...

Классификация предприятий общественного питания

 Услуги общественного питания подразделяются на:

1. Услуги питания.

2. Услуги по изготовлению и реализации различных блюд.

3. Услуги по организации потребления и обслуживания.

4. Услуги по организации досуга.

5. Информационно-консультативные услуги.

Предприятие, оказывающее услуги общественного питания должно соответствовать заявленному типу (классу) согласно требованиям нормативных документов. В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Типы предприятий общественного питания, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются самим предприятием в соответствии с государственным стандартом.
        Обязательные требования и нормы для предприятий общественного питания устанавливаются ГОСТ Р № 50-762-95 Классификация предприятий общественного питания. Общие требования. Настоящий стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Рестораны и бары в соответствии с уровнем обслуживания и предоставляемыми услугами подразделяются на классы: первый, высший, люкс, в соответствии с вышеуказанным стандартом:

 Согласно различным нормативным документам предприятия общественного питания, независимо от его типа, должны отвечать следующим требованиям.

1.  Соответствие его целевому назначению.

2.  Точность и своевременность предоставления услуг – на видном месте должен висеть график работы и нарушаться он не должен.

3.  Безопасность и экологичность:

        а) В здании должны быть аварийные выходы, лестницы, заметные информационные указатели.

         б) Предприятия должны оборудоваться  системами оповещения, средствами защиты от пожара.

         в) Должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, состояние сантехнического и производственного оборудования, удаления отходов и т.д. 

         г) Персонал должен быть обучен безопасным методам работы и проходить медицинское обследование.

4. Эргономичности и комфортности

5. Эстетичность.

6. Социальная адресность.

7. Информативность.

 

Критерии классификации предприятий общественного питания

I..Характер торгово-производственной деятельности.

         Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

– люкс – изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей – для баров;

– высший – оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров;

– первый – гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных – для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

– по ассортименту реализуемой продукции – например, рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

– по месту расположения – ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон – ресторан и др.

Бары различают:

– по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления – молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;

– по специфике обслуживания потребителей – видеобар, варьете-бар и др.

Кафе различают:

– по ассортименту реализуемой продукции – кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная;

– по контингенту потребителей – кафе молодежное, детское и др.

Столовые различают:

– по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и диетическая;

– по обслуживаемому контингенту потребителей – школьная, студенческая и др.;

– по месту расположения – общедоступная, по месту учебы, работы.

Закусочные разделяют:

– по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).

Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

При определении типа предприятия учитываются следующие факторы:

– ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

-техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);

– методы обслуживания;

– квалификация персонала;

– качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

–  номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

         II. Ассортимент продукции

а) Полносервисные – предлагающие широкий выбор блюд. Всегда высока доля фирменных и заказных блюд “высокой кухни”.

б) Специализированные предприятия могут быть различной специализации – от широкой – готовят блюда определенной кухни (французской, итальянской, китайской и т.д.), до узкой, когда работают только с одним блюдом. Однако, это носит условный характер.         Среди предприятий питания по этому признаку легко классифицировать бары: пивные, винные, молочные, коктейль-бары.

         III. Вместимость

         Для ресторанов –  от 50 до 500 мест.

         Для кафе – от 50 до 150 мест.

         Для столовых – без ограничений – от 50 до 500.

         IV. Форма обслуживания.

         Бывают:

1.  Предприятия самообслуживания.

2.  С частичным обслуживанием официантами.

3.  С полным обслуживанием.

4.  С обслуживанием буфетчиками.

         V. Время функционирования.

1.  Постоянно действующие или сезонные.

2.  Работающие в дневное и вечернее время или в ночное.

         VI. Тематическая направленность

  1. Салонный ресторан – изысканность во всем. Шикарный интерьер, богатая сервировка, изысканные блюда, степенный персонал. Атмосфера изысканности, элегантности. Артистов отличают высокий профессионализм, живое инструментальное исполнение.
  2. Фольклорный ресторан – основан на культуре народов, его быте, кухне. Шоу построено на национальном фольклоре. Желательно, чтобы репертуар был разнообразным, например, восточная и европейская кухни, музыка и т.д.
  3. Специализированный ресторан – основывается на специфике  подаваемых блюд, например, рыбный, пивной.
  4. Интерьерный и ландшафтный ресторан – имеют необычный интерьер и месторасположение, например, “Ласточкино гнездо” в Крыму, “Седьмое небо” в Останкинской телебашне, “Царство Нептуна” – под водой.
  5. Музыкальный ресторан – ориентация на тот или иной вид музыки (рок, джаз, классика и др.). Выбор направления определяет оформление интерьера. Людей объединяет возможность общения.
  6. Концертные рестораны – ориентированы на шоу-программы, концерты вокалистов, популярных коллективов. Часы работы – вечерние. Днем – репетиции. Многие мировые звезды – Уитни Хьюстон, Роллинг Стоунз, считают своим долгом выступить в местном ресторане.
  7. Таверна – разновидность ресторана. Основная функция – предоставление питания. Культурно-развлекательная программа развита слабо, интерьер простой.
  8. Кафе – шантаны – впервые появились в Париже. Здесь появился канкан, как вызов морали буржуазного общества. В таких ресторанах исполняются песни и танцы эротического содержания. Часто к этому прибегают рестораны, финансовые дела которых идут неважно. Появление таких кафе также связано с социальными изменениями в обществе.

9.  Арт-кафе – ориентированы на проведение мероприятий сферы культуры, встречи с артистами, художниками, писателями. Создается неформальная атмосфера общения с интересными людьми.

10.Рестораны смешанного типа – наиболее распространенный вариант, с хорошей кухней и т.д. Рассчитаны на разнообразный контингент.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий