28.01.10 Итоги 2009 года для малого бизнеса в России. Неутешительные факты

Итоги 2009 года для малого и среднего предпринимательства

 

Весь 2009 год прошёл под знаком борьбы с международным финансовым кризисом. Обвал российской экономики сильно удивил только руководство страны: «Только встали с колен и… пошли на дно!»  Достигнув дна отдельные отрасли экономики стали зарываться в него, остальные ползать. И только светлые мысли о инновационном пути развития России и достаточно высокие цены на энергоносители не позволили экономике утонуть окончательно. Печально, что Россия – единственная из стран БРИК, имеющих положительные показатели в этом году, продемонстрировала падение конкурентоспособности. И этому есть объяснение.

Еще в марте 2009 года авторитетный журнал Forbes опубликовал список лучших стран для бизнеса, в котором Россия опустилась за год с 86-го на 103-е место из 127 возможных, заняв почётное место между Мавританией и Гондурасом.

Конечно, можно не доверять экспертам и опросить предпринимателей, что и было сделано в апреле 2009 года Всероссийским движением «За честный рынок» (ВДЧР) и Национальным антикоррупционным комитетом. Опрос проводился с целью выяснения ситуации с поддержкой малого и среднего предпринимательства (МСП) и был представлен Президенту РФ Д.А. Медведеву на Совете по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. Опрос проводился в 22 регионах страны и было опрошено около 10 тысяч предпринимателей. (Данные опроса, представленные Президенту РФ включали лишь 1325 МСП. Итоговые данные по 10 000 предпринимателей аналогичны). 95% предпринимателей утверждали, что антикоррупционное и бюрократическое давление на бизнесе не снижается; 87% не имеют доступа к антикризисной поддержке; более 30% давали «откаты» за кредиты; 90% уверены в невозможности доступа к антикризисным ресурсам без использования коррупционных связей; более 50% предпринимателей уверено в личном обогощении чиновников федеральных органов власти, менее 50% – региональных и муниципальных чиновников. Особенно предприниматели отметили роль банков в ухудшении положения предприятий.

Всемирный Банк опубликовал в октябре 2009 года первое субнациональное исследование «Ведение бизнеса в России – 2009». В нём Россия опустилась на 120-е место среди 183 стран. Во Всемирном Банке считают, что деловой климат в Москве – худший для России среди крупных городов. Заниматься предпринимательской деятельностью проще в Казани, Твери и Петрозаводске, Ростове-на-Дону, а вести деятельность сложнее в Питере, Воронеже и Москве.

Российские бизнесмены, как и авторы доклада, уверены – необходимы масштабные реформы как на федеральном, так и на муниципальном уровне! В противном случае предприниматели, как не видели выделенных федеральным центром 185 млрд. руб. в 2009 году, так и не увидят 11 млрд. рублей поддержки в 2010 году. Уверен, что 30 млрд. $, направляемых на малый бизнес в США дойдут до адресата (США занимает 1-е-2-е место в рейтингах лучших стран для бизнеса в мире).

26 мая второй раз официально отмечался День предпринимательства в России. Президент в своей загородной резиденции «Борвиха» принял «номенклатурных» предпринимателей, а в ТПП РФ собралась региональная бизнес-элита страны на конференцию «МСБ как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях», где констатировалось: «В сложных экономических условиях… поддержка МСП становится одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях…» Любопытно, что будет с малым бизнесом, когда он окончательно будет поддержан на всех уровнях?

Чтобы совсем не погибнуть от такой «поддержки» предприниматели многих регионов в этот знаменательный день провели митинги протеста против антипредпринимательской политики государства. Это была первая Всероссийская акция в защиту прав предпринимателей малого и среднего бизнеса, прошедшая в профессиональный праздник – День предпринимательства. Таким образом, 26 мая становится Днём защиты прав МСП в России.

Особенно необходимо отметить активизацию в 2009 году государственной «помощи» по организации саморегулирования предпринимательской деятельности. Как человек много лет занимавшийся идее развития отраслевых союзов и союзов работодателей, и не раз инициировавший консолидационные процессы на региональном и федеральном уровнях, был просто шокирован результатами создания СРО в строительной отрасли. Фактически можно констатировать, что благодаря 148-ФЗ с 1 января 2009 года в России на малый строительный бизнес начинается «охота» и в ближайшее время он будет уничтожен. Удивительно, но законодатели руководствовались «замечательным» принципом равенства всех участников гражданских правоотношений, установив для крупных, малых и средних предприятий одинаковые размеры минимальных взносов, а также поровну разделив ответственность всех участников СРО. Не трудно догадаться какой уровень бизнеса в СРО будут поддерживать многоуважаемые господа Басин, Кошман, Яковлев.

Еще 7 лет назад неоднократно пытался на уровне ТПП РФ и Антимонопольного ведомства реализовать идею Общественного антимонопольного контроля за состоянием малого бизнеса в отраслевых союзах. В отраслевых общественных структурах, состоящих из представителей крупных, средних и малых фирм, малый бизнес наиболее беззащитен, а в строительной индустрии сегодня и ему совсем не оставляют шансов на выживание. В России законы, как правило, пишутся в интересах влиятельных групп, а малый бизнес к ним не имеет никакого отношения. Подтверждением этого является и вступивший в силу в мае 2009 года 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При его принятии исполнительной власти и законодателям не понравилась предложенная в проекте прямая ответственность бюджета и чиновника перед предпринимателем за нарушение его прав и её выкинули. Закон превратился в «клетку» для бизнеса. А право на внеплановые проверки фактически существует.

 

I. Мелкая розница

 

Инициатива движения «За честный рынок» «О моратории на сокращение мелкой розницы» была поддержана Ю.М. Лужковым. А круглый стол в феврале 2009 года Мосгордуме «Развитие цивилизованного рынка мелкорозничной торговли в г. Москве» способствовал созданию при Департаменте потребительского рынка и услуг города рабочей группы по мелкой рознице.

Апрельское измерение общей численности безработных в стране по методологии МОТ показало, что она перевалила за 10%, составив 7,7 млн. человек. В этих условиях дать людям работу в мелкорозничной торговле стало крайне актуальным. Снижение покупательской способности населения заставило людей искать более дешевые товары. Стали открываться рынки выходного дня. Было увеличено количество дней их работы.

Отказ правительства многих регионов от сокращения палаточной торговли предполагал и временный отказ от конкурсов на размещение объектов. Последние годы конкурсы в России регулировали плановое сокращение мелкой розницы. К сожалению, в ряде регионов весь 2009 год шло активное уничтожение палаточной торговли. Например, в Волгограде, где местные депутаты намечали закрыть 98% киосков.

Движение «За честный рынок» активно поддерживало уведомительное размещение объектов мелкой розницы на территории районов, предполагая цивилизованное развитие этого вида торговли в местах, необходимых для населения.

Читать также:
Генная инженерия против жирной рыбы

Однако цивилизованные формы развития не всем показались интересными. В префектурах во второй половине года стали проводиться очень странные конкурсы. Их непрозрачность поражала даже специалистов. Так конкурс по размещению объектов печатной продукции, о котором были проинформированы предприниматели, оказался конкурсом и для объектов продовольственных товаров – видимо для своих.

Но шокировало другое. Опросы предпринимателей продовольственных танаров – (киосков) в Южном административном округе г. Москвы показали, что 70% действующих объектов отсутствуют в дислокации, то есть стоят без согласования. Выяснилось, что эти объекты находятся под «крышей» местной милиции и управ. Сколько стоит управская «крыша» удалось выяснить в Юго-Западном округе, где танаро – место незаконно продаётся за 30 тысяч рублей в месяц. По чём «крышует» милиция узнать не удалось. Хотя, допускаю универсальность таксы.

Активизация «подпольного» бизнеса местных контролёров и милиции привела к росту краж объектов мелкорозничной торговли. Только в Юго-Западном и Западном округах за короткое время было похищено 29 танаров, причём милиция разводит руками. Предприниматели говорят, что танары в России больше не производятся, а возможность на ровном месте зарабатывать деньги толкает на преступления. Предприниматели полагают, что без милиции здесь не обошлось. Получается, нашим чиновникам от торговли и милиции очень выгодна непрозрачность в мелкорозничной торговле – можно получать с предпринимателей дополнительный доход.

 

II. Закон о торговле

 

Именно так он должен называться в свободной, цивилизованной стране. Какое ещё госрегулирование? Нужна свободная конкуренция, свободные цены, свободное перемещение товаров по территории России и серьёзное ограничение сетевых структур!

То, что произошло сегодня с торговлей – явление не удивительное. Страна последние десятилетия функционирует как сырьевой придаток мирового рынка: туда – полезные ископаемые и углеводороды, обратно – продукты питания и ширпотреб. Сегодня, как правило, торговые сети принадлежат иностранным оффшорным компаниям. Доля продукции, произведенной российскими компаниями, неуклонно сокращается. Ставшие монстрами, сетевые компании тотально уничтожают малые формы торговли не способные с ними конкурировать.

В цивилизованных странах крупные сети ограничены в объёме размещения (доминирования) и во времени работы.

Опыт Санкт-Петербурга, где сети составляют 80% всей торговли, продавая 80% импортной продукции, привёл к тому, что в городе фактически уничтожен мелкий торговый бизнес, а вместе с ним и мелкие фермерские хозяйства, малые производственные фирмы, как части производственно-торговой цепочки. Сокращение малого и среднего торгового бизнеса неизбежно ведёт к уничтожению конкурентной среды и к монополизации рынка России сетевыми и крупными торговыми структурами. Депутаты закон приняли. К сожалению, была отклонена поправка о снижении антимонопольного порога доминирования торговых сетей с 25-15%. Конкурент сетевой  торговли – мелкорозничная, поставлена в зависимое положение.

В итоге, закон получился о взаимоотношениях сетевой торговли и крупных производителей. А где  в законе малый торговый бизнес, почему он не нужен депутатам и правительству?

 

III. Алкогольный рынок

 

Только маленькие дети в России не знают, что происходит на рынке алкоголя и какие структуры зарабатывают миллиарды рублей, спаивая, убивая население страны. Погоня за наживой высокопоставленных чиновников и силовиков привела к тому, что среднестатистический россиянин выпивает в год 18 литров спирта, хотя ещё несколько лет назад эта цифра была в 2 раза меньше. Всем известно, что почти 50% крепкого алкоголя находится в тени. Основное его производство осуществляется в трёх кавказских республиках и Подмосковье. На Кавказе этот бизнес фактически принадлежит руководству республик. И этому был бы положен конец, если огромная часть доходов от продажи неучтённой водки не шла бы наверх.

Последние 4 года, не заинтересованные в падении доходов водочных королей, лоббисты прекрасно справлялись со своей работой в Правительстве РФ и Государственной Думе. Чего стоит только один 102 ФЗ, нанесший огромный урон малому торговому бизнесу. Благодаря принятию этого закона и активной деятельности депутата Госдумы Валерия Драганова и Главного санитарного врача Геннадия Онищенко, постоянно придумывающих невероятные «страшилки» (Итоги 2007 года для МСП www.vdcr.ru), внимание общества и депутатов регулярно переводится с больной головы (алкогольная мафия) на здоровую (малый бизнес). В результате – 18 литров спирта (производство на душу населения) – смертельная доза! А какова роль лоббистов из «Атласа» – хотели заработать на внедрениях системы контроля? И кому нужен Ваш ЕГАИС? Тем более «ключами» к системе  контроля  они «обеспечили» заводы… Вот оно, разрушающее действие коррупции. Кажется, президент страны должен делать оргвыводы.

 

IV. Государственный заказ

 

То, что происходит на этом рынке после принятия 94 ФЗ не поддаётся никакому объяснению, кроме фантастической коррупции. Почти год назад, на наши попытки привлечь внимание к проблеме госзакупок чиновников в Доме правительства, меня заверили, что электронные торги – это решение всех вопросов, теперь можно спокойно участвовать в тендерах. И только в июле 2009 года страна узнала своих «героев». Это на далёком Западе новые правила вводятся для улучшения жизни граждан, а у нас, кто будет этих граждан спрашивать? Все делается, чтобы наши чиновники увеличивали свои доходы. Оказывается, по всей стране заказчики размещали данные о торгах с использованием в предмете заказа латинских букв вместо аналогичных русских, а также вставляли в наименование лотов цифру «0» и другие символы.

Так, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru таких нарушений допущено на миллиарды рублей. Мошенничество современных Остапов Бендеров этим не ограничивается.

В Ростовской области министерство экономики предложило включать независимых участников в конкурсные комиссии. Идея внешнего контроля не случайна. Так статья моего коллеги «Десятки миллионов на ветер… или тендеры в сфере информационных технологий» (www.vdcr.ru) взорвала Интернет – сообщество.

Узаконенное воровство бюджетных денег через аукционы – обычное дело сегодня.

Месяц назад присутствовал на пленуме Российского профсоюза текстильной и легкой промышленности. Выступающие представители ряда регионов называли происходящее в области госзакупок бандитизмом властей (преступлением) и настоящей трагедией российских производителей. Кажется, только Москва, оказалась на высоте (судя по публикациям в газете «Московский предприниматель»). Может ли кто-то из предпринимателей подтвердить, что 20% городского заказа было размещено среди малых предприятий? Ни я, ни мои коллеги не видели в этом году ни одного счастливого малого предпринимателя. Более того, уже 2 месяца предприниматели-швейники пытаются выяснить, кто этой осенью одел московских транспортников. Думаю об этом знает только один человек – министр  транспорта и связи г. Москвы Василий Кичиджи.

 

V. Промышленная политика

Читать также:
Казеиновый протеин - контроль над катаболизмом

 

Ужасающее падение промышленного производства, начавшееся с лета 2008 года, продолжалось и в 2009 году. Ожидания правительства положительного воздействия девальвации рубля на промышленность не оправдалась. Можно ли говорить о промышленной стабилизации в условиях кредитного коллапса? Сырьевая направленность экономики, отсутствие оборотных средств, падение покупательской способности и многое другое стало предметом обсуждения V Ежегодного бизнес – форума предприятий реального сектора, проходившего летом 2009 года в Москве (www.vdcr.ru «От выживания к обновлению?») Блистательный экономический доклад «Деловой России» констатировал, что так больше жить нельзя. Нынешняя государственная политика по сути своей несёт угрозу цивилизованному развитию страны. Требуется изменение приоритетов, снижение налогового бремени, прямая финансовая поддержка реального сектора экономики. Обещанная программа по уменьшению зависимости бюджета от «нефтяной иглы» провалилась и здоровье российской экономики во многом определяется внешними факторами. Многие экономисты уверены, что главной движущей силой восстановительного роста в промышленности в таких условиях является подъём мировой экономики или внешний спрос.

Перелома ситуации с кредитованием до конца года не произошло, не помогло ничего: ни госгарантии по кредитам реальному сектору, ни транши субординированных кредитов банкам, ни снижение ставки рефинансирования. Почему-то банки,  объясняя стагнацию кредитования реального сектора, утверждают, что кредитовать им, по сути, некого. Изменения ситуации банкиры ждут не раньше 2010 года, когда может наступить либо серьёзное улучшение экономической ситуации, либо принципиальное снижение уровня кредитного риска.

Начало 2010 года может ухудшить положение тех предприятий, итогом работы за 2009 года которых стали отрицательные показатели баланса. Никакие гарантии государства не помогут им получить кредиты. Поэтому многие специалисты опасаются, что 2010 год для реального сектора может стать определяющим.

Программа инновационного развития серьёзно буксует: ни создаваемые малые фирмы, ни технопарки, ни различные центры трансфера технологий, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические законы, ничто не внушает оптимизма. По мнению президента Медведева ситуация с инновационной активностью на промышленных предприятиях «не только не меняется, а в значительной степени под влиянием кризиса, конечно, просто ухудшается». По его мнению деловые круги не проявляют интереса к модернизации экономики, «бизнес никак не мотивирован на такого рода деятельность, он не хочет этим заниматься».

Очень хочется поверить президенту, однако необходимо отметить абсолютную не готовность со стороны ответственных чиновничьих структур. К примеру, возглавляемое мной предприятие неоднократно в течение года подавало заявку на поддержку в приобретении необходимого оборудования, способного совершить фирме качественный технологический прорыв. В ответ – молчание или требование многократного заполнения каких-то анкет, «для галочки». В результате на предприятии чуть ли не в три смены организована работа подразделения, отвечающая за выпуск инновационной продукции, производимой по кооперации. О создании окологосударственных инновационных проектов-программ «Электронных правительств» смотри в разделе «Государственный заказ». Совершенно правильный вывод делает г-н Медведев: «Ни фига мы не продвинулись!» Деньги эти всё равно разворуют!

 

VI. Кризис и модернизация

 

 

«Так дальше развиваться нельзя. Это тупик. И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего». – Дмитрий Медведев.

Всемирный экономический форум опубликовал «Отчёт по глобальной конкурентоспособности 2009-2010 гг.», содержащий рейтинг по странам мира. Россия заняла в общем рейтинге 63-е место, опустившись, по сравнению с 2008 годом, сразу на 12 позиций. В нижней части рейтинга Россия оказалась по таким слагаемым: «Инфраструктура» – 71 место, «Технологический уровень» – 74, «Конкурентоспособность компаний» – 95, «Эффективность рынка товаров и услуг» – 108, «Общественные институты» – 114, «Развитость финансового рынка» – 119 место. В рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России названа – коррупция. На втором месте – проблема с доступом к финансированию (Это прямой результат полутриллионного корпоративного долга, набранного при Путине). Третьим по величине «барьером» объявлены российские налоги, делающие любую легальную экономическую деятельность заведомо убыточной.

Я бы прибавил к этому рост числа чиновников в 2 раза с начала путинской административной реформы (За первое полугодие 2009 года зарплата чиновников выросла на 12,1%).

Так какой выход из тупика нашли наши правители? Вертикальная модернизация, для пяти отраслей? Возможно в истории есть примеры выхода из кризиса таким путём, но большинство аналогичных попыток не привели ни к чему хорошему, говорят известные экономисты. Разворовывание средств, заявленных в «прорывные» направления и серьёзное отставание в развитии – вот, что ждёт Россию на этом пути! Нужно улучшить условия всему Российскому бизнесу. Выход России из кризиса – это оживление бизнеса, снижение налогов и давление на него. Правительство не создаёт ровным счётом ничего, а бизнес создает прибавленную стоимость. Нужно направлять все усилия на горизонтальную модернизацию и отказаться от вертикальной. А ещё при модернизации нужна свобода! Без экономической свободы российская экономика расти не хочет и не будет. Такую модернизацию в России ждёт провал!

 

VII. Великая энергетическая держава

 

Наша страна объявила своим приоритетом обеспечение глобальной энергетической безопасности ещё в 2002 году, получив приглашение занять в 2006 году председательское кресло в «Большой восьмёрке».

Доминирование добычи и экспорта сырья стало главной причиной снижения показателей промышленного производства, капиталовложений, реальных доходов населения и, в конечном итоге, ВВП. Поскольку сырьевой сектор обеспечивает всего 1,5% занятых (в перерабатывающей промышленности в 10 раз больше), уровень доходов в сырьевом секторе в разы превышает доходы в неразвитых секторах экономики, в обществе происходит социальное расслоение. Из-за неразвитости рынка – очень тонкая прослойка среднего класса, которая состоит преимущественно из чиновников, заинтересованных в укреплении государства. Это приводит к отсутствию реального спроса на демократические институты.

Экспортно-сырьевая модель почти не нуждается в малом предпринимательстве, так как лишние рабочие руки государству проще занять работой на крупные компании.

Рост экспортных поступлений способствовал развитию оптовой и розничной торговли, через закупку товаров за границей. Это привело к интенсивному развитию иностранных торговых сетей. Пример Санкт-Петербурга, где путём ликвидации 35000 малых предпринимателей сферы розничной торговли была уничтожена конкурентная среда. Идёт фактическое уничтожение российских малых и средних поставщиков и замена их продукции на иностранную. В Питере 80% продуктов питания – импортные. К этому движется ситуация и в Москве.

Мощнейшее сырьевое «правительство» страны, те, кто имеет высокий доход и ни при каких условиях не пойдёт на изменения – ещё одна причина будущего провала нынешней модернизации. И сегодня, несмотря на многочисленные заявления, модель экономического роста не меняется и по-прежнему всецело зависит от экспорта нефти.

Читать также:
В чем польза овса?

 

VIII. Черкизон

 

Кажется подробнее описать ситуацию вокруг Черкизовского рынка, закрытого 29 июня 2009 года невозможно («Чёрная дыра России» www.vdcr.ru), но время идёт и проясняет некоторые вопросы.

Во-первых, колоссальными убытками закончилось пребывание на Черкизовском рынке большинства российских производителей швейных и обувных изделий. Помимо нескольких месяцев ареста их продукции, наши швейники серьёзно пострадали от милицейского произвола. Это и воровство продукции, по многочисленным фактам которого составлялись заявления в УВД ВАО г. Москвы, и «выкуп» своего товара с арестованных складов, и просто оскорбительное отношение. Но, самое главное, за полгода мы не увидели никакой вменяемой политики со стороны наших властей по организации оптовой и розничной торговли в Москве для российских производителей. Загнав наши производственные предприятия бездумными налогами и другими ограничениями в неконкурентное пространство, государство просто отказалось замечать эту проблему. («Открытое письмо Премьер-министру РФ В.В. Путину» www.vdcr.ru). Зато из всех «щелей» сегодня вылезает «Версаче», шитое в Московском регионе иностранцами с Черкизона. Почти полгода после закрытия  рынка, в трёх шагах от него, на заводе Метромаш, живут и шьют вьетнамцы. У них, в отличие от московских производителей нет перебоев в работе. Этот пример приводился в статье «Чёрная дыра России» ещё в июле 2009 года. Кто крышует иностранцев в г. Москве?

Почему Китай готов инвестировать в строительство новых торговых комплексов в России миллиарды долларов, а мы помогаем своему бизнесу только на словах? Какая помощь будет оказана государством и кому, уверен, мы не скоро узнаем.

Не могу не вернуться к истории открытия в конце мая 2009 года супер-отеля «Мардан Палас» в Турции, где на церемонии г-н Кобзон обратился к Исмаилову: «Сегодня день твоей победы, Тельман» и спел песню «День победы». Стал ли петь эту особую для россиян песню Кобзон, если бы знал, что огромная доля от 650 млрд. рублей, которые ежегодно государство теряет от неуплаченных налогах с ввозимой в страну контрабанды, приходится на Черкизовскую чёрную дыру? И денег этих хватило бы, чтобы поднять пенсионерам и ветеранам пенсии в полтора раза!

Но самое большое удивление в связи с историей с Черкизоном возникло, когда один мой осведомленный знакомый подтвердил мои подозрения о причастности и российской и китайской «Триады» к бизнес-процессам на рынке, ссылаясь на слова бывшего руководителя российского отделения Интерпола генерала Владимира Овчинского: «Триада управляет контрабандой»

 

IX. Кошмарить?!!!

 

Известно, что за последние 10 лет российские чиновники фактически приватизировали государственные функции. Вступивший в силу с 01 мая 2009 года 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц…» должен был упорядочить взаимоотношения между предпринимателями и проверяющими органами и оградить бизнес от излишнего контроля, запретить внеплановые проверки. Могут ли руководителя государства своему двухмиллионному российскому чиновничеству запретить подобными законами зарабатывать себе на жизнь? Конечно же, нет! Не помогает даже введенное с 1 июля обязательное получение в прокуратуре разрешения на выездную внеплановую проверку. Если верить, например, пожарным инспекторам, то для них получить такое разрешение – дело плёвое. Хочется понять: установлены ли новые коррупционные связи (контролёр-прокурор) или можно легко подделать «заявление» граждан, или доказать угрозу безопасности государства?

Беспредел при работающем законе продолжался до тех пор, пока Дмитрий Медведев в конце июля не потребовал от генпрокурора выяснить, кто «пьёт кровь» малых предпринятий и «кошмарит бизнес», так как «вообще ничего не поменялось». И только в октябре появился закрытый доклад генпрокурора, посвященный проверке ведомств, обладающих контрольно-надзорными функциями. Доклад так и не получил огласки, однако проверка генпрокуратурой плана проверок одного из ведомств показала, что 90% запланированных им мероприятий не соответствует требованиям закона. Вот они – настоящие вампиры, пьющие кровь малого бизнеса!

Так как же с ними бороться, сохраняя свой бизнес?

Трагическое происшествие в пермском клубе «Хромая лошадь» заставило глубоко изучить проблему взаимодействия с проверяющими и судебными органами.

Заявления президента, назвавшего хозяев клуба «безответственными мерзавцами», аресты подозреваемых, в том числе, главного госинспектора Пермского края по пожарному надзору, заставили сотрудников госпожнадзора активно взяться исправлять всё то, что они напортачили   («не замечали») за последние годы.

По данным МЧС в декабре 2009 года судами была приостановлена деятельность нескольких сотен развлекательных заведений по России. В Москве их оказалось около 100. Параллельно пожарные инспектора проводили проверки и других объектов.

Всероссийским движением «За честный рынок» совместно с Национальным антикоррупционным комитетом (НАК) была предложена предпринимателям анкета с целью выяснения форм и методов проверок бизнеса инспекторами пожарного надзора МЧС. В данный момент проводится анкетирование предпринимателей России. Но уже сегодня можно посмотреть на некоторые предварительные результаты. Результаты анкетирования будут представлены на Совете при Президенте РФ. Большинство нарушений правил пожарной безопасности исправляются собственными силами и с помощью имеющих лицензию организаций. Большая часть инспекторов предлагала воспользоваться услугами «своей» специализированной фирмы. Известно, что эти фирмы, как правило, делятся частью дохода с инспекторами. Половина предпринимателей согласилась воспользоваться услугами такой фирмы. На вопрос: «Пришлось ли Вам «урегулировать» проблему с инспектором?» – половина опрошенных ответила утвердительно, при этом именно половина респондентов отказалась исправлять нарушения. Можно ли на основе некоторых предварительных данных делать выводы о масштабах коррупции в структурах МЧС? Наверное, нет. Однако жесткость действий инспекторов заставляет предполагать, что большинство предпринимателей не желающих приостановления деятельности своих предприятий, а в условиях кризиса это порой равносильно банкротству, готово решить рублём возникшую проблему.

Вызывают серьёзную озабоченность действия судов, принимающих решение о приостановлении деятельности предприятий. Статья 3.12.2 КоАП говорит, что такое решение назначается судьёй, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания. Однако большинство известных нам примеров подтверждают, что к моменту судебного заседания предприниматель, как правило, устранял те нарушения, которые несли угрозу жизни людей, но судьи всё равно назначали более строгое наказание, чем это было необходимо, умышленно «нанося вред деловой репутации юридического лица», – о чём гласит ст.3.1. КоАП. Удивительно то, что судьи, как правило, объясняют такое своё поведение не знанием предмета. Странно, как же работают такие некомпетентные судьи, всецело доверяющие таким «профессиональным» инспекторам?

В новом году большое количество МСП ждут проверки пожарной безопасности. Данные о проверках опубликованы на сайтах прокуратуры. Будет ли это продолжением карательно-коррупционной политики контролирующих органов в 2010 году?

 

Илья Хандриков

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий