Формирование здорового образа жизни в средней школе (методическое пособие). Основы рационального питания. Часть первая.

Школы представляют собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школах существуют более эффективные возможности, чем где-либо еще, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, с частым посещением ресторанов фаст-фуд, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Организация рационального питания школьников может позволить достигнуть следующих основных целей:

  • рост учебного потенциала детей и подростков;
  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе – улучшение репродуктивного здоровья;
  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний, а также рака в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
  • улучшение успеваемости школьников;
  • повышение их общего культурного уровня.

Из результатов исследований, проведенных в США и других странах, известно, что, грамотно составив и реализовав программу санитарного просвещения в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящее к развитию ряда заболеваний. По оценкам реализуемых программ здорового школьного питания можно отметить, что у детей, участвовавших в этих программах, выросла посещаемость занятий, и улучшились результаты учебы. По сравнению с другими способами укрепления здоровья населения, школьные программы, направленные на формирование навыков рационального питания – один из наиболее выгодных путей инвестирования в дело укрепления здоровья нации в целом, что доказано результатами международных исследований.

Читать также:
Формирование здорового образа жизни в средней школе (методическое пособие). Основы рационального питания. Часть вторая.

Для обучения школьников принципам рационального питания, необходимо тесное взаимодействие управления системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей (табл. 1). Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны.

Таблица 1. Основные направления работы и ее уровни при обучении школьников рациональному питанию

Управление образования

Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинские работники

Родители

  • обеспечение бесплатного школьного питания социально незащищенным и мало обеспеченным школьникам
  • заключение договора с организацией общепита, обеспечивающей поставку полноценных школьных завтраков и обедов
  • формирование требований к меню школьных столовых с учетом последних достижений диетологии
  • обеспечение мониторинга, наблюдения и контроля организации питания в школах
  • обеспечение школьников кипяченой питьевой водой
  • введение ограничения или запрета на продажу чипсов, батончиков и др. «нездоровых» продуктов питания в школе
  • планирование и организация проведения мероприятий, направленных на обучение школьников принципам рационального питания
  • проведение тематических уроков и классных часов по рациональному питанию
  • проведение родительских собраний с обсуждением системы и принципов организации питания
  • участие в программах по обучению школьников основам рационального питания
  • проявление интереса к питанию учеников между занятиями
  • проведение тематических лекций, бесед для всех школьников
  • проведение индивидуальных тематических бесед со школьниками, имеющими проблемы со здоровьем вследствие нерационального питания
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьной столовой
  • своевременное направление на консультацию и/или лечение школьников, имеющих проблемы со здоровьем вследствие нерационального питания
  • организация рационального питания дома
  • объяснение ребенку, что нельзя есть на ходу, в сухомятку и т.д.
  • проявление интереса к пище, употребляемой ребенком вне дома
  • участие в мероприятиях, проводимых школой по обучению школьников навыкам рационального питания
Читать также:
Открытие ресторана "Годунов". Часть первая

Основной задачей при обучении младших школьников рациональному питанию является формирование у них правильных пищевых привычек. У старших школьников помимо этого важным является просвещение школьников относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека. Для простоты демонстрации влияния продуктов питания на здоровье, разобьем все продукты питания на три группы и обозначим эти три группы продуктов тремя цветами — зеленым, желтым и красным (табл. 3).

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий