История реформы с начала 90-х

Российский опыт реформирования системы школьного питания за последние десять лет ( 1998-2008 гг.)

В 1998 году, после разразившегося экономического кризиса в РФ, система дотирования школьного питания претерпела значительные изменения. Резкое недофинансирование данной статьи расходов в бюджете государства фактически перенесло груз финансовой ответственности за питание детей на родителей.  В предшествующий 1998 году период в 5 лет в России наблюдалось значительное снижение показателя охвата детей горячим питанием в образовательных  учреждениях. К 1998 году по данным Роспотребнадзора РФ горячим питанием были охвачены от 30 до 50 % учащихся школ. С рационом дети  недополучали белки животного и растительного происхождения, витамины, минеральные вещества, микроэлементы необходимые для правильного роста и развития организма ребенка.

В силу отсутствия финансирования в достаточной мере, во всех без исключения учреждениях было отмечено недостаточное употребление в питании детей кисломолочных продуктов, рыбы, соков, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц.

В 1998 году в субъектах РФ дотации на питание школьников выделялись  преимущественно из местных бюджетов из расчета 1,5 % МРОТ на человека в день. Из федерального бюджета финансирование в соответствии с законом РФ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» в размере 3 % МРОТ на 1 человека в течение учебного года практически не проводилось. В самом трудном положении оказались учащиеся учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Субсидии для организации щадящего питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения, сахарным диабетом, не выделялись практически повсеместно.

Учащиеся в сельской местности в большинстве регионов обеспечивались овощами, мясом, молоком и маслом за счет сельхозпредприятий. В городах закупка продуктов производилась детскими учреждениями самостоятельно, при этом, приобретались самые дешевые, физиологически малоценные продукты питания, повсеместно практиковалась закупка продуктов на рынках без официальной документации, подтверждающей ее безопасность.

Рацион питания по данным Минздрава РФ не соответствовал потребностям растущего организма школьника. В школьных рационах практически отсутствовали продукты питания,  являющиеся источниками аминокислот, витаминов и микроэлементов. Резко, особенно в сентябре 1998 г., сократилось число учащихся школ, имеющих возможность пользоваться услугами столовых в течение учебного дня.

Несмотря на трудности с обеспечением пищеблоков детских и подростковых учреждений технологическим оборудованием, невыплаты дотаций на питание и резкое сокращение ассортимента продовольственного сырья, в течение двух лет остается неизменным процент неудовлетворительных исследований по

микробиологическим и санитарно-химическим показателям исследованных проб готовых блюд — 5,16 %  (табл. 1).

таблица 1

Результаты исследования готовых блюд в организованных детских коллективах в 1997-1998 гг. (%)

 

Показатели

1997

1998

санитарно-химические

5,4

5,16

микробиологические

5,2

5,16

калорийности и полноты вложения продуктов

20,1

19,2

Вложения витамина С

14,2

15,1

 

Ситуация в системе школьного питания в 1998 году не могла не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. По данным РАМН в 1998 году число детей дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20 %, более чем у 25 % школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, а 75 % девушек-выпускниц оканчивают школу с хроническими заболеваниями.  Общая соматическая заболеваемость среди подростков 15-17 лет увеличилась в 1998 г. на 7,9 %,  в т. ч. новообразования на 21 %; болезни эндокринной системы и расстройства питания на 22 %; болезни органов пищеварения на 8,6 %; болезни костно-мышечной системы на 16,4 %; болезни нервной системы и органов чувств на 8,5 %.

Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения, проблема способности (готовности) детей к выполнению ими свойственных возрасту биологических и социальных функций, а также сложившаяся экономическая обстановка в стране не способствовала улучшению состояния среды обитания детей и подростков и предупреждению неблагоприятного воздействия на организм перечисленных выше факторов. Несмотря на попытки внедрения ряда государственных и субъектарных программ по поддержке системы школьного питания в 1998 году, таких как в Р. Дагестан, ни одна из них фактически не достигла своей цели. В стране катастрофически не хватало финансирования для реализации подобных программ.

         К 2000 году  наметилась некоторая тенденция к сокращению неудовлетворительных проб готовых блюд в детских организованных коллективах по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, на калорийность и полноту вложения продуктов, на вложение витамина »С».

Наименьший удельный вес проб готовых блюд не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, а также на калорийность и полноту вложения отмечен в начальных образовательных учреждениях, лицеях, учреждениях для детей-сирот.

Практически каждая пятая проба готовых блюд на калорийность и полноту вложения в 2000 году, в неполных средних (18,07%), средних образовательных учреждениях (18,37%), дошкольных учреждениях (20,43%), других типах школ (21,7%) не соответствовала гигиеническим требованиям.

В г. Москве, Хабаровском крае, Республиках Карелия, Хакасия, Бурятия, Коми-Пермяцком, Ненецком автономных округах и Еврейской автономной области неудовлетворительные пробы готовых блюд по микробиологическим показателям наблюдались в 10-15% исследований, что превышает средний показатель по Российской Федерации в 2 и более раз (4,73%).

Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения продуктов в 35-47% проб было зарегистрировано в Воронежской, Вологодской, Архангельской, Смоленской областях, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе.

Менее 7,5% неудовлетворительных проб на калорийность и полноту вложения было в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской республике, Республике Адыгея. По данным центров Госсанэпиднадзора охват детей горячим питанием увеличился в 2000-2001 учебном году в Томской, Тюменской, Иркутской, Псковской, Архангельской, Ростовской, Рязанской, Орловской областях, Ставропольском крае. Снижение числа учащихся, получающих горячее питание, отмечено в Брянской и Курской областях.

Имело место замена горячего питания буфетной продукцией. Так, в Самарской области 75,3% учащихся получали только буфетную продукцию. В Республике Дагестан только 12% учащихся начальной школы и 5% старшеклассников получали питание в школьных столовых.

Как и два года ранее, практически повсеместно отсутствовало финансирование питания школьников из  Федерального бюджета. Основным дотационным источником на питание детей являлись местные бюджеты, откуда средства в большинстве случаев выделялись на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей.

В Брянской области отсутствие финансирования из местного и федерального бюджетов привело к тому, что рациональное школьное питание как таковое отсутствовало. Даже в г.Брянске школьный обед составлял 7-8% от суточной потребности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в целях улучшения питания был принят комплекс мер по освобождению школьных пищеблоков от местных налогов, проводились взаимозачеты, школьные столовые снабжались продуктами из районных пищевых и сельхозпредприятий. На уровне области было принято решение о снижении торговой наценки с 40% до 20%.

Многие сельскохозяйственные предприятия Тульской области полностью или частично финансировали питание детей своего района. Вместе с тем, в ряде районов области менее половины учащихся групп продленного дня получали 2-х разовое питание.

В то же время в некоторых регионах ситуация была кардинально решена местными органами исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Главы администрации Орловской области дотирование питания школьников осуществлялось на 100%.

Широкое распространение получило «самообеспечение» продуктами питания организованных детских коллективов. На пришкольном участке преимущественно сельских школ выращивались овощные и ягодные культуры, разводились сельскохозяйственные животные. В ряде учреждений питание детей было организовано за средства родителей.

В Архангельской области в сельской местности, для удешевления питания  в школьных столовых и столовых дошкольных учреждений использовалась продукция с пришкольных участков или подсобных хозяйств. Практиковалась заготовка ягод (клюква, брусника, шиповник), выращивание сельскохозяйственных животных на мини-фермах.

Заключались договора на прямые поставки мяса, рыбы, молока с сельхозпредприятий или путём взаимообмена на продукцию растениеводства.

 

В 2000 году усилились тенденции к ухудшению состояния здоровья школьников. По данным Научного центра здоровья детей РАМН в 2000 году  каждый третий ребенок 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии.

По данным Института возрастной физиологии РАО, около 90% детей имели отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдала теми или иными невротическими синдромами; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имели хронические заболевания.

         В 2001 и 2002 году в Российской Федерации не было отмечено существенных изменений в функционировании системы школьного питания. Первые изменения пришли в конце 2003 года. По-сути впервые Правительство РФ обратило серьезное внимание на вопрос питания детей в общеобразовательных учреждениях.

         В ноябре 2003 г. состоялось заседание рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Г. Н. Кареловой. Рассмотрены вопросы организации питания школьников в Российской Федерации, заслушаны доклады Министерства образования Российской Федерации (В. А. Болотов) и Министерства здравоохранения Российской Федерации (С. И. Иванов). Министерствам (Минобразования России, Минздраву России, Минсельхозу России, Минтруда России, Минэкономразвития России, Минфину России) совместно с органами исполнительной власти было поручено  проработать вопрос совершенствования системы организации питания школьников, подготовить план соответствующих мероприятий и внести предложения в Правительство Российской Федерации. Минздраву России, Минобразования России, Минтруда России и Минобороны России было поручено принять меры по усилению контроля за организацией питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений разных типов и различной ведомственной принадлежности, предусмотрев в рационах продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные микронутриентами, витаминными комплексами. Органам исполнительной власти было рекомендовано принять исчерпывающие меры по обеспечению обучающихся, воспитанников образовательных учреждений горячим питанием, принять меры по приведению в соответствие с санитарными нормативами и правилами условий деятельности учреждений школьного питания, пищеблоков (буфетов) образовательных учреждений.

Охват питанием (завтраки, обеды, экспресс-завтраки) обучающихся в образовательных учреждениях на начало 2003/2004 учебного года, по данным центров Госсанэпиднадзора, в среднем по Российской Федерации составил 62,6 %. Горячее питание получали 57,6 % школьников, при этом в начальных классах школьным питанием были охвачены 79,5 %, в 5-11 классах — 52,7 % учащихся. Эти показатели, бесспорно,  уже были несколько лучше, чем в 2002/2003 учебном году — 78,2 и 51,5 % соответственно.

В 2003 г. состоялись Всероссийские научно-практические конференции: «Среда обитания и здоровье детского населения» (Оренбург, 17-18 сентября), «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, 8-11 октября), «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» (Москва, 11-12 ноября) и др. В резолюциях конференций были обозначены пути по совершенствованию деятельности заинтересованных министерств и ведомств в области охраны здоровья детей и подростков, улучшения условий воспитания и обучения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. В то же время, в 2003 году как и в предыдущие годы практически не были предприняты конкретные шаги по изменению сложившейся ситуации.

Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях на начало 2004-2005 учебного года, по данным центров Госсанэпиднадзора, в среднем по Российской Федерации составил 62,9 % (в 2003-2004 гг. — 57,6 %). В основном горячее питание получали ученики начальных классов. В Астраханской области только 12 % учащихся старших классов получали горячее питание. В Новосибирской области горячим питанием было охвачено почти 100 % учащихся начальных классов, и более 65 % — учащихся средних и старших классов. Старшеклассники чаще предпочитали буфетную продукцию. В связи с этим по настоянию госсанэпидслужбы из ассортимента школьных буфетов были исключены газированные напитки, напитки, содержащие тонизирующие компоненты, чипсы, сухарики, жевательные резинки. В Томской области 94,7 % учащихся профессиональных училищ получали ежедневно горячие обеды. В Республике Башкортостан, несмотря на то, что охват горячим питанием в профессиональных училищах составил 95-100 %, выделяемые финансовые средства (от 15 до 20 руб.) оказались недостаточны для организации сбалансированного питания подростков.

В Сахалинской области до 1 января 2005 г. в учреждениях начального профессионального образования практически 100 % учащихся получали горячее питание.

Учащиеся сироты и проживающие в общежитии дополнительно получали завтрак и ужин. Но из-за изменения законодательства, отмены ряда законов, которыми определялись льготы, ситуация значительно ухудшилась. За 3 месяца 2005 г. охват горячим питанием школьников сократился практически на 10 %. В учреждениях начального профессионального образования этот показатель сократился в 5 раз, здесь в лучшем случае питалось 20 % от общего количества, в основном учащиеся сироты. В Волгоградской области проблемой явилась низкая квалификация кадров пищеблоков школ, что приводит к грубым нарушениям требований санитарного законодательства.

В 2005 году, благодаря целенаправленной политике администраций ряда областей, при активном участии специалистов ТУ Роспотребнадзора, комплексной работе всех заинтересованных ведомств отметилось увеличение охвата школьников горячим питанием: в Республике Хакасии на 24 %, Пензенской области на 7,6 % учащихся начальной школы и на 12,6 % учащихся 5-11 классов, Липецкой, Томской областей, Республике Удмуртии на 2,6 %, г. Санкт-Петербурге на 4,7 %.

Показатели по охвату горячим питанием школьников были по-прежнему ниже среднефедеративного в Республике Дагестане — 5 %, Курганской — 26 %, Камчатской областях — 25-42 %, Кабардино-Балкарской Республике — 45,8 %, Ульяновской — 45,7 %, Читинской — 48 %, Ивановской областях — 50 %, Республике Северной Осетии Алания — 51 %, Тверской и Курской областях — по 52 %, Ростовской и Рязанской областях — по 56,4 %, Омской области и Ставропольском крае — по 57,5 %.

С целью предотвращения негативных явлений, связанных с нарушениями в питании населения в Рязанской, Кемеровской, Липецкой, Иркутской областях, Республике Хакасии были приняты и реализовывались постановления глав администраций, касающиеся профилактики йододефицитных состояний, обогащения массовых продуктов питания витаминами и микроэлементами. В рамках реализации этих документов было налажено производство продуктов питания, обогащенных витаминами и микроэлементами: молока и молочно-кислых продуктов, хлебобулочных и макаронных изделий.

Основными проблемами учреждений при организации школьного питания по-прежнему оставалось недостаточное финансирование, приводящее к ослаблению материально-технической базы пищеблоков, снижению содержания в рационах натуральных продуктов (мяса, рыбы, молочно-кислых продуктов, яиц, овощей, фруктов).

В Архангельской области снизилось потребление натуральных продуктов: мяса с 94,5 до 68,6 %; рыбы с 79,6 до 58,9 %; молока с 78,7 до 47,4 %. При анализе меню горячего питания были установлены основные характерные тенденции: недостаточно или крайне редко включаются блюда из рыбы, молочно-кислая продукция, преобладают гарниры из крупяных и макаронных изделий.

В Магаданской области в питании школьников в основном преобладала углеводистая направленность за счет избыточного потребления круп, макаронных изделий, каш.

В Республике Якутии натуральные продукты для питания школьников заменялись консервированными. Преобладали макаронные и хлебобулочные изделия. Неудовлетворительной оставалась материально-техническая база и оснащенность пищеблоков: дефицит кухонной и столовой посуды, устаревшее технологическое оборудование.

В Республике Алтае натуральные продукты (мясо, молоко) включались в школьное питание только 2-3 раза в неделю.

В Ханты-Мансийском АО снижение ассигнований из бюджета на питание школьников, рост цен на продукты питания, ограниченные материальные возможности родителей для оплаты питания детей создали существенные проблемы в организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях.

В Курганской области при малом охвате горячим питанием (26 % учащихся школ) дефицит молочных продуктов составил 61 %, мясопродуктов составил  40 %, овощей 43 %.

В Республике Мордовии в питании сельских школьников полностью отсутствовала рыба, сметана, творог, редко выдавалось мясо и молочно-кислые продукты, яйца.

В Читинской области в некоторых образовательных учреждениях объем финансирования завтраков был просто ничтожным  (4 руб.), что явилось причиной отсутствия в рационе рыбы, соков, фруктов, молока, сыра, яиц.

Факты нерационального и несбалансированного питания школьников, преобладание в рационе мучных изделий, бутербродов были отмечены в Смоленской, Ленинградской, Читинской, Камчатской, Оренбургской областях, Еврейской АО, Корякском АО, Хабаровском крае.

 

Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006 г. в среднем по Российской Федерации составил 69,3 %, что на 0,8 % больше, чем в предыдущем году; из них завтраки получают 74,8 % учащихся, обеды — 38,8 %. Все учащиеся получают горячие завтраки в общеобразовательных учреждениях Орловской, Саратовской областей, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Чукотского и  Эвенкийского автономных округов. В Республиках Чеченской, Ингушетия и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе 100 % учащихся получают обеды, а также в ряде районов других субъектов Российской Федерации.

В старших классах ученики проводят в школе большую часть дня, отсутствие же полноценного питания по-прежнему оказывало негативное воздействие на детский организм. Из числа учащихся 5-11 классов, получающих горячее питание, всего 34,5 % обедало в школе. В Республике Марий Эл и Тюменской области этот процент составлял 3,6, Алтайском крае — 5,7, Кемеровской области — 6,1, Костромской — 8,5 областях. На протяжении ряда лет наименьший охват школьников организованным горячим питанием отмечался в Республике Дагестан — 5,5 % учащихся. В Кабардино-Балкарской Республике процент детей, получавших горячее питание, составил 24,7. Льготное питание получали в основном дети из необеспеченных семей, дети-сироты.

В Ивановской области льготное питание получали около 1,0 % (2005 г. — 6,0 %), бесплатно питаются 2,2 % (2005 г. — 9,0 %) учащихся от общего числа школьников.

В Липецкой области бесплатным 2-разовым питанием в школе обеспечивались 24,0 % учащихся. Из числа не льготной категории одноразовое горячее питание получали все учащиеся начальных классов и 61,6 % старшеклассников. Остальные старшеклассники получали бесплатные мини-завтраки.

Горячим питанием за счет бюджетных средств в среднем по области обеспечивались 25,2 % учащихся общеобразовательных учреждений Московской области.

В Республике Мордовия бесплатное питание получали учащиеся общеобразовательных школ, состоящие на диспансерном учете по диабету, тубинфицированные, а также дети из малообеспеченных семей. Данная категория составляет около 17,0 % от числа детей, посещающих группы продленного дня, которыми было охвачено около 30 тыс. детей.

В 2007 году охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в среднем по Российской Федерации составил 69,3%, из них завтраки получали около 74,8% учащихся, обеды — 38,8%.

В Тамбовской области около 23% школ в сельской местности не имели пищеблоков, в них было невозможно организовать горячее питание детей. Школьные столовые имелись лишь в 91 школе Республики Адыгея (52,2% от общего числа школ), буфеты в 54 школах (31%).В Республике Дагестан из 1634 школ пищеблоки имели 160 школ (9,7%). Из 786 общеобразовательных учреждений Брянской области 569 имели собственные пищеблоки, в остальных школах организованы буфеты. 

В 2007 году отмечалась недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием.

Как отмечал главный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко, «…одним из существенных недостатков организации питания является составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие витаминизации».

 Таким образом, ситуация с организацией школьного питания до 2007 года оставалась практически неизменной. В отдельных регионах внедрялись программы «Школьное молоко», увеличивались дотации от местных органов исполнительной власти в регионах, но ключевые проблемы данного сектора социального питания так и не были решены. Данные обстоятельства не смогли не сказаться на существенном ухудшении здоровья детей и подростков.

  По данным НИИ гигиены детей и подростков Минздрава России, состояние здоровья школьников России в последние годы следует рассматривать как катастрофическое, поскольку более 92% из них имеют те или иные отклонения и проблемы со здоровьем.

  Около 80% подростков ограничены в выборе профессии, 20% имеют проблемы в репродуктивной сфере, 40% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Более 60% имеют нарушение осанки, 20% склонны к гипертонической болезни, у 20% старшеклассников имеет место повышенное кровяное давление, 84% девушек подростков и 72% юношей в течение года переносят острые респираторные инфекции. У 15% отмечается обострение имеющихся хронических заболеваний, у 30% наблюдаются заболевания зубов, 30% юношей и 10% девушек этого возраста в течение года получают травмы и переломы. Головные боли зафиксированы у 63,4% мальчиков старших классов и у 80,6% девочек. Депрессия случается у 7,5% мальчиков и 17.7% девочек. За время обучения в школе более чем в пять раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 и более раз — органов пищеварения.

  Указанные нарушения в здоровье детей и подростков обусловлены не только сложной демографической ситуацией, неблагополучной экологической обстановкой, социально-экономическим спадом в стране, социальной неустроенностью в семьях, увеличением численности детей, подверженных вредным привычкам, реформированием системы образования без учета возрастных особенностей и функциональных возможностей растущего организма, но и несбалансированным питанием.

  Среди указанных причин структура питания на 70% определяет уровень здоровья и физического развития детей и подростков. Согласно опросу 4% юношей и 10% девушек (школьников) оценивают свое питание как плохое, 12% недоедают и голодают. Лишь 40% школьников питаются хорошо. 54,7% детей школьного возраста считают материальное положение своей семьи как средне достаточное.

  Между тем хорошо известно, что пища обеспечивает организм не только энергией, пластическими компонентами для строительства быстро растущих органов и тканей детей и подростков, но и служит источником регуляторных веществ. Она необходима для поддержания симбионтной микрофлоры, обеспечения микроэлементами, водой, антиоксидантами всех классов, витаминами, жирными ненасыщенными кислотами и многими другими сотнями и тысячами жизненно важных нутриентов.

  Негативные оценки питания школьников подтверждаются данными научных исследований, проведенных многими специалистами нашей страны. Оказалось, что базовое питание детей и подростков школьного возраста часто характеризуется полимикронутриентной недостаточностью, ухудшением структуры и баланса химического состава суточных наборов пищевых продуктов.

Основные диетические нарушения у российских детей школьного возраста:

  На практике,  по мнению экспертов, лишь 30-50% учащихся школ по стране получают горячее питание. В большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц. В 24% школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С.

  При обследовании детей школьного возраста дефицит витамина С выявлен у 60-67%, В1 -у 40-44%, В2 — у 50-57%, фолиевой кислоты -у 69%, витаминов А и Е — у 28-29% и у 40-60% школьников соответственно.

  Для примера, почти половина московских детей в возрасте 10 и 15 лет не получают молоко, около 75%-творога и сыра. Дефицит белка испытывают 11% и 20% детей, дефицит витаминов В1 и В2 — 8% и 27% соответственно. Поливитаминный дефицит в питании школьников, как правило, сочетается с недостаточным поступлением в организм детей кальция, железа, селена и йода, пищевых волокон, жирных ненасыщенных кислот.

  Несмотря на очевидную значимость проблемы оптимального питания для поддержания здоровья школьников и снижения риска возникновения у них острых и хронических заболеваний, данному вопросу в Российской Федерации уделяется неадекватное внимание.

  В России до последнего времени ведущим федеральным документом, определяющим основные принципы организации рационального питания учащихся, являлся Приказ Министерства торговли СССР от 26 декабря 1986 г № 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах».

  Лишь недавно на федеральном уровне были изданы СанПиН 2.3.2 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», которые, к сожалению, также не дают ответа на многие организационные вопросы школьного питания в новых социально-экономических условиях.

  Основные рекомендации по организации питания детей в общеобразовательных школах, реализация которых будет способствовать созданию условий, способствующих сохранению здоровья российских школьников:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце 2007 года в России вышло постановление Правительства РФ об учреждении Национального проекта по реформированию системы питания в общеобразовательных учреждениях РФ (постановление Правительства РФ №799 от 21.11.2007). Данный документ дал старт федеральному эксперименту по реформированию системы школьного питания в 14 регионах РФ. В течение 2-х месяцев 37 регионов России подали заявки на участие в конкурсе и соискание государственных дотаций, выделенных на техническое переоснащение школьных пищеблоков в размере 1 млрд. рублей сроком на 2 года.

Ими стали:

— Ростовская область;

— Ставропольский край;

— Удмуртская республика;

— Хабаровский край;

— Калужская область;

— Брянская область;

— Краснодарский край;

— Санкт — Петербург;

— Самарская область;

— Псковская область;

— Пензенская область;

— Республика Тува;

— Астраханская область;

— Ярославская область;

— Калининградская область;

— Воронежская область;

— Омская область;

— Пермский край;

— Ульяновская область;

— Республика Хакасия;

— Республика Бурятия;

— Липецкая область;

— Оренбургская область;

— Республика Татарстан;

— Костромская область;

— Тамбовская область;

— Иркутская область;

— Томская область;

— Кемеровская область;

— Кабардино-Балкарская Республика;

— Орловская область;

— Алтайский край;

— Владимирская область;

— Красноярский край;

— Республика Мордовия;

— Волгоградская область;

— Читинская область

14 регионов были признаны победителями 13.02.2008 года приказом Федерального Агентства по Образованию.

В рамках первого этапа эксперимента Правительство РФ выделило финансирование в размере 500 000 000 рублей для реализации программы технического переоснащения школьных пищеблоков. Субъектами — победителями стали 14 субъектов со следующим распределением государственных инвестиций:

 

п/п №

Наименование субъекта Российской Федерации

Сумма субсидии в 2008 году (млн.руб.)

Сумма субсидии в 2009 году (млн.руб.)

Сумма субсидии на 2008-2009 годы (млн.руб.)

1.

Республика Татарстан

80,000

20,000

100,000

2.

Тамбовская область

29,300

39,425

68,725

3.

г. Санкт-Петербург

5,000

73,000

78,000

4.

Калужская область

28,750

34,250

63,000

5.

Ставропольский край

32,290

48,960

81,250

6.

Оренбургская область

38,430

61,570

100,000

7.

Алтайский край

46,000

52,500

98,500

8.

Кемеровская область

20,270

27,480

47,750

9.

Краснодарский край

40,080

11,920

52,000

10.

Липецкая область

39,000

48,750

87,750

11.

Калининградская область

33,060

58,940

92,000

12.

Ростовская область

27,820

3,205

31,025

13.

Красноярский край

40,000

10,000

50,000

14.

Пензенская область

40,000

10,000

50,000

Итого:

500,000

500,000

1000,000

Датой запуска проекта реорганизации системы школьного питания в субъектах — победителях назначено 1 сентября 2008 года. 

 На заседании рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, прошедшей недавно в Казани было решено:

Срок — до 1  июля 2008 года.       

 

Получайте все новости отрасли первыми



Читать далее