Группа «Шоколадница» разрабатывает модель перезапуска бизнеса

Группа «Шоколадница» из-за кризиса готова закрыть почти половину кофеен – прежде всего, в торговых центрах и там, где не сможет договориться о льготах по аренде. Процесс оптимизации сети компания начала еще в конце прошлого года, но из-за кризиса закроет больше точек, чем планировала.

Посетители вернутся в кофейни не раньше 1 июля – и это по оптимистичному сценарию, считает гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный. Пока компания готовится «перезапустить бизнес с нуля» и не планирует открывать новые кофейни ни в этом, ни в следующем году.

«Закроем ли мы часть своих точек? Да, закроем. Из 300 ресторанов сейчас потенциально в списке у нас до 140 ресторанов, которые мы закроем. То есть из 300 может остаться 160», – сказал генеральный директор ГК «Шоколадница» Олег Подгорный в ходе онлайн-конференции «Идеальный шторм. Пандемия как триггер для трансформации мира, бизнеса и инноваций».

Закрытие кофеен будет в большой степени зависеть от того, удастся ли компании договориться с арендодателями. По его словам, сейчас проще идут переговоры с владельцами помещений в стрит-ритейле, чем с торговыми центрами. «И оно, наверное, понятно, потому что, я думаю, ТЦ, скорее всего, больше закредитованы, чем стрит, поэтому они медленнее и неохотнее идут на какие-то уступки», – отметил Подгорный.

На сегодняшний день в режиме обслуживания доставки работает только 61 точка, практически все они расположены в стрит-ритейле.

Кандидаты на закрытие

«В большей степени в списке на потенциальное закрытие – это точки ТЦ», – сообщил гендиректор сети.

По его словам, около 45% арендодателей «Шоколадницы» дали компании скидку на арендные платежи, средний размер которой составляет 40%. Еще 20% арендодателей дали нулевую ставку по аренде на апрель, «несколько человек» согласились на нулевую ставку на апрель и май. «С остальными мы в процессе переговоров, порядка 10% арендодателей вообще не отвечают на наши запросы», – сообщил Подгорный.

Читать также:  Образовательный on-line рестопрактикум «Эффективная доставка. Версия: весна-лето 2020»

«То есть потенциально мы готовы закрыть половину ресторанов там, где мы не договоримся о проценте от оборота, и там, где процент от оборота не будет адекватен получаемой выручке и доходности, которая существует в отрасли», – отметил он.

Закрытие началось еще в 2019 году

Оптимизировать свою сеть «Шоколадница» начала еще до кризиса. С ноября прошлого года компания закрыла около 50 кофеен и планировала закрыть еще 20-30 предприятий, но из-за кризиса закроет больше.

«У нас в сети средние затраты на аренду перед кризисом достигли 30% от выручки, что было уже сверх доходности бизнеса <…> Раньше мы были готовы закрыть еще где-то 20-30 точек, оставив в портфеле кофейни с нулевой EBITDA, но которые поддерживают оборот сети. Сейчас мы понимаем, что мы не готовы к этому, потому что «нулевые» точки все равно в результате приносят убыток. Поэтому мы готовы закрыть гораздо больше точек», – отметил Подгорный.

«Текущая ситуация просто поставила этот вопрос ребром. А вопрос уже стоял до этого. Мы начали у себя в сети этот процесс (закрытия кофеен – ИФ) с ноября 2019 года, и к моменту кризиса мы уже закрыли больше 50 точек там, где мы не смогли договориться с арендодателями. Рынок был очень сильно «раскачан», в какой-то момент уже многие точки существовали ради самого существования, и многие точки даже были убыточными. То есть вопрос решения этой проблемы назрел уже давно, а сейчас он просто усугубился», – пояснил он.

Старт с нуля

Читать также:  В Москве за сутки выявили менее тысячи заболевших COVID-19

Потребители смогут вернуться в рестораны не раньше июля по оптимистичному прогнозу, считает Подгорный. Причем чем дольше продлятся ограничения, тем дольше будет восстанавливаться трафик гостей.

Пока компания разрабатывает «модель перезапуска бизнеса”: например, адаптирует меню с учетом ожидаемого падения доходов населения. Открывать новые кофейни «Шоколадница» не планирует ни в этом, ни в следующем году.

«Мы сейчас делаем модель перезапуска бизнеса, то есть старт с нуля. И мы планируем, что приблизимся к результатам 2019 года в лучшем случае во II квартале 2021 года. А до этого рост будет идти очень медленно – из-за нескольких факторов. Доходы населения упадут, и упадут достаточно серьезно. Второе <…> что касается ресторанов, будет постоянное нагнетание такой атмосферы, что, несмотря на то, что самоизоляция закончилась, вы должны себя беречь, должны быть аккуратными. Как результат люди не будут ходить в рестораны. И даже если будет какой-то трафик, заполняемость ресторанов будет в разы ниже, чем было до этой ситуации, просто потому, что обеспечить социальную дистанцию – значит в три раза снизить возможность посадки в ресторане. То есть для ресторанного бизнеса ничего хорошего в течение года после запуска не будет», – сказал Подгорный.

Доставка не панацея

«В этом плане что мы можем делать, мы пытаемся делать: мы активно развиваем доставку, но доставка никогда не будет полноценно работать для ресторанной отрасли, потому что доставка – это еда домой, а еда домой – это ограниченное количество поводов потребления. Ресторан – это атмосфера, времяпрепровождение, абсолютно другие поводы потребления. Поэтому доставкой мы не покроем свои объемы», – отметил он.

Читать также:  Полиция проверит информацию о массовой драке в Москве

Take away

Кроме того, «Шоколадница» будет развивать сегмент take away, «потому что большое количество людей будет бояться сесть в ресторане, но может быть готово будет зайти, забрать свой заказ и уйти».

Кроме того, компания изменит меню с учетом падения доходов населения. «Мы, конечно, будем очень фокусированно работать над нашим меню, над нашим предложением. Это как раз направлено на то, что доходы населения снизятся кратно, и мы должны будем каким-то образом адаптироваться, чтобы наше предложение было доступно более широкому кругу людей», – сказал гендиректор «Шоколадницы».

«Все наши усилия будут направлены на скорейшее восстановление и повышение эффективности тех точек, которые мы оставим в своей сети. Это будет первая задача. Если говорить о развитии, то мы будем, может быть, думать о нем в конце 2021 года, в зависимости от ситуации. То есть на 2020-2021 год никакого развития», – добавил он.

По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», «Шоколадница» является крупнейшим игроком в сегменте кофеен в России. Выручка ее операционной компании – ООО «Галерея Алекс» – в 2018 году составила 8,9 млрд рублей, чистая прибыль 257,3 млн рублей.

Историческое кафе «Шоколадница» у метро «Октябрьская» в Москве было открыто в 1964 году. Группа «Шоколадница» была основана в начале 2000-х годах, с 2006 года сеть начала активно развиваться в регионах.

В группу «Шоколадница» входят одноименная сеть кофеен, а также сети «Кофе Хауз» и «Ваби Саби». Кроме того, группа по франшизе развивает сети KFC, Pizza Hut, Panda Express. Основной владелец компании – Александр Колобов.

Источник:

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь