В 1998г. объем ввоза солода в РФ составил 214 тыс. т и вырос по сравнению с 1997г. на 25% (170,2 тыс. т). Резкая девальвация рубля в августе 1998г. снизила нарастающие темпы ввоза солода. Если в I-м полугодии 1998 г. объем импорта превысил в 1,9 раза ввоз солода I-го полугодия 1997г., то во II-м полугодии 1998г. закупки его сократились в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 1998г. большую часть импорта составлял светлый солод в зернах (93,3%), меньшую часть – в зернах обжаренный (6,5%, жженый и карамельный) и незначительную – в виде муки (0,2%).
Основная часть солода (66% в 1997г. и 77% в 1998г.) импортировалась из трех западноевропейских стран – Франции, Финляндии, Германии. В 1998г. на долю каждой из них приходилось от 22 до 30% всего объема ввоза в РФ. Солод, выработанный на Украине, составил менее 1% от всего объема импорта. Другими станами-поставщиками солода в 1998г. были: Швеция (8%), Дания (6%), Великобритания (2%), Чехия (2%).
Крупнейшие зарубежные экспортеры солода.
Фирма (страна) | Наименование солода |
Малтериес Франко-Белгес (Франция) | Светлый и карамельный |
Фридрих Вайсхамер Мальцфабрик (Германия) | Светлый и карамельный |
Ой Лахден Полттимо АБ (Финляндия) | Светлый, карамельный, жженый |
Даниш Малтинг Груп А/С (Дания) | Светлый |
Рашен Мерчент Лтд. (Великобритания) | Светлый, карамельный, жженый |
В 1998г. импортом солода занимались 145 российских компаний и частных предпринимателей. Основными потребителями зарубежного солода были крупные пивоваренные заводы, на долю первой пятерки импортеров пришлось почти 70% от всего объема ввозимого солода. Из 50 субъектов Российской Федерации, закупавших солод в 1998 г., лидировали Санкт-Петербург (47,1%; в 1997 г. – 40,8%), Московский регион (32,8%; 1997 г. – 39,8%), Свердловская (3,6%; 1997 г. – 3,8%) и Омская (2,8%; 1997 г. – 3,5%) области.
Солод поставляется в двух формах: насыпью (без упаковки) и в мешках (полипропиленовых или джутовых) по 25, 40 и 50 кг.
Крупнейшие российские импортеры солода
Фирма (город) | Страна происхождения |
ОАО Пивоваренный завод Балтика (Санкт-Петербург) | Франция, Финляндия, Германия, Швеция, Дания |
ОАО Вена (Санкт-Петербург) | Финляндия, Дания |
ЗАО Моспивкомбинат Очаково (Москва) | Франция, Великобритания, Дания |
ЗАО Органза (Москва) | Финляндия, Германия |
ЗАО Клинский пивкомбинат (Моск. обл.) | Швеция, Германия, Финляндия, Чехия |
ОАО Патра (Свердловская обл.) | Германия, Словакия |
ЗАО Росар (Омская обл.) | Германия, Бельгия |
Для российского рынка пивоваренного солода характерно превышение импорта над экспортом более, чем в 100 раз. В 1998 г. объем российского экспорта солода составил 0,92 тыс. тонн. Пивоваренный солод продавался в 4 страны ближнего зарубежья, из которых по закупкам лидировал Казахстан.
Уровень цен на пиво и солод, ценовая эластичность пива
Стоимость пива у отечественных производителей и крупных дистрибьютеров этой продукции составляет в среднем от 10-11 руб. до 14-15 руб. за литр и более в зависимости от сорта пива. При этом, цена бутылочного и разливного пива (в кегах) практически одинакова (без учета стоимости тары).
В Приложении 2 Раздела ПРИЛОЖЕНИЯ приведены данные на разливное пиво одного из крупнейших пивоваренных заводов России (Комбинат пивоваренной и безалкогольной промышленности имени Степана Разина, Санкт-Петербург). Среднестатистические цены на импортное пиво в зависимости от марки составляют 0,4 – 1,1 USD за литр, при этом летом цены на 10% меньше, чем в другие месяцы.
Эластичность спроса показывает, как изменение цены на пиво влияет на изменение объемов его продаж. Если при увеличении цены на товар объемы продаж уменьшаются незначительно, следует говорить о малой эластичности спроса (спрос неэластичный). В случае, когда увеличение цены ведет к существенному снижению объемов продаж, спрос можно назвать эластичным. Высокую эластичность спроса определяют следующие факторы: наличие большого числа конкурентов-продавцов данного товара; наличие товаров-заменителей; высокая информированность потребителей о продавцах данного товара и ценах; товар не принадлежит к группе товаров первой необходимости.
Наименее эластичен спрос на крепкие напитки, исторически считающиеся основой застолья (водка, коньяк имеют показатель 0,55 – 0,45). Несколько выше эластичность спроса на шампанское, которое также считается непременным атрибутом торжества (около 0,6).
Увеличение за последние 3-4 года предложения на рынке вина привело к некоторому сокращению потребления шампанского, несмотря на относительно небольшой рост цены на него. Средняя эластичность спроса характерна для вина и пива (соответственно, 1,15 и 0,9), то есть в случае удорожания этих напитков спрос на них может сократиться. Для сравнения укажем, что безалкогольные напитки имеют высокий показатель эластичности спроса с большой зависимостью спроса от цены (газированная вода – 3,5; минеральная вода – 4,2).
В течение 1998 – 99 г.г. года среднестатистические месячные цены на импортируемый светлый солод были довольно стабильны, их минимальные и максимальные значения (260 – 330 USD за тонну, без учета акцизов, пошлин и НДС) приходились на февраль и ноябрь месяц соответственно. Аналогичные цены на обжаренный солод были выше на 30 – 40%. Стоимость 1 кг солода немецкого происхождения при условиях закупки не менее 50 т составляет около 0,55 USD на условиях поставки до границы (ДАФ). Большая часть сделок по солоду (60%) в 1998-99 г.г. была заключена на условиях поставки ДДУ (поставка без оплаты таможенной пошлины), другие условия поставок (ДАФ, СИП, СИФ, СФР) составили по 6 – 8% от всего объема ввоза.
Стоимость американского гранулированного горького хмеля тип 90 составляет около 59 USD за 1 кг чистой альфа-кислоты при условиях поставки до границы (ДАФ).