...

Игра на виртуальном поле

Почувствовав обострение конкуренции, рестораторы всерьез обеспокоились поиском наиболее эффективных программ, которые способны удержать постоянных и привлечь новых посетителей. Создание сайтов – из их числа, ведь сегодня без Интернет – представительства ни один владелец ресторана не может сказать, что сделал все возможное для продвижения своего проекта.

Стильные штучки

Во всемирной паутине разбросано превеликое множество сайтов, в том числе, и ресторанной тематики. Обидно, но, по крайней мере, четверть из них не приносят своим заведениям никакой пользы, более того, не самым лучшим образом влияют на их имидж. Подобное проистекает чаще всего из-за трех типичных ошибок, не учтенных при разработке “виртуальных офисов”: плохо продуманной концепции, неудобной навигации и нехватки времени на обновления. Кто-то из маркетологов добавил бы, что не каждый ресторан нуждается в сайте, объяснив свое мнение отсутствием в заведении регулярно устраиваемых акций, достойных найти отображение на его страницах. Еще недавно с этим утверждением можно было бы согласиться, но сейчас, когда для успешной деятельности ресторана ему как воздух необходима самопрезентация, оно, отчасти, потеряло актуальность.

К тому же, значительная часть ресторанных сайтов лишены “новостей” и “афиши” априори, и такие ресурсы вообще могут обновляться раз в три-четыре месяца. На подобном “презентационном” вэб-стиле (так же именуемом виртуальной визитной карточкой), останавливаются около 37 процентов предприятий питания. В этом варианте – все необходимое для представления ресторана потенциальным гостям: описание, фотографии интерьера, знакомство с командой, меню, адрес и телефон. Он малозатратен, для его поддержания требуется минимум сил и времени. Вместе с тем, при грамотном исполнении такой сайт способен привнести дополнительные активы в формирование имиджа ресторана.

Другой вэб-стиль, интерактивный, среди ресторанных сайтов получивший примерно такой же ареал распространения, кроме презентационных страничек имеет еще и странички с “обратной связью”. Как правило, среди его сервисов значатся “Гостевая книга” и форма бронирования в режиме “он-лайн”, позволяющая не выходя из сети Интернет зарезервировать столик или даже подать предварительную заявку на проведение банкета. Этот вариант предоставляет аудитории возможность ознакомиться и с новостями, происходящими в заведении, и с афишей тематических вечеринок или фактом проведения гастролей заезжего шефа. Само собой, такой сайт следует регулярно обновлять, ведь анонсируемое событие, которое произошло две недели назад, может вызвать ощущение невнимательности ресторанной команды по отношению к гостям. Дополнительно стоит предусмотреть механизм постоянного контроля “обратной связи” – информация о резерве столика должна оперативно передаваться в соответствующую службу ресторана.

Предприятию питания, специализирующемуся на экзотической кухне, большие дивиденды принесет тематический портал, раскрывающий специфику заведения в контексте продвигаемой им гастрономической культуры. Этот вариант сайта способен собрать вокруг себя ее адептов, что является прямым шагом к увеличению числа постоянных гостей ресторана. Если сайт нужен для ресторана клубного типа, подойдет вариант с собственным форумом. Ресторанным проектам, насчитывающим несколько заведений одной специализации, можно порекомендовать выбрать портал, представляющий собой электронный корпоративный журнал. Такой вэб-стиль позволяет параллельно преследовать две цели: служить виртуальным местом общения сотрудников компании и привлекать дополнительную аудиторию в рестораны сети.

Портрет в виртуале

Существует несколько технологий, в которых может быть выполнен сайт. Не вдаваясь в специфику программирования, можно выделить три основных типологии: статика, динамика и статика с элементами динамики. Надо ли говорить, что именно третий вид для ресторанных сайтов является наиболее предпочтительным. Динамические элементы – своеобразный “дресс-код”, признак того, что владелец ресурса “в теме”, он современен и активен. Вместе с тем, сменяющиеся картинки хоть и оживляют дизайн, но являются “тяжелыми”, – при их избытке не все потенциальные посетители сайта дождутся загрузки, то есть, преследуя эстетические цели легко можно лишиться части аудитории. Одним словом, Интернет-представительства, принадлежащие к индустрии гостеприимства и рассчитанные на привлечение потребителей, только выиграют, если найдут золотую середину.

Ответить на вопросы “что делать?” и “как?” крайне сложно, если первоначально не озадачиться вопросом “для кого?”. По данным маркетингового агентства “Комкон”, “среди основной массы пользователей Интернет в крупных городах преобладают люди, получающие или получившие высшее образование, в том числе руководители высшего и среднего звена, а также молодые квалифицированные служащие. При сегментации аудитории по социально-экономическому статусу, отслеживается характерность принадлежности к высшему классу, а также высшему и среднему сегментам среднего класса. Таким образом, получается, что пользователи Интернет, как правило, являются более обеспеченной целевой группой, чем все население России, они чаще имеют сбережения, различные формы накоплений, основная часть которых приходится на вклады в банках и накопления в валюте…”. Согласитесь, вырисовывается портрет идеального клиента для ресторана любого уровня, так стоит ли предприятию питания и дальше пренебрегать всемирной паутиной и собственным присутствием в ней?

Где эта улица

Крайне важный момент в “сайт-билдинге” – выбор места, на котором будет размещен “виртуальный офис”. Сколь бы ни было велико искушение воспользоваться бесплатными серверами, поддаваться, разумеется, не стоит. И дело совсем не в том, что платить все равно придется – не деньгами, так рекламными банерами, которые будут размещены на сайте ресторана помимо желания его владельца. Просто бесплатный сервер – это совсем уж не комильфо. Другое дело – страничка с информацией о ресторане внутри адресованного потребителям специализированного каталожного портала. Эти порталы, безусловно, посещаемы, но и тут есть подводные камни. Если разделить поток посетителей каждого из них на количество брендов, размещенных в каталогах, цифра получится небольшая, – хорошо, если на заведение придется хотя бы по два человека в сутки. Это не значит, что подобный сервис следует игнорировать, напротив, странички, “вывешенные” на нем – весьма достойный инструмент, позволяющий информировать потенциальных гостей ресторана, – например, о том, что у него есть собственный сайт.

Анастасия Алексеенко, главный редактор www.allcafe.info, считает, что не всем очевидна разница между “страничкой” и небольшим сайтом, размещенным внутри тематического портала. “Сайт – собственность ресторана, при его изготовлении ресторан вправе заказать индивидуальный дизайн, отвечающий концепции заведения, подходящую ему навигацию, форму подачи материалов, доменное имя, наподобие следующего: “сайт.портал.ru”.

Он может в будущем изменять и улучшать дизайн, заниматься продвижением, и главное – вправе выбирать как провайдера, так и обслуживающую компанию. Само собой, такой сайт получает бонусы в виде рекламы или льготного хостинга от ресурса, на территории которого размещен. Со страничкой ничего подобного не происходит, она – часть чужого сайта, и в поисковых системах ей будет уделено совсем мало внимания”, – говорит Анастасия Алексеенко.

Среди питерских рестораторов многие понимают, что в идеале свой сайт надо размещать напрямую в зонах “.ru”, “.com” и подобных. Профессионалы ресторанного бизнеса хорошо информированы о том, что Интернет-представительство без привязки к какому-либо пусть даже самому замечательному порталу значительно увеличивает маркетинговый портфель предприятия.

Вместе с тем, по данным Лаборатории Анализа Ресторанных Предложений, три четверти ресторанов Северной столицы, присутствующих в сети Интернет, делают это именно посредством страничек, причем около 70 процентов из них потенциально готовы пойти на строительство отдельного “виртуального офиса”. Но их владельцев останавливают две (как им кажется) проблемы: они не очень хорошо представляют, как это будет происходить технически (и в какую стоимость может вылиться), а также – что с сайтом делать потом, в частности, кто его будет обновлять.

PROдвижение сайта

Итак, сайт ресторану нужен. Во-первых, он помогает привлекать сотни или даже тысячи потенциальных посетителей, которые с помощью Интернета выбирают места проведения досуга. Во-вторых, сайт незаменим для рекламы таких предложений как банкеты или ланчи для туристических групп. Но когда встает вопрос об увеличении штата предприятия питания, вводя в него, прямо скажем, непрофильную единицу (кто-то же должен этим заниматься, – говорят рестораторы), “виртуальный офис” перестает казаться таким уж необходимым. Все правильно, для не сетевого заведения иметь среди сотрудников вэб-дизайнера – это, конечно, чуточку слишком. На самом деле все проще: существует множество компаний, которые возьмут сайт в доверительное управление, и это обойдется в десятую часть от зарплаты программиста.

Создавать сайт, заниматься его продвижением и обновлением должна одна и та же команда. На это есть несколько причин, например эта: чтобы сайт успешно прошел регистрацию во всех ключевых поисковых системах и, как следствие, был доступен потенциальным посетителям, для него важно правильно прописать все коды, то есть, работа по продвижению не может быть успешной, если были допущены ошибки в верстке. Примечательно, что многие не очень добросовестные вэб-студии обещают обеспечить своим заказчикам верхние позиции в тематических каталогах и тех же поисковиках в нереально короткий срок, – к сожалению, это невозможно (чтобы сайт входил в первую двадцатку при запросе “Рестораны Санкт-Петербурга”, нужно, по крайней мере, месяц-полтора кропотливой работы).

“Существуют десятки методов продвижения сайтов, буквально, для каждого конкретного ресторанного проекта может быть собственный сборный рецепт, – говорит Анастасия Алексеенко. – Простой пример: ресторан “Ромашка” с европейской кухней, – понятно, что заниматься “раскруткой” названия заведения в сети Интернет финансово не оправдано. В данном случае следует сосредоточиться на технической стороне верстки, правильно прописанных заголовках и подборе ключевых слов. Не стоит забывать о максимальном упоминании сайта на всех плановых рекламаносителях (визитки, модули в журналах и т.д.), размещении новостных текстовых материалов на специализированных ресурсах (со ссылкой на сайт), проведении банерных рекламных кампаний. Но для заведений, делающих акцент на дополнительных услугах (например, изготовлении и доставке кондитерских изделий), а так же для ресторанов, специализирующихся на авторской или национальной кухнях, рекомендации будут уже иные”.

Как найти исполнителя

Среди посетителей будущего сайта непременно окажутся как те, кто только еще собирается познакомиться с рестораном, так и его завсегдатаи, а потому, при разработке контента – текстового и визуального наполнения, следует максимально предусмотреть, интересы обеих групп. При выборе вэб-студии, которой предстоит построить, оформить и “раскрутить” “виртуальный офис”, будет нелишним провести тендер, причем, основополагающим моментом выбора должна стать не стоимость проекта (понятно, что есть бюджет, за рамки которого выходить можно лишь в самом крайнем случае).

Согласно главному правилу “сайт-билдинга”, исполнителя стоит выбирать по его работам, причем, руководствоваться следует не только их дизайнерской привлекательностью, но и адекватностью ресурсов потребностям бизнеса. Хорошо, если компания специализируется на изготовлении сайтов именно для предприятий сегмента HoReCa, значит, она понимает его потенциальных клиентов. В любом случае, начальный этап открытия Интернет-представительства должен заключаться в исследовании портрета целевой аудитории и анализе конкурентных предложений. Сайт, нарисованный на салфетке, а потом перенесенный в компьютер, из-за отсутствия под собой реальной маркетинговой базы рискует навсегда остаться тестовым и временным.

Следующими этапами работы должны стать разработка концепции ресурса, его структурирование, организация, регистрация доменного имени и размещение в сети Интернет. Все это, включая исследования, уважающая себя вэб-студия возьмет на себя, тоже касается изготовления контента. Почти никто не возвращается на сайт лишь на том основании, что там интересный дизайн, первична на любом Интернет-ресурсе именно информация. К тому же, текст для сайта помимо рекламной несет и сугубо техническую задачу: все вербальные описания должны быть оптимизированы под работу поисковых машин, так что контенту следует уделить максимальное внимание.

Кадрина Айситулина (для “Ресторанных Ведомостей”)

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий