Франчайзинг – крайне популярное и обсуждаемое сегодня явление. Предприниматели
с интересом рассматривают франчайзинг как инструмент масштабирования своего
бизнеса, способ выхода в новые регионы, в новые страны. Франчайзинг это
действительно уникальный и эффективный инструмент сотрудничества двух
компаний, при котором сторона правообладателя передает свои наработки технологии
и ноу-хау другой компании (пользователю) за вознаграждение.
Как и любое партнерство, результат во многом зависит от контракта, заключенного
между сторонами. В нашей статье мы поговорим о договоре коммерческой концессии
и об основных обязательных пунктах этого договора. Надеюсь, после прочтения
данной статьи у вас появится четкое понимание, какую задачу поставить вашему
юристу при разработке франчайзингового договора.
Итак, давайте разбираться. Понятия франчайзингового соглашения в российском
праве нет. Все франшизы продаются на основании договора концессии или
лицензионного соглашения. При этом лицензионное соглашение позволяет прописать
и регламентировать куда меньше положений.
Договор коммерческой концессии заключается между правообладателем и
пользователем. Предметом договора является комплекс исключительных прав (КИП)
на пользвание передаваемыми лементами: наименование, оформление, секрет
производства, система сервиса и так далее.
Перечислим основные положения, которым должен отвечать договор коммерческой
концессии.
Торговый знак.
Договор концессии создается на основании зарегистрированного знака, который
правообладатель передает пользователю. Без регистрации договора концессии быть
не может.
Обязательная регистрация
Договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации. Обычно в
самом договоре указывается, чья сторона должна проводить регистрацию и в какой
срок. Нет единого правила: это может быть и сторона правообладателя и сторона
пользователя. Процедура регистрации весьма проста и больших затруднений вызвать
не должна.
Разглашение конфиденциальной информации.
По договору концессии правообладатель передает данные, содержащие ноу-хау,
технологии, секреты производства конкретному лицу за вознаграждение. Вся система
рушится если пользователь позволит информации распространяться каким-то третьим
лицам. По этой же причине пользователю рекомендуется заключать со своими
сотрудниками NDA в том случае если эти сотрудники взаимодействуют с
конфиденциальной информацией, передаваемой правообладателем.
Ограничение конкуренции.
Правообладатель передает КИП пользователю для использования в рамках единой
сети. Использование передаваемых элементов вне партнерских отношений
недопустимо. Поэтому договор коммерческой концессии должен включать
обязательство стороны пользователя исключить любую конкуренцию в течение
определенного периода.
К сожалению, нередки случаи, когда пользователь покупает франшизу для получения
знаний и технологий, после чего меняет вывеску и продолжает самостоятельную
работу уже без правообладателя. Это существенный риск, от которого должен
защищать договор коммерческой концессии.
Правила и стандарты.
Пользователь получает КИП, но использовать передаваемые элементы он может
только определенным правообладателем способом, по утвержденным правилам и
стандартам. Это обязательное условие, которое необходимо для сохранения
единообразия сети, а также для сохранения единого уровня качества сети.
Ущерб репутации.
Правообладатель передает пользователю самое важное – возможность говорить от
лица сети. В эпоху общедоступности любой информации, любые заявления и
публичные действия должны быть крайне выверены потому что могут быть по-своему
трактованы СМИ и общественностью, а также любая ошибка может стать известна
широкому кругу. По этим причинам договор коммерческой концессии должен
защищать репутацию правообладателя и репутацию сети от неосторожных действий
пользователя и пункты о защите репутации – обязательны для договора концессии.
Договор коммерческой концессии предполагает большое количество правил и
стандартов и обычно предписывает огромные штрафы за нарушения. Пользователь
должен быть готов к этому потому что правообладатель рискует не только своим
бизнесом, но и бизнесом всех партнеров своей сети. По этой причине договор
коммерческой концессии редко бывает сбалансирован. Наоборот, он как правило
защищает и страхует правообладателя в большей степени.
При разработке договора коммерческой концессии рекомендую выбирать опытного
юриста, который уже имел опыт разработки подобных соглашений, а еще лучше,
чтобы он имел опыт защиты подобных соглашений в суде. Наша команда в проектах
по разработке франшизы для наших заказчиков обязательно разрабатываем договоры
коммерческой концессии самостоятельно. Договора создаются на основании условий
франшизы и отвечают всем требованиям, указанным в этой статье.
При разработке договора концессии рекомендую вам руководствоваться главным
правилом, все, что не будет прописано договором – будет исполняться плохо, не будет
исполняться совсем или станет причиной споров и противоречий между сторонами.

Читать также:  Гостиницы Иркутска созданы для каждого

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь