...

Санпин 2.4 3.1186 03

Меню и СанПины по школьному питанию
Содержание
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2003 г. N 2 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03”
  2. I. Общие положения и область применения
  3. II. Требования к устройству, содержанию, организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
  4. 2.1. Требования к земельному участку
  5. Таблица 1 Размеры земельных участков в разных видах учреждений НПО
  6. Примечание: В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.
  7. 2.2. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и отдельных помещений
  8. 2.2.1. Учебные помещения общеобразовательного цикла
  9. Таблица 2 Площади основных учебных помещений
  10. 2.2.2. Помещения профессионального цикла
  11. 2.2.3. Требования к оборудованию
  12. Таблица 3 Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТу “Столы ученические” и “Стулья ученические”

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2003 г. N 2 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03”

На основании Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03”, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2003 г.
Регистрационный N 4204
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03

2.4.3. Учреждения начального профессионального образования
Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 января 2003 г.)
Дата введения 20 июня 2003 г.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений начального профессионального образования, обучением и воспитанием подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров.

II. Требования к устройству, содержанию, организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования


Проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) образовательных учреждений системы начального профессионального образования осуществляются с учетом требований настоящих правил.

Временное использование зданий и сооружений под образовательные учреждения начального профессионального образования, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструируемых зданий допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.1. Требования к земельному участку

2.1.1. Учреждения начального профессионального образования (далее – учреждения НПО) размещаются на самостоятельном земельном участке.

2.1.2. Размещение учреждений НПО, в том числе включая зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

2.1.3. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон.

2.1.4. Санитарные разрывы учреждений НПО от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

2.1.5. Через территории учреждений НПО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

2.1.6. Размеры земельных участков следует принимать в соответствии с требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (табл.1).

Таблица 1 Размеры земельных участков в разных видах учреждений НПО

Учреждение

Размеры земельных участков (га) в зависимости от количества обучающихся

Образовательные учреждения НПО

до 300 чел.

300 до 400 чел.

400 до 600 чел.

600-1000 чел.

Для всех образовательных учреждений

2

2,4

3,1

3,7

Сельскохозяйственного профиля*

2-3

2,4-3,6

3,1-4,2

3,7-4,6

________________
* Допускается увеличение, но не более чем на 50%.

Размещаемых в районах реконструкции**

1,2

1,2-2,4

1,5-3,1

1,9-3,7

________________
** Допускается сокращать, но не более чем на 50%.

Гуманитарного профиля***

1,4-2

1,7-2,4

2,2-3,1

2,6-3,7

________________
*** Допускается сокращать, но не более чем на 30%.


Примечание: В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.

2.1.7. На земельном участке следует предусматривать следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежития для обучающихся – жилую.

2.1.8. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом.

2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу.

2.1.10. В учреждениях НПО сельскохозяйственного и других профилей, связанных с освоением транспортных средств, следует предусматривать зону учебного хозяйства вне основного участка для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.

2.1.11. В учреждениях НПО строительного профиля, автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, добывающей промышленности, сельского хозяйства следует организовывать учебные полигоны на участках или вблизи от них (не более 30 минут пешеходной доступности). Площадь учебных полигонов в нормируемый размер участка не входит и определяется технологическими требованиями.

2.1.12. Площадь озеленения земельного участка должна составлять не менее 50% площади участка. Во избежание затенения деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, а кустарники – не менее 5 м от окон учебных помещений.

2.1.13. Учебные здания размещают с отступом от красной линии не менее 25 м в городах и 10 м – в сельских поселках.

2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие.

2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.

2.2. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и отдельных помещений

Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.

Учебные здания предусматривают высоту не более 4 этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую.

Состав и площади помещений должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и обеспечивать условия для подготовки обучающихся по предметам общеобразовательных и профессиональных программ подготовки, практического освоения ими профессиональных навыков, в том числе и при дополнительном введении новых профилей профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Изменением N 2 от 30 сентября 2009 года.

При размещении учебного заведения в приспособленном здании набор помещений, их площадь определяют исходя из числа учащихся, необходимости организации учебного процесса по общеобразовательным и профильным предметам, практической подготовки по специальности.

Взаимное расположение отдельных групп помещений обеспечивает удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создает оптимальные условия для организации учебного процесса и отдыха. Учебные помещения изолируют от учебно-производственных мастерских и спортивного зала.

Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.

Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.

2.2.1. Учебные помещения общеобразовательного цикла

2.2.1.1. Состав учебных помещений включает следующие основные группы: кабинеты и лаборатории общеобразовательного цикла, групповые и лекционно-поточные аудитории, кабинет информатики и ЭВТ.

2.2.1.2. Площади учебных помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям (табл. 2).

Таблица 2 Площади основных учебных помещений

Помещения

Площадь, м2 на 1 обучающегося (не менее)

Учебные кабинеты общеобразовательного цикла

2,5

Лаборатории по естественным дисциплинам

2,4

Лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин

2,4*

________________

* В общую площадь кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения.

Кабинет информатики и вычислительной техники

6 (на 1 рабочее место у дисплея)

Лингафонные кабинеты

2,4

Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования

2,4

2.2.1.3. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО).

В зоне обучающихся устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее); с подводкой электроэнергии (лаборатория физики); подводкой воды, сжатого воздуха и газа (лаборатория химии) с учетом требований организации учебного процесса. Лабораторию химии оборудуют вытяжными шкафами, которые располагают у торцевой стены возле стола преподавателя.

2.2.2. Помещения профессионального цикла

2.2.2.1. Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории (табл.2), учебно-производственные мастерские.

2.2.2.2. В зависимости от вместимости училища предусматривают лекционные поточные аудитории на 2-4 группы, площадь которых принимается из расчета 1,2 м2 на 1 место. Поточные аудитории не должны иметь длину более 10 м.

2.2.2.3. Высота учебных помещений теоретического цикла от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, лабораторий с крупным оборудованием – 4,2 м.

2.2.2.4. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы и пр.).

2.2.2.5. При продольной конфигурации учебного помещения зону экспозиции оборудования располагают у задней торцевой стены, при квадратной или поперечной конфигурации – у боковой стены, противоположной оконным проемам.

2.2.2.6. Лаборатории и кабинеты по специальным предметам (испытания материалов, спецтехнологии и материаловедения, подземно-транспортного оборудования, электроники и полупроводниковых приборов, строительных машин и др.) должны иметь площадь 83-88 мСанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а для кабинетов с крупным оборудованием – 98-108 м2.

2.2.2.7. При каждой лаборатории или двух однородных лабораториях и двух смежных учебных кабинетах оборудуют лаборантскую площадью не менее 15 мСанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

2.2.2.8. Площади учебно-производственных мастерских принимают из расчета на 1 место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек): слесарная – соответственно 5,4 и 4,5 м2, слесарно-инструментальная – 7,2 и 6,0 м2, слесарно-сборочная – 8,0 и 7,2 м2, токарная, фрезерная, механическая – 12,0 и 10,8 м2, электрогазосварочная – 12,0 и 9,6 м2, электросварочная – 9,0 и 7,5 м2, электромонтажная – 6,0 и 4,0 м2, механическая по обработке дерева – 12,0 и 10,0 м2, слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и трубопроводов – 10,0 и 8,0 м2.

2.2.2.9. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5х1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м.

2.2.2.10. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов.

2.2.2.11. Состав и площади учебно-производственных помещений, помимо указанных выше, следует принимать по нормам технологического проектирования организаций соответствующих отраслей промышленности и других отраслей экономики с учетом дополнительного выделения площади для установки оборудования, применяемого для учебных целей.

2.2.2.12. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.

2.2.2.13. Инструментально-раздаточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучающегося, но не менее 15 м2.

2.2.2.14. Отдел технического контроля имеет площадь 0,04 м2 на 1 обучающегося.

2.2.2.15. Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2-0,3 м2 на 1 станочное место.

2.2.2.16. Следует предусмотреть ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками.

2.2.2.17. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещениями.

2.2.3. Требования к оборудованию

2.2.3.1. Рабочее место обучающегося в классах, кабинетах и лабораториях оборудуют столами и стульями с учетом длины тела (в обуви) в зависимости от назначения учебного помещения. Не следует в учебных кабинетах и лабораториях использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок. Размеры мебели приведены в табл.3.

Таблица 3 Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТу “Столы ученические” и “Стулья ученические”

Номера мебели
по ГОСТам
11015-93
11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом
крышки края стола,
обращенного к
ученику по ГОСТу
11015-93 (в мм)

Высота над полом
переднего края
сиденья по ГОСТу
11016-93 (в мм)

Цвет
маркировки

4

1450-1600

640

380

красный

5

1600-1750

700

420

зеленый

6

Свыше 1750

760

460

голубой

2.2.3.2. Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35° (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах).

2.2.3.3. При продольной конфигурации учебного помещения столы обучающихся расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами для того, чтобы основной световой поток падал слева от обучающихся. Ширина проходов, начиная от стены со светопроемами, составляет для первого, второго и третьего рядов – 0,6 м, для последнего ряда между внутренней продольной стеной и вторым-третьим рядами столов – 0,5-0,7 м. От последних столов до задней стены (перегородки) – не менее 0,65 м*. В 1 климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда столов составляет не менее 1 м. Расстояние между первыми столами и доской составляет 2,4-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места от учебной доски – 8,6 м.
________________
* В “оборотных” классах (вход в класс у последних парт) расстояние между стеной и рабочим местом должно быть 1,2 м.

2.2.3.4. В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы ставят в 3-4 ряда, при этом расстояние от первых столов до классной доски составляет не менее 3,0 м.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий