...

Методика оценки эффективности предприятия общественного питания

На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания (таблица 5).  Данная система показателей обеспечивает диагностику текущего состояния предприятия индустрии общественного питания, что служит основой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности.

Таблица 5.

Методика оценки эффективности предприятия общественного питания

Наименование блока

Показатели эффективности хозяйствующего субъекта

Экономическая эффективность предприятия

1. Эффективность использования ресурсов (Эр)

1.1 Коэффициент изменения уровня издержек (I(И))

1.2 Коэффициент изменения фондоотдачи (I(Ф))

1.3 Коэффициент изменения оборачиваемости оборотных средств (I(ОС))

2. Результативность деятельности предприятия общественного питания (Эрп)

2.1 Коэффициент роста розничного оборота предприятия (I(ООП))

2.2 Коэффициент рентабельности оборота (I(R))

2.3 Коэффициент рентабельности валового дохода (I(RВД))

3. Конкурентное положение предприятия (Экп)

3.1 Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота к среднему по территории (КR)

3.2 Индекс уровня цен (КЦ)

3.3 Доля рынка (КДР)

Социальная эффективность предприятия

1. Качество производственной деятельности (Экпд)

1.1 Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП))

1.2 Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША))

1.3 Коэффициент удовлетворенности обновляемостью ассортимента продукции (I(ОА))

2. Качество сервиса (Экс)

 

2.1 Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I(КС))

2.2 Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ))

2.3 Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО))

 

3. Качество обслуживания (Эко)

 

3.1 Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ))

3.2 Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР))

3.3 Коэффициент удовлетворенности уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ))

 

         Для расчета комплексных коэффициентов экономической и социальной эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов по каждому блоку в отдельности.

         Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, были выделены следующие уровни эффективности предприятия:

         а) абсолютно эффективное предприятие – это теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде, что подтверждается значением интегральных показателей экономической и социальной эффективности в рамках 1–0,99;

         б) высоко эффективное предприятие индустрии общественного питания – это хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,98–0,85;

         в) эффективное предприятие индустрии общественного питания – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,84–0,70;

         г) низкоэффективное предприятие индустрии общественного питания – это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,70–0,55;

         д) неэффективное предприятие индустрии общественного питания – не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка конкурентоспособности ниже 0,55.

         Преимущество представленной методики: получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить управление по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно получить картину эффективности предприятия общественного питания, базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации менеджеров.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий