...

“Методическое пособие для санитарно-гигиенического обучения должностных лиц и работников предприятий общественного питания”. Часть 5

Угроза закрытия предприятия общепита! Эксклюзив

Эти предписания и составили основное содержание Закона:

  • Установлено три уровня  контроля : федеральный, региональный, муниципальный. То есть, расширена сфера применения Закона за счет включения в нее муниципального контроля. Понятие муниципального контроля введено впервые. Его целью является проверка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований муниципальных правовых актов. В отношении же осуществления государственного контроля (надзора) введен принцип разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности. Также впервые дано определение самой проверки как совокупности мероприятий по контролю для оценки соответствия деятельности, товаров организации (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям и требованиям, установленным местными властями. Закон подробно описывает полномочия органов контроля на всех трех уровнях. При этом одной из ключевых обязанностей этих субъектов является принятие административных регламентов проведения проверок. Установлено, что оценка соответствия деятельности и товаров субъектов предпринимательства требованиям законодательства будет проводиться экспертами и специализированными экспертными организациями.
  • Также к нововведениями относится обязанность  организаций и индивидуальных предпринимателей уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности:

– предоставлении гостиничных, бытовых услуг;

– предоставлении услуг общественного питания;

– розничная торговля и оптовая торговля;

– и т. д. (всего 13 видов деятельности).

Такое уведомление предоставляется после государственной регистрации и   постановки на учет в налоговом органе.

Исполнение данной обязанности исключает необходимость получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления этих видов деятельности.

Существенно переработан порядок проведения проверок. Проверки по-прежнему делятся на плановые и внеплановые. Причем и те и другие могут осуществляться в виде выездной или документарной проверки:

  • модернизирована система планового контроля (надзора). Установлено, что в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением отдельных изъятий. Иная нормативная периодичность сохранена в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ;
  • введено понятие проверка, которое включает в себя два вида проверок: документарные (проводятся на основании исследования документов по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и выездные (проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности). По общему правилу, выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства;
  • существенно изменена идеология проведения внепланового государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Установлено, что внеплановый контроль (надзор) проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации: о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций; о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде. Из перечня оснований для проведения внепланового контроля (надзора) исключено нанесение имущественного ущерба, поскольку защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством;
  • введен запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта;

 

 
 Изменения порядка проведения проверок отражены в таблице:
Что   изменилось Стало Было
ПЛАНОВЫЕ   ПРОВЕРКИ
Периодичность проведения   плановых проверок Не чаще чем раз в три года со   дня:

– государственной регистрации;

– окончания проведения последней   плановой проверки;

– начала осуществления отдельных видов деятельности   (указаны выше)

В организациях здравоохранения,   образования, социальной сферы проверки могут проводиться два и более раз в   три года

Не более чем один раз в два   года.

В отношении субъекта малого   предпринимательства плановая проверка может проводится не ранее чем через три   года с момента его государственной регистрации

 

 

 

 

Основание проведения плановых   проверок Органы государственного и   муниципального контроля формируют ежегодные планы проведения проверок.   Эти планы публикуются на веб-сайтах контролирующих органов. Это требование не  устанавливалось законодательно, а   присутствовало в актах различных министерств и самих контролирующих органов.
Порядок формирования ежегодного   сводного плана проведения проверок До 1 ноября года, предшествующего году проведения   плановых проверок, контролирующие органы направляют проекты ежегодных планов   проведения проверок в органы прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ   формирует и размещает ежегодный сводный план проведения проверок на   своем официальном веб-сайте в срок до 31 декабря текущего календарного   года.

Не регламентировано
Срок уведомления организации   (индивидуального предпринимателя) о предстоящей проверке Три рабочих дня до   начала проверки. Уведомление производится путем направления копии   распоряжения руководителя контролирующего органа о проведении проверки. Распоряжение о проведении   проверки предъявляется на месте сотрудником контролирующего органа   руководителю проверяемой организации вместе со служебным удостоверением.

 

ВНЕПЛАНОВЫЕ   ПРОВЕРКИ
Основания проведения внеплановых   проверок 1. Истечение срока исполнения предписания об устранении   нарушения

2. Возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан,   либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности   государства;

3. возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций природного и   техногенного характера;

4. жалобы потребителей о нарушении их прав.

Для проведения проверки субъекта малого или среднего   предпринимательства по 2-му или 3-му основанию требуется согласие органа прокуратуры. Однако в момент совершения   нарушения органы муниципального контроля вправе начать внеплановую выездную   проверку незамедлительно с извещением   органов прокуратуры в течение 24 часов.

1. Контроль исполнения   предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки;

2. Получение информации о   возникновении аварийных ситуаций;

3. возникновение угрозы жизни и   здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

4. обращение граждан или   организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

Срок уведомления организации   (индивидуального предпринимателя) о предстоящей проверке Если проверка проводится в связи с истечением срока   исполнения предписания об устранении нарушения, организация уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее   проведения любым доступным способом.

В других случаях уведомление не требуется.

Не регламентировано
Контроль органов прокуратуры за   проведением внеплановых проверок Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых   внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего   предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных   проверок. Не регламентировано
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ   ПРОВЕРКА
Место проведения Место нахождения контролирующего (надзорного) органа Порядок проведения документарных   проверок не устанавливался законодательно, а регулировался актами различных   министерств и самих контролирующих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок представления документов в   случае получения мотивированного запроса от контролирующего органа 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.
Порядок представления   запрашиваемых документов Представляются копии документов. Причем не допускается   требовать нотариального заверения данных копий.
Срок проведения проверки Не более 20 рабочих   дней. Если организация осуществляет деятельность не территории нескольких   субъектов РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу.
Основание проведения проверки Распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя   контролирующего органа
Лица, проводящие проверку Проверка может проводиться только лицами, указанными в   приказе или распоряжении о проведении проверки.
ВЫЕЗДНАЯ   ПРОВЕРКА
Место проведения Место нахождения юридического лица, осуществления   деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического   осуществления их деятельности. Порядок проведения выездных   проверок не устанавливался законодательно, а регулировался актами различных   министерств и самих контролирующих органов.
Основания проведения проверки Выездная   проверка проводится, если при документарной проверке невозможно:

–   удостовериться в полноте и достоверности документов организации (в частности   уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской   деятельности);

–   оценить соответствие деятельности организации требованиям, установленным   муниципальными правовыми актами.

Порядок проведения проверки Выездная   проверка начинается с:

–   предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего   органа;

– ознакомления руководителя с распоряжением или приказом о   назначении выездной проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку   лиц, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и   объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной   проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Обязанности руководителя   организации или индивидуального предпринимателя при проведении проверки 1. Если   до выездной проверки не проводилась документарная проверка – предоставить   сотрудниками контролирующего органа возможность ознакомиться с документами,   связанными с целями, задачами выездной проверки.

2. Обеспечить доступ на территорию, в используемые здания,   строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию,  транспортным средствам и перевозимым ими   грузам.

Срок проведения проверки Не более 20 рабочих   дней. Если организация осуществляет деятельность не территории нескольких   субъектов РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу.

Общий срок проведения плановой выездной проверки не   может превышать 50 часов в год для   малого предприятия и 15 часов в   год для микропредприятия.

В исключительных случаях срок проведения выездной   плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но   не более чем на 20 рабочих дней, а   для малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

ПОРЯДОК   ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ
Ограничения прав должностных лиц   проверяющих органов – осуществлять выездную проверку в отсутствие руководителя   организации или индивидуального предпринимателя;

– осуществлять выдачу предписания или предложений о проведении   мероприятий по контролю за счет организации или индивидуального   предпринимателя.

Не регламентировано

 

Срок оформления акта проверки Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.

Если для составления акта проверки необходимо получить   заключения по результатам проведенных исследований и экспертиз, то акт   проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки.

Не регламентировано
Порядок вручения акта проверки   руководителю организации или индивидуальному предпринимателю Акт вручается под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении.

В случае отсутствия руководителя проверяемого лица, а   также в случае его отказа дать расписку акт проверки направляется заказным   почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к   экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контролирующего органа.

Акт проверки вручается руководителю проверяемого лица   под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое   приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле контролирующего органа.
Порядок направления копии акта   проверки в прокуратуру Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется   согласование с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган   прокуратуры в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки. Не регламентировано
Представление возражений на акт   проверки В случае несогласия с актом проверки либо с выданным   предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в   течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в контролирующий   орган в письменной форме возражения. При этом к возражениям могут быть   приложены документы, подтверждающие их обоснованность. Не регламентировано
Меры, принимаемые в отношении нарушений, выявленных при   проведении проверки

 

1) выдача предписания   об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) если установлено, что деятельность проверяемого лица   представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью   граждан, окружающей среде, безопасности государства или такой вред причинен,   контролирующий орган вправе наложить временный запрет деятельности проверяемого лица и отозвать продукцию,   представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды,   из оборота.

1) составление протокола   об административном правонарушении

2) выдача предписания   об устранении выявленных нарушений.

Недействительность результатов проверки, проведенной с   грубым нарушением требований закона

 

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением   установленных требований подлежат отмене вышестоящим контролирующим   (надзорным) органом или судом на основании заявления юридического лица,   индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям, в частности, относятся:

– отсутствие оснований проведения проверки;

– нарушение срока уведомления о проведении проверки;

– несогласование с прокуратурой внеплановой выездной   проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

– нарушение сроков и времени проведения проверок в   отношении субъектов малого предпринимательства;

– и др.

Не регламентировано
Возмещение вреда, причиненного проверяемому лицу вследствие   действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа Вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств   соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством. Вред подлежит возмещению в размере понесенных убытков (без учета упущенной выгоды)

 

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий