом, обращенным к педагогам, помочь в организации выборов. Как известно, без учительства у нас не обходится ни одна избирательная кампания, а эта, пришедшаяся на кризис, скорее всего, будет особенно сложной.

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее