Обзор рынка общественного питания г.Калининграда
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И
ДОСУГА ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
Фролова Д.В.
Российский государственный университет имени Иммануила Канта
Калининград, Россия
Рынок общественного питания в городе Калининграде насчитывает около 150
организаций, что же касается рынка досуга, то в городе около 45 развлекательных
центров.
Для того чтобы оценить как развивается этот рынок, и развивается ли он вообще,
необходимо ознакомится с данными об обороте общественного питания за несколько лет.
Нельзя не заметить, что на рынке общественного питания наблюдается спад объёмов продаж, который начинается с 2008 года. Это можно объяснить кризисными явлениями, которые поразили почти все области экономики, в том числе пострадал и рынок общественного питания и досуга. Хотя ситуация в Калининградской области существенно отличается от ситуации в целом по России, калининградский рынок, упав в 2008 году, смог удержаться на этом уровне и в 2009 году, в России же спад оборотов общественного питания в целом пришёлся именно на 2009 год.
Что касается оборота ресторанов, баров, кафе, столовых при предприятиях и
учреждениях, а также организаций, осуществляющих поставку продукции общественного питания, то он в 2009 году составил 4,5 млрд. рублей, или 101,5% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода 2008 года, в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года – 141,3%.
Наиболее обнадеживающие тенденции – на калининградском ресторанном рынке.
До 2008 года его отличали значительные темпы роста, ежегодно в городе открывалось несколько новых заведений общественного питания. Вследствие кризиса их число сократилось, однако, по мнению экспертов, он восстанавливается наиболее быстрыми темпами. При этом в городе развиваются практически все сегменты ресторанного рынка –от сетей быстрого питания (в 2010 году началось формирование сети ресторанов «Макдональдс») до элитных и тематических ресторанов. Одними из самыхмногочисленных заведений в городе являются пиццерии, представленные в двух сегментах – экономичный и классический варианты.
Однако, если сравнивать рынок общественного питания Калининграда не с
другими городами Калининградской области, а со схожими по размерам городами
ближнего зарубежья (Польши и Литвы), и даже российскими городами, то можно сделать вывод о том, что заведений общественного питания в Калининграде по-прежнему сравнительно немного, особенно что касается сетевых заведений. Это позволяет прогнозировать их рост в кратко- и среднесрочной перспективе.
Мировая практика показывает, что развитие рынка общественного питания тесно
связано с развитием предприятий в сфере досуга, в первую очередь торгово-
развлекательных центров, поэтому можно предположить, что восстановление рынка общественного питания окажет положительное воздействие на развитие рынка досуговых услуг Калининграда, который также сократился с началом кризиса и динамика которого оживилась только в последние месяцы.
3
Таким образом, исследование показало, что на рынке досуга и общественного
питания в Калининграде наметилась положительная динамика, данный рынок начал
восстанавливаться после кризисных проявлений.